СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные результаты и их особенности в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные результаты и особенности их формирования в рамках реализации ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Образовательные результаты и их особенности в условиях реализации ФГОС»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Общие подходы к пониманию образовательных результатов

Изменения, происходящие в современном российском обществе, объективно поставили образование в центр многих политических, экономических, духовно-нравственных и других проблем жизни как страны в целом, так и ее регионов. В этой ситуации образование перестает быть самоценностью, оно становится силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности реальных секторов экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Возрастание роли образования на современном этапе развития страны определяет главную задачу российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Кроме того, необходимость модернизации системы образования обуславливается тем, что сегодня она не только не в состоянии обеспечить кадровую базу развития экономики, но и поддерживать существующей уровень экономического развития.

Новые требования к cпециалисту включают его способность приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций, его готовность осваивать новые технологии, принципиальная смена которых происходит примерно раз в пять лет, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Требуется появление нового качества образования, которое не исчерпывается объемом определенных знаний, достаточно быстро теряющих свою актуальность в условиях информационного общества. Оно включает в себя также освоение личностью универсальных способов деятельности (ключевых компетентностей) и готовность применять их в зависимости от поставленной цели и сообразно сложившейся ситуации.

Конкурентоспособность на современном рынке труда, где, по подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Соответственно, принципиально меняются цели образования. Теоретические по сути и энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

В связи с вышесказанным меняется и «портрет выпускника» каждой из ступеней общего образования.

«Портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

«Портрет выпускника основной школы»:

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

«Портрет выпускника школы»:

- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Перечисленные качества выпускников школы помогут им стать успешными людьми адаптироваться в современном мире.

Кроме того, перечисленные качества выпускников являются по сути обобщенными образовательными результатами.

Что же такое образовательный результат?

Образовательный результат – это результат, который целенаправленно формируется в рамках образовательного процесса дидактическими средствами.

Образовательные результаты выполняют функции:

- нормативной базы образовательного процесса;

- основного ориентира для разработки учебных программ, учебно-методических комплектов (УМК) и, следовательно, содержания учебного предмета или образовательной области;

- основы итоговой аттестации учащихся;

- основы аттестации педагогов и аккредитации образовательного учреждения.

Другими словами, именно образовательные результаты являются основной для отбора образовательных ресурсов (учебников, технологий, оборудования и пр.), необходимых для их достижения.

Образовательные результаты в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования представлены тремя основными группами (блоками):

а) личностные результаты, включающие ценностные ориентации, мировоззренческие установки, отношения, личностные качества, во многом определяющие направленность личности;

б) метапредметные результаты, объединяющие универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), составляющие инструментальную основу учебной деятельности школьника;

в) предметные результаты, отражающие специфику освоения учебного содержания конкретной дисциплины, предмета в деятельностной форме (преобладание предметных умений, сочетание различных видов деятельности ученика).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) говорится следующее.

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.


Виды образовательных результатов

Таким образом, в Законе указаны следующие виды образовательных результатов:

- знания;

- умения;

- навыки;

- опыт;

- ценностные установки;

- компетенции.

К перечисленным результатам следуют добавить новый образовательный результат «универсальные учебные действия».

Прочтение этих видов образовательных результатов наводит на естественную мысль о том, что некоторые из них (знания, умения, навыки) педагогам хорошо известны, понятны способы их достижения и способы измерения.

Другие результаты (деятельностные) – универсальные учебные действия, компетенции – как раз и являются теми новыми видами образовательных результатов, обязательное достижение которых предусмотрено федеральными государственными стандартами общего образования.

Рассмотрим более подробно все виды образовательных результатов.


Таблица. Виды и сущность образовательных результатов


Вид образовательного результата

Сущность

1

Знания

Наиболее поверхностный уровень усвоения информации, который предполагает усвоения определенной суммы фактов, правил, формул, дат, определений и пр.

По своей сути, знания – это информированность.

2

Умения

Более глубокий уровень усвоения информации, сочетание информации и действия.

3

Навыки

Умения, доведенные до автоматизма. Достигается путем многократного повторения действий.

4

Опыт

Итог взаимодействия человека с объективным миром.

5

Ценностные установки

Включают информированность и практический опыт.

6

Универсальные учебные действия

Освоенные компоненты учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Повышение уровня освоения универсальных учебных действий связано с усложнением учебной задачи, переносом.

6

Компетенции

Актуализированная в образовательной деятельности система ценностей, знаний, умений и навыков, способные адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Повышение уровня освоения компетенций связано с усложнением деятельности по составу, с повышением уровня субъектности.


Напомним, что в случае классификации по психологическому уровню выделяют следующие образовательные результаты: знание - узнавание, знание - воспроизведение, знание - понимание, знание – применение (близко к умениям, знание - автоматические действия (близко к навыкам), знания - отношение и знание - потребность (близко к ценностным установкам).


  1. Требования к формулировке образовательных результатов

Общими требованиями к формулировке образовательных результатов являются:

- однозначность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, имеющих двоякое толкование.

- конкретность: формулировка планируемого образовательного результата не может содержать фраз, требующих детализации или конкретизации,

- завершенность: формулировка планируемого образовательного результата должна описывать сам результат, а не процесс (недопустимы формулировки «углубление знаний», «совершенствование умений» и т.п.),

- диагностичность: формулировка планируемого образовательного результата должна позволять однозначно представлять деятельность/ситуацию, которая будет задана для проверки достижения обучаемыми указанного результата,

- прозрачность: образовательный результат должен быть сформулирован с расчетом на одинаковое понимание всеми участниками образовательного процесса.

Кроме того, образовательные результаты должны поддаваться измерению педагогическими средствами.


Таблица. Примеры формулировок образовательных результатов



Некорректная формулировка

Комментарии

Корректная формулировка

1

Готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности (личностный результат)

Эта формулировка не выражает образовательный результат, т.к. не является однозначной, конкретной, прозрачной, а потому не ясно, как диагностировать достижение результата, сформулированного в таком виде.

Попытаемся выразить результат через общепринятые виды образовательных результатов.

Знает (информирован):

Дает моральную оценку поступкам людей в жизненных ситуациях, основываясь на нормах, характерных для различных эпох (культур).

Высказывает мнения относительно заданной ситуации, содержащей ту или иную нравственную коллизию, вставая на позиции не менее чем двух вовлеченных в нее субъектов.

Получил и проанализировал опыт:

- обсуждения и установления норм классного общежития,

- проведение опросов и наблюдения по выявлению и обобщению ценностей и ритуалов произвольно избранных социальных групп

- объяснения моральных и (или) нравственные оснований собственных решений и поступков (в том числе в модельных ситуациях)

2

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, позитивная моральная самооценка, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

(образовательный результат ?)

Это не образовательный результат, а психологические новообразования, которые не диагностируются педагогическими средствами.


3

Читает географические карты (предметный результат по географии)

Эта формулировка также не выражает образовательный результат, т.к. не является однозначной, конкретной, прозрачной, а потому снова не ясно, как диагностировать достижение результата, сформулированного в таком виде.

Умеет:

  • определять значения условных знаков, используя легенду карты;

  • определять местонахождение объекта на карте с помощью географических координат;

  • определять расстояние между географическими объектами на карте, применяя различные виды масштаба (численный, именованный, линейный);

- ориентироваться на местности, используя линии градусной сети;

- cоставлять описание географических объектов по географической карте.

4

Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка

(предметный результат по русскому языку)

Неоднозначно, некорректно, непрозрачною

Знает:

  • функции языка: коммуникативную, информативную, культурологическую, владеет сведениями о лингвистике как науке, изучающей разделы русского языка.

Умеет:

  • демонстрирует знания грамматических категорий языка;

  • объясняет взаимосвязь уровней и единиц русского языка: слово - словосочетание - предложение - текст.


  1. Предметные результаты и уровни их достижения

При планировании предметных результатов необходимо выделять единицу содержания (результат, который проверяется одним тестовым заданием) и (или) уровень освоения предметного результата.

При планировании уровня освоения предметных (знаниевых) результатов удобно пользоваться таксономией целей-результатов (по Б. Блуму).


Таблица. Матрица уровней достижения образовательных

(знаниевых, предметных) результатов (по Б. Блуму)


Воспроизведение

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит конкретные факты

воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

воспроизводит технологии

воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов

воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

Понимание

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.

приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

Применение

Выполняя задание, обучающийся:

применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, технологии и т.п.

восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

Анализ

Выполняя задание, обучающийся:

вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения

выделяет признаки по заданным критериям

относит аргументы к тезисам

сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; проводит сравнительный анализ объектов (явлений)

структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

выявляет причинно-следственные связи

отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

Синтез

Выполняя задание, обучающийся:

делает вывод на основе явных посылок, делает вывод на основе неявных посылок

аргументирует высказывание; доказывает (разрабатывает систему аргументов)

делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа

выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины)

создает структуру, модель по заданным условиям

строит схему, алгоритм действия

исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин)

Оценка

Выполняя задание, обучающийся:

выбирает подходящую оценку из представленных ему

оценивает по заданным критериям

оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

делает вероятностное заключение на основе анализа

дает оценку системы


Примеры формулировок предметных результатов.

  1. Формулирует признаки равенства треугольников (уровень - воспроизведение).

  2. Составляет простой план изложения, сочинения (применение).



Задание для самостоятельной работы

Изучите список образовательных результатов, расположенный ниже.

Определите, на каком уровне освоения содержания сформулирован каждый из результатов.

Заполните Бланк 1 (для ступени начального общего образования) или Бланк 2 (для степени основного общего образования).






Бланк 1


Результат

Ученик:

Уровень достижения образовательного результата

1.

Воспроизводит определение понятий главные и второстепенные члены предложения, основа, подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, определение


2.

Выделяет основу в простом предложении


3.

Разбирает словосочетание по схеме (определяет главное и зависимое слова, ставит вопрос)


4.

Составляет схему простого предложения


5.

Разбирает простое предложение по составу


6.

Упорядочивать числа от нуля до миллиона


7.

Распознавать и называть геометрические тела

(куб, шар)


8.

Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств


9.

Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им


Примечание. Заполненный бланк высылать на проверку НЕ НУЖНО.



Бланк 2



Образовательный результат



Ученик:

Уровень достижения образовательного результата

1.

называет факторы среды, оказывающие неблагоприятное воздействие на кровеносную систему

(биология, 8 класс)


2.

создает системы из простых механизмов для решения поставленной задачи (например, получение выигрыша в силе, изменение направления действия силы)

(физика, 9 класс)


3.

перечисляет детали, с помощью которых созданы образы Грушницкого, […]

(литература, 9 класс)


4.

объясняет причины медленного перехода сельского хозяйства на капиталистические отношения в России 60-70-х гг. XIX в.

(история, 9 класс)


5.

находит площадь треугольника, пользуясь формулой Герона

(математика, 8 класс)


6.

оценивает произвольно заданные изменения в производственных технологиях с точки зрения социального прогресса

(обществознание, 10 класс)


7.

указывает на рисунке плечо силы

(физика, 9 класс)


8.

описывает путешествие с соединением в тексте повествования, описания места и описания предмета

(русский язык, 6 класс)


9.

различает насыщенные и ненасыщенные растворы

(химия, 8 класс)


110.

дает оценку международного положения России в эпоху царствования Александра I

(история, 9 класс)


Примечание. Заполненный бланк высылать на проверку НЕ НУЖНО.


  1. Памятка по планированию образовательных результатов

(использованы материалы семинара «Проектирование и оценка результатов освоения основной образовательной программы начального/основного общего образования», авт. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, г. Самара)


  1. Определите вид образовательного результата (знание, умение, навык, опыт, универсальные учебные действия, компетенции).

  2. Если перед вами знание,

то можно выделить единицу содержания, которая должна быть усвоена на соответствующем году обучения (если результат представляет собой несколько легко вычленяемых единиц содержания),

или запланировать освоение единиц(-ы) содержания на одном из уровней, предшествующих уровню конечного результата ООП.

  1. Если перед вами освоенная операция (общеучебное или надпредметное умение),

то можно запланировать в качестве промежуточных результатов получение соответствующего знания,

или запланировать формирование умения на определенном содержании,

или запланировать опыт по переносу умения на другое содержание (выполнение операции в условиях, отличных от условий ее формирования).

  1. Если перед вами полученный опыт деятельности,

то можно запланировать в качестве промежуточных результатов конкретные ситуации, в которых обучающийся будет получать этот опыт,

  1. Если перед вами освоенный способ деятельности (ключевая компетентность или аспект ключевой компетентности),

то можно запланировать в качестве промежуточного результата формирование этой компетентности в указанном аспекте на уровне, предшествующем уровню требований к деятельности выпускников основной ступени (это даже необходимо, если с данным обучающимся на начальной ступени не проводилась работа по формированию ключевых компетентностей, т.е. он обучался по программам старого поколения),

или запланировать освоение отдельных операций, являющихся ресурсом данного способа деятельности,

или запланировать получение и анализ учащимся опыт применения универсального способа деятельности к определенному классу задач и/или объектов воздействия.





Задание для самостоятельной работы


Внимательно прочитайте текст 1 «Требования к планированию образовательных результатов». Рассмотрите примеры формулировок, приведенных в таблице.

Проанализируйте примеры формулировок образовательных результатов и занесите результаты в таблицу, сделав отметку в одном из следующих столбцов:

«а» содержит формулировку образовательного результата, не требующую уточнения,

«б» содержит формулировку образовательного результата, требующую уточнения,

«в» содержит формулировку, не отвечающую требованиям к формулировке образовательного результата.

Переформулируйте образовательные результаты, попавшие в категорию «б». Впишите исправленный вариант формулировки в последний столбец.



а

б

в

измененная формулировка

1. Обучающийся получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления





2. Обучающийся демонстрирует умение сравнивать предметы по разным признакам: длине, массе, вместимости





3. Обучающийся развивает представления о числе и роли вычислений в человеческой практике





4. Обучающийся умеет пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира





5. Обучающийся применяет свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни





6. Обучающийся должен быть готов применять формально-оперативные алгебраические умения





7. Обучающийся демонстрирует умение осознанно, творчески читать художественные произведения разных жанров





8. Обучающийся составляет характеристику Ивана III





9. Обучающийся раскрывает значение Куликовской битвы





10 Обучающийся знакомится с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения





11. Обучающийся объясняет место и роль человека в природе.





12. Составлять описания (по заданному плану) особенностей взаимодействия живых организмов в природном сообществе (на местном материале)







Справка

Планируемый знаниевый образовательный результат представляет собой единство предметного знания и уровня его освоения, иными словами, содержит описание единицы содержания и того, что с ней необходимо сделать (воспроизвести, продемонстрировать понимание, применить, проанализировать, обобщить, оценить), чтобы показать, на каком уровне освоено данное содержание.

Планируемый навыковый образовательный результат описывается так же, как знаниевый результат на уровне применения (умение), и дополняется указаниями на условия выполнения деятельности, которые могут свидетельствовать о достижении требуемого автоматизма.

Формулировка образовательного результата считается грамотной при условии, что она

  • состоит из одной или нескольких относительно самостоятельных легко вычленяемых и автономно проверяемых единиц содержания;

  • указывает на уровень освоения единицы содержания (для уровня воспроизведения достаточно указания «знает»);

  • конкретно и однозначно понимается всеми участниками образовательного процесса.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!