СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные технологии деятельностного типа в работе педагога коррекционной школы VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает некоторые актуальные аспекты применения образовательных технологий деятельностного типа в современной школе

Просмотр содержимого документа
«Образовательные технологии деятельностного типа в работе педагога коррекционной школы VIII вида»

Образовательные технологии деятельностного типа

Образовательные технологии деятельностного типа

Цель технологии :  формирование читательской компетенции школьника  формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который  знает книги , умеет их самостоятельно выбирать
  • Цель технологии :
  • формирование читательской компетенции школьника 
  • формирование грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, который  знает книги , умеет их самостоятельно выбирать
 Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:   1.      Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста.  2.      Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.   3.      Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.    4.       Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.   

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 1.      Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста.

2.      Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса. 3.      Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.  4.       Приобщение к литературе как  искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.   

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:   I этап  Работа с текстом до чтения

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап

Работа с текстом до чтения

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  • Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  • Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
I I  этап Работа с текстом во время чтения

I I этап

Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение текста Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.  Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).  Перечитывание текста Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.   Беседа по содержанию текста.  Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.  Выразительное чтение.
  • Первичное чтение текста
  • Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). 
  • Перечитывание текста
  • Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.  Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение.
Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
  • Выявление совпадений предположений обучающихся о содержании литературного произведения с окончательными выводами по тексту.
  • Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
  • Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III этап. Работа с текстом после чтения
  • III этап.
  • Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.   Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.  Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.  Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 
  • Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 
  • Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 
  • Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 
«Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной.  Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
  • «Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной.
  • Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Почему описываемая техника называется  активно-продуктивной ? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.   Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?
  • Почему описываемая техника называется  активно-продуктивной ? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?
  Первый этап  – вызов и актуализация. Учащиеся должны воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный и в группах.   Второй этап  – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину».   Третий этап  – осмысление (пометки на полях, составление таблицы).   Четвертый этап  – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка).   Происходит многократное оперативное повторение изученного материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным. Ученик несколько раз меняет формы учебной деятельности на уроке.   В ситуации, когда ученик формулирует вопросы, представляет другие задания, обучая, объясняя, и в то же время сам отвечает на вопросы своего товарища, учащиеся выходят на уровень  редукции знаний .

  • Первый этап  – вызов и актуализация. Учащиеся должны воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный и в группах. Второй этап  – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину». Третий этап  – осмысление (пометки на полях, составление таблицы). Четвертый этап  – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка). Происходит многократное оперативное повторение изученного материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным. Ученик несколько раз меняет формы учебной деятельности на уроке. В ситуации, когда ученик формулирует вопросы, представляет другие задания, обучая, объясняя, и в то же время сам отвечает на вопросы своего товарища, учащиеся выходят на уровень  редукции знаний .
Роль учителя –  экспертиза  сформулированных учебных вопросов, заданий, доведенных до уровня учебных задач. Он – не надсмотрщик, а  координатор  самостоятельной познавательной деятельности учащихся.      Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.
  • Роль учителя –  экспертиза  сформулированных учебных вопросов, заданий, доведенных до уровня учебных задач. Он – не надсмотрщик, а  координатор  самостоятельной познавательной деятельности учащихся.    Таким образом, технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Это технология, позволяющая реализовать деятельностный подход в обучении.
В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных:
  • В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.

"Диалог" обучающихся с автором литературного произведения  – это прием работы с текстом во время его чтения.

Учитель должен стараться
  • Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.
  • Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".
  • Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
Комментированное чтение Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.  Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш

Комментированное чтение

  • Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
  • Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Спасибо за внимание.
  • Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!