7
Тема урока «Образ родной земли»
Цель урока - познакомить учащихся с музыкальными произведениями С.В.Рахманинова, раскрыть образное содержание произведений.
Задачи:
-продолжать формировать у учащихся умение раскрыть содержание музыкального образа через смысловое значение музыки
Воспитательные задачи:
-формировать в сознании и душе учащихся глубокие человеческие чувства: любовь к Родине, верность, способность сопереживать, умение преодолевать различные жизненные препятствия
Развивающие задачи:
- осознанное слушание произведений С.В.Рахманинова с точки зрения раскрытия образного содержания
-прививать интерес к классической музыке.
Ход урока. Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения поэта Сергея Васильева, которое поможет вам, ребята, определить тему нашего урока.
Слайд 1 Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей. Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом Русь!
Какой музыке будет посвящён наш урок? О чём будет рассказывать музыка?
Слайд 2 Тема нашего урока: Образы родной земли Подписали карту урока и записали тему урока в карты урока
Слайд 3
Цели урока: послушать муз. произведения, раскрывающие образ родной земли;
узнать, какими средствами муз. выразительности раскрывается образ родной земли в музыке;
исполнить одно из произведений о родной земле.
А для того, чтобы узнать, с музыкой какого композитора вы сегодня познакомитесь, нужно разгадать кроссворд. Слайды с 4 по 15
Как мы называем место, где родились? РОДИНА
Муз. спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симф. оркестра. ОПЕРА
Коллектив поющих. ХОР
Русский композитор, член кружка «Могучая кучка», писал оперы, вокальную музыку, симфоническую музыку и даже музыку для детей на собственные тексты. МУСОРГСКИЙ
Звучит произведение, как оно называется …. РАССВЕТ на Москве-реке
Основоположник русской классической музыки, автор 1 классической русской оперы ГЛИНКА
Главный герой оперы Глинки «Жизнь за царя» СУСАНИН
Песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (страну) ГИМН
Гимн – это какая песня? ТОРЖЕСТВЕННАЯ
Как называется заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»? СЛАВЬСЯ
С музыкой Сергея Васильевича Рахманинова.
Сегодня мы узнаем, как этот композитор сумел в своей музыке воплотить любовь к Родине, а так же, какая же она - родина Рахманинова, об этом нам расскажет музыка композитора.
Итак, наше музыкальное путешествие в «мир музыки Рахманинова» начинается…
И для того, чтобы глубже понять музыку, вы самостоятельно познакомитесь с жизнью и творчеством Рахманинова. (Текст)
Минута на чтение текста.
1 группа: Кто такой Сергей Васильевич Рахманинов? Запись в тетради: С.В.Рахманинов – великий русский композитор, пианист, дирижёр.
Слайд 16(2-й клик) Записать в карту урока
2 группа: Какие музыкальные произведения он написал?
3 группа: Почему у вас сегодня на столах букетики сирени?
Общий вопрос: Что ещё узнали о Рахманинове?
Музыку сочинял скорее сердцем, очень искренне любя родину. Поэтому в творчестве Рахманинова главной стала тема Родины, любовь к родной земле.
Слайд 17 «Я - русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка…»
Слайд 18 Сегодня мы послушаем фрагмент Второго Концерта для фортепиано с оркестром, который был очень дорог самому композитору. Это произведение было написано в 1901 году.
В карте урока, пока будет звучать музыка вам нужно выполнить 2 задания:
Концерт как музыкальное произведение для вас новая форма , поэтому вам нужно заполнить пропуски в определение понятия «концерт».
Вам нужно написать, как звучит музыка.
Слайд 19 Слушание. Первая часть второго концерта для фортепиано с оркестром Учащиеся выполняют задание в картах урока
Слайд 20 Это соревнование или разговор одного инструмента с оркестром. Во время прослушивания проследите за «диалогом» солиста и оркестра, за тем, как развивается музыка, какие чувства выражены в ней. А после прослушивания поделитесь своими впечатлениями…
Концерт (состязание) – это большое виртуозное музыкальное произведение для симфонического оркестра с солирующим инструментом.
Анализ прослушанного произведения.
Поделитесь своими впечатлениями о музыке концерта.
Как звучала музыка?
Что вы представляли во время слушания музыки?
Какие чувства выражены в произведении?
Только ли личные переживания ощущаются в музыке концерта?
Какие настроения общества смог воплотить композитор в музыке этой части?
Какая его родина?
Почему этот концерт называют «Гениальной поэмой о Родине!»
Чей голос напоминает партия солирующего инструмента?
Партия солирующего инструмента – это как голос самого композитора, исповедь автора, его мысли и чувства, его любовь к своей Родине.
Партия оркестра – окружающий мир, общество.
Итак, что композитор выразил в музыке концерта? Композитор выразил свою любовь к родному краю, глубоко и поэтично раскрыл мир человеческих чувств.
В произведении живописно отозвалась святая Русь: с колокольными звонами, с былинными богатырскими напевами и широкими раздольными песнями, с яркой и нежной красотой природы родного края.
Слайд 21 После событий октября 1917 года Рахманинов был вынужден покинуть Россию.
Он считал, что бушующей революционными страстями стране не нужны ни он, ни его музыка.
Сам великий композитор и музыкант тяжело переживал вынужденную эмиграцию (переезд в другую страну).
За первые 9 лет пребывания за границей он не написал ни одного музыкального произведения.
Рахманинов говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя…»
С. Рахманинов как пианист объехал с концертами весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет сирени, потому что для композитора сирень была символом Родины.
Слайд 22 Один из романсов Рахманинов посвятил этому прекрасному цветку - романс «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться.
Сирень пышно цвела в имении в селе Ивановка Тамбовской губернии, где Рахманинов любил проводить каждые весну и лето с 1890 года.
Романс был написан композитором в лучшую пору его жизни. В одном из своих писем впоследствии Рахманинов писал: «Именно здесь давно, когда я был ещё совсем молод, мне хорошо работалось». Усадьба Сатиных буквально «утопала» в сиреневых кустах – белых, лиловых, голубых! Кусты цветущей сирени, молодость, любовь и женитьба на Наталии Сатиной вдохновили юного Рахманинова на создание этого замечательного романса.
Слайд 23-24 Послушайте романс и скажите: чем наполнена музыка и как звучит мелодия? Слушание романса «Сирень» С.В Рахманинова.
Чем наполнена музыка? Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.
Как звучит мелодия? – она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она сначала напевная трепетная, затем взволнованная.
Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.
Слайд 24 Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка.
Каким было вступление? (лёгким, высоким, холодным)
Динамика начала романса? (пиано)
В этой части фразы были короткими, лёгкими, на тесно расположенных звуках.
Меняется ли потом характер основной мелодии? (слушают вторую часть романса,– Да, становиться взволнованным, более громким)
И музыка это передаёт? Как? (становиться распевной, мелодия переходит из верхних регистра в нижний и наоборот)
Подумайте, какие оттенки цветов вы бы выбрали, если бы вам предложили нарисовать картину по этому романсу?
А какие краски подошли бы лучше всего? (акварель)
Почему акварель? (акварельные краски отличаются светлым, тёплыми тонами)
Можно ли сказать о романсе «Сирень», что он напоминает акварельную картину?
Давайте воздухе невидимой акварельной краской нарисуем картину этого романса, ваши кисти - руки.
Вокальная работа над романсом.
Слайд 25 РАСПЕВАНИЕ
Такая уж примета есть:
Цветок сирени нужно съесть,
И лепестков, чтоб было пять,
И можно счастья тогда ждать.
Слайд 26 Спеть первую и третью строки. Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций. (1-я – ми, фа, ля; 2-я си, до, до) .
Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.
На какие слова отмечена кульминация? «Моё бедное счастье…»
Как звучит музыка в кульминации? Мелодия отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса.
Слайд 27 Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний Сергей Рахманинов в имении Ивановка:
Чтение отрывка из повести Ю. Нагибина «Сирень».
В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». «Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов.
Исполнение романса.
То, что почувствовали во время исполнения запишите в карту урока Записывают, читают
Слайд 28 МУЗЫКА Как же сложилась судьба этого великого композитора?
Так сложилось в жизни композитора, что он вынужден был покинуть Родину, находясь в полном расцвете творческих сил. Сергей Рахманинов не принял революцию 1917 года. Не в силах понять происходящего и расценивая всё как всенародное бедствие, Рахманинов покинул Россию. На душе у него было одиноко и как-то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину, что расстаётся с ней навсегда… Под окном своего дома в Беверли-Хилз, в Америке, он посадил берёзку – частичку своей земли.
1941 год. Весть о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз сильно взволновала композитора. Как свою он переживал боль страдания Родины. Рахманинов принял решение открыто выступить в поддержку России и объявил в печати о концерте, весь сбор с которого будет передан в фонд Красной Армии. И это был не единственный концерт.
Во фраке и манишке накрахмаленной
Сосредоточен, строг и напряжён,
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В нью-йоркском зале. Публике чужой.
И чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг.
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щёлкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь…
И так ему хотелось вслед за звуками
В родимую Россию улететь! (М.Пляцковский)
Слайд 30 1943 год… Беверли-Хилз, штат Калифорния, США. Прекрасная вилла, на втором этаже которой лежит измученный болезнью С.В.Рахманинов. На его прикроватной тумбочке стоит приёмник, который настроен на Радиоволну Москвы. Это единственное, что теперь связывает его с Родиной. Там, в России, второй год идёт Великая Отечественная война.
Вдруг через помехи радиоволн он услышал голос диктора: «Внимание! Говорит Москва! Начинаем трансляцию из Колонного Дома Союзов праздничного концерта, посвящённого 70-летию великого русского композитора С.В.Рахманинова» По лицу умирающего человека потекли слёзы. Там, в далёкой России, его помнят, его музыку знают и любят!
V. Итог урока. Слайд 31
Давайте подведём итог нашего урока.
Продолжите фразу, которая написана у вас в карте урока: Композитор в своей музыке раскрывал образ_________, потому что__________________.
Как вы думаете, ребята, почему по прошествии стольких лет музыка С.В.Рахманинова продолжает звучать и трогает сердца и души людей? (рассказывает о горячо любимой родине)
В музыке Рахманинова всегда искренне, взволнованно звучит только то, что вырывалось из глубины души, рождая мгновенный отклик людей, способных непосредственно отзываться на музыку.
Слайд 32 Заканчивая наш урок, я прошу вас продолжить фразы,
Сегодня на уроке я…
Сегодняшний урок – это…
Я думаю, что музыка С. В. Рахманинова не оставила вас равнодушными.
Слайд 33 Предлагаю продолжить знакомство с музыкой Рахманинова в рамках домашнего задания: Составить программу концерта вокальной музыки С.В. Рахманинова «Уноси мое сердце в звенящую даль…»