СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая диагностика по логопедии.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Диагностика по логопедии для детей с1 по 4 классы и с 5-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«Общая диагностика по логопедии.»

Речевая карта

1. Речевая среда и социальные условия:

  • Нервно-психические, хронические соматические заболевания, речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют (отрицаются).

  • Недостатки речи у близких.

  • 2- язычие.

  • Наследственные заболевания:

  • Процесс воспитания под контролем или нет, интересуются проблемами своего ребёнка, родители мало общаются с учителем (логопедом), не уделяют достаточного внимания.

  • Не уделяется достаточного внимания внешнему виду.

  • Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается, «грязнуля»).

  • Родители не интересуются жизнью класса.





















































2.1.Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости).Перед ребенком кладется лист с заданием.Все задания выполняются простым карандашом. Во время их выполнения нельзя комментировать и оценивать действия ребенка. После завершения необходимо поблагодарить и похвалить малыша при любом результате.

1 методика

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно.
(На выполнение задания отводится 1 минута).

3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).

2 методика

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

3 балла – справился без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии

3 методика

Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю
2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю)
1 балл – 3 и более ошибок

4 методика

Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии 
1 балл – 5 и более раз сошел с линии

5 методика

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги.


3 балла – без ошибок
2 балла – с ошибками 
1 балл – ребенок не смог продолжить какой-либо или все узоры

6 методика

Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам.

3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок ошибся в одном узоре 
1 балл – ребенок ошибся в обоих узорах


7 методика

Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки: поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо. Дальше продолжай такой узор самостоятельно.

3 балла – без ошибок
2 балла – 1 ошибка 
1 балл – 2 ошибки и более

8 методика

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки 
1 балл – 3 ошибки и более

9 методика

Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по клеточкам.

3 балла – без ошибок
2 балла – 1 – 2 ошибки 
1 балл – 3 ошибки и более

10 методика

Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку.

3 балла – без ошибок
2 балла – ошибки в 1 фигуре
1 балл – ошибки в 2 фигурах и более

11 методика

Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу.

3 балла – скопировал правильно
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками
1 балл – не смог скопировать фразы

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:
Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности. Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками учебной деятельности.
Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.

  • Плохо развита мелкая моторика рук.

  • Нарушений ручной моторики не наблюдается.

  • Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой).

  • Ведущими являются правая рука, правая нога, правый глаз.

  • Движение рук неточное;

  • С трудом овладевает навыками самообсуживания (застёгивание пуговиц, завязывания шарфа;

  • Не правильно держит карандаш.

  • Испытывает трудности при овладении графическими навыками;

  • Наблюдается замедленный темп письма;






2.2. Исследование артикуляционной моторики. – (Макс. – 10 баллов).

Инструкция: смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения:

Младшие школьники 1-4 классы.

Старшие школьники 5-9 классы

Оценка

1.Губы в улыбке

1. «Улыбочка».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных упражнений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз.

В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на их объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие синкинезий,

т.е. сопутствующих непроизвольных движений (например, при выполнении упражнения «маятник» нередко наблюдаются сопутствующие движения подбородка, реже головы или глазных яблок вслед за языком;

синкинезии могут отмечаться и со стороны моторики рук),

гиперкинезов, т.е. насильственных движений в мышцах речевого аппарата, усиленного слюноотделения, тремора органов речи, т.е. дрожания языка или губ, а также посинения артикуляционных органов или носогубного треугольника.

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движение с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.


2.Губы «трубочкой» - округлены и вытянуты вперед;


2.Язык "лопаткой".

3.Язык «лопаткой» - широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;


3. "Иголочка".

4. Язык «иголочкой» - узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;


4. "Маятник".

5.Язык «чашечкой» - рот открыт, широкий язык с загнутыми вверх краями образует подобие чашечки или ковша;


5. «улыбка» - «трубочка».

6.Щелканье языком;



7.«Вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;



8.«Качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;



9. «Маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;



10.Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».




2. 3. Общая моторика;

Исследование

Действие

Оценка

1. Исследование двигательной памяти. Логопед показывает движения для рук и предлагает их повторить: отметить качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое

а) руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;

б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.

2

Первый уровень (низкий, менее 2 баллов). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. Статическая и динамическая координация не сформирована. Наблюдаются парезы, параличи, расстройство координации, наличие непроизвольных движений.

Второй уровень (ниже среднего, 4-3 балла). Ребенок затрудняется в выполнении движений. Не знает сторон тела, ведущей руки. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Движения отличаются недостаточной точностью, несоответствием двигательной реакции сигналу, нарушением последовательности выполнения движений и переключением с одного движения на другое.

Третий уровень (средний, 5-4 балла). У ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в выполнении движений. При обследовании фиксируются ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения рук, ног, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. При выполнении упражнений на статическую и динамическую координацию допускает погрешности. Не знает сторон тела, ведущей руки. Четвертый уровень (7-6 баллов). Ребенок задания выполняет правильно, объем движений полный, но они неловкие, недифференцированные. Движения характеризуются недостаточной согласованностью деятельности. Хорошо марширует, достаточно точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.

Пятый уровень (высокий, 9-8 баллов). Ребенок все задания выполняет правильно. Отмечаются хорошее качество и последовательность выполнения движений, четкое переключение с одного движения на другое. Ребенок, стоя с закрытыми глазами, свободно удерживает предлагаемые позы. Отчетливо марширует, плавно и точно выполняет приседания. Знает стороны тела, ведущую руку.


2. Исследование произвольного торможения движений отметить плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу

маршировать и, остановиться, внезапно по сигналу

2

3. Исследование статической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:

отметить: свободно удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону,балансирует туловищем, pyками, головой; сходит с места
или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза, и отказывается выполнять пробу

а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 секунд по 2 раза для каждой ноги;

б) стоять с закрытыми глазами, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 секунд.

2

4. Исследование динамической координации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить.

отметить: выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается 
отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками;
становится на всю ступню

а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами;

б) выполнять подряд 3-5 приседаний, пола пятками не касаться, выполнять только на носках.

1

5. Исследование пространственной организации. Логопед показывает движения и предлагает их повторить:

отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей
руки, неуверенность выполнения

а) ходьба по кругу, в обратном направлении через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа;

б) то же выполнять слева.

2


  • Нарушения переключаемости движений (не своевременная, задержанная).

  • Появляются сопутствующие движения.

  • Нарушения координации- движения выполнены не одновременно, неточно.

  • Отмечается общая заторможенность движений.

  • Характерное двигательное беспокойство.

  • Медлителен в движениях.

  • Нарушена общая координация. Неуклюжий.

  • Медлителен;

  • Ограничен объём активных движений;










































3. Пространственные представления:

Методика № 1. Пространственные представления о собственном теле.


1. Покажи свою левую руку.

2. Покажи свою правую ногу.

3. Покажи свой левый глаз.

4. Покажи своё левое ухо.

5. Левой рукой дотронься до правой ноги.

6. Правой рукой дотронься до левого уха.

7. Правой рукой дотронься до левого плеча.

8. Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону.

9. Скажи, какая это рука? (Экспериментатор дотрагивается до левой руки ребенка).

10. Скажи, какое это ухо? (Экспериментатор дотрагивается до правого уха ребенка).

11. Скажи, какая-это нога? (Экспериментатор дотрагивается до правой ноги ребенка).

12. Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?


Методика №2 Ориентировка в «схеме тела» человека, стоящего на­против.


 1. Покажи мою левую руку.

2. Скажи, какой рукой я держусь за правое ухо?

3. Скажи., какой рукой я держусь за левое колено?

4. Скажи, какая из моих рук сверху?

5. Скажи, какая из моих ног сверху?

6. Скажи, к какому плечу я повернула голову?

7. Скажи, какую руку я подняла вверх?

8. Скажи, какую руку я положила на плечо?

9. То, что я буду делать правой рукой, ты точно также будешь делать своей правой рукой; то, что я буду делать ле­вой рукой, ты точно также будешь делать своей левой рукой (экспериментатор тыльной стороной ладони правой руки касается подбородка снизу).

10. Экспериментатор левую руку кладет себе на плечо.

11. Экспериментатор пальцами левой руки упирается в ладонь правой руки, расположенную вертикально.

12. Скажи, какая из моих рук сжата в кулак? (Экспериментатор правой рукой, сжатой в кулак, упирается в ладонь левой руки, расположенную вертикально).


Методика №  3. О взаимоотношении объектов (импрессивный уровень).


Инструкция: «Покажи...»

1. Что ты видишь над деревом?

2. Что ты видишь под деревом?

3. Кто находится на дереве?

4. Кто находится перед деревом?

5. Кто находится за деревом?

6. Кто смотрит из-за дерева?

7. Кто двигается от дерева?

8. Кто двигается к дереву?

9. Кто вылезает из-под дерева?

10. Что падает с дерева?

11. Что за отверстие в дереве?

12. Кто смотрит из дупла?


Методика № 4. Пространственные представления о взаимоотношении объектов (экспрессивный уровень)


Инструкция: «Скажи...»

1. Где находится солнце?

2. Где растет гриб?

3. Где сидит белка?,

4. Где находится ежик?

5. Где прячется волк?

6. Откуда волк выглядывает?

7. Куда ползет улитка?

8. Куда идет кот?

9. Откуда вылезает крот?

10. Откуда падают листья?

11. Где сидит сова?

12. Откуда она смотрит на нас?






Методика № 5. Ориентировка на листе бумаги.


 1. Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу?

2. Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу?

3. Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу?

4. Скажи, в каком углу нарисована белка?

5. Покажи след от левой ноги.

6. Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик).

7. Нарисуй слева от крестика кружок.

8. Нарисуй справа от точки треугольник.

9. Под кружком проведи волнистую черту.

10. «Прогулка в парке». Попросить ребенка расставить скамейки вдоль дороги по ходу его движения: «Поставь красную скамейку справа».

11. Скажи, с какой стороны я поставила зеленую скамейку?

12. Скажи, с какой стороны от дороги растут три елки?


Методика № 6. Ориентировка на листе бумаги, перевёрнутом на 180°.


1. «Прогулка в парке». Мысленно иди в обратном направлении по дороге. Скажи, с какой стороны от тебя стоит зеленая скамейка?

2. Скажи, с какой стороны от тебя красная скамейка?

3. Скажи, с какой стороны от тебя синяя скамейка?

4. Скажи, с какой стороны от тебя оранжевая скамейка?

5. Ты идешь по дорожке, а я сижу на второй скамейке слева. Покажи, где я сижу?

6. На первой скамейке справа сидит старушка. Покажи, где эта скамейка?

7. Скажи, сколько ёлок растёт справа от дороги, по которой ты возвращаешься?

8. Покажи третью ёлку слева от тебя.

9. Скажи, с какой стороны от дороги ты видишь бабочку?

10. Покажи след от правой ноги.

11. Покажи отпечаток левой руки.

12. Покажи указательный палец правой руки.


Оценка: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла— форма обра­зована неверно; 0 баллов — невыполнение.

Обработка результатов:

Количество баллов по всей серии делим на количество проб (72) и умножаем на 100%.


а) схема тела сформирована;

б) правильно определяет расположение предметов (справа или слева);

в) трудности в определении правых и левых частей тела сидящего напротив человека;









4.Артикуляционный аппарат

  • Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий.

  • Строение лица не нарушено (нарушено)

  • Тонус мышц лица сохранный или нарушен (гипертонус, гипотония, дистония)

  • Подвижность лицевой мускулатуры не нарушена, нарушена ( тремор подбородка, гипомимия, гиперкинезы ).

  • Строение губ нормальное или отклонения ( массивные губы, наличие расщелины, наличие послеоперационных рубцов).

  • Тонус губ не нарушен или нарушен ( гипертонус, гипотония, дистония )

  • Подвижность губ не нарушена или нарушена – ( малоподвижные, излишне подвижные)

  • Строение зубов нормальное ; нарушения - крупные, мелкие, редкие, частые, кривые, вне челюстной дуги, с большими промежутками, отсутствие резцов (нижних, верхних); наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда.

  • Подъязычная связка укорочена

  • Прикус правильный ; нарушен – передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения.

  • Строение твердого нёба не нарушено

  • Строение мягкого нёба и подвижность не нарушено

  • Строение языка не нарушено .Отмечаются нарушения – толстый, маленький, массивный, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка.

  • Мышечный тонус языка в норме; нарушен – спастичность, гипотония, дистония.

  • Подвижность языка не нарушена ; нарушения – гиперкинезы, тремор, девиация (отклонение) языка ( вправо, влево ); язык не выводится из полости рта, объём артикуляционных движений ограничен; снижение амплитуды артикуляционных движений, малоподвижный, с трудом удерживает позу, испытывает трудности в переключении позы языка, нарушены движения кончика языка. Саливация.

  • Речевая моторика развита достаточно; в пределах нормы; недостаточно. Выполняет основные артикуляторные движения губами, языком. Движения замедленные. Не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Нарушена координация движений языка и губ. Незначительно нарушены дифференцированные движения кончика языка. Объем движений языка полный; неполный. Тонус нормальный; вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Замен движений, синкенезий не наблюдается. Синкенезии, замены движений отмечаются.


















5.Общее звучание речи:·

  • Невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).

  • Ритм нормальный. Излишне растянута.

  • Темп речи замедленный (быстрый).

  • Выразительная.

  • Не торопливая (чрезмерно быстрая).

  • Малоразговорчив.

  • Паузы и ударения употребляет правильно.

  • Говорит односложно.

  • Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи (аграмматизм).

  • Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.

  • Разборчивость речи не нарушена.

  • Несколько снижена разборчивость речи.

  • Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.

  • Словесное ударение употребляет правильно.

  • Логическое ударение отсутствует.

  • Паузы в речи использует излишне часто.

  • Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

  • ( Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)

  • Тип дыхания диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).


6.Понимание речи:


ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Макс.- 10 баллов

1. Покажи ключ, карандаш. Покажи карандашом ключ. Карандаш ключом.

2. Нарисуй круг под крестом. Крест под кругом.

3. Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето перед весной?

4. Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

5.Сашу ударил Коля. Кто драчун?

6. Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

7. Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Оценка: 1 балл – правильное выполнение; 0,5 балла – самокоррекция; 0 баллов – неверный ответ.

Обработка результатов:

Количество баллов делим на число проб(10) и умножаем на 100%.


  • Понимание речи затруднено, инструкции требуют повторного объяснения.

  • Речь окружающих понимает в соответствии с уровнем своего интеллекта.

  • Состояние биологического слуха по данным медицинской карты в норме.

  • Состояние восприятия речи в норме. Правильно выполняет действия по речевой инструкции.



7.Словарный запас: Исследование словаря и навыков словообразования, (макс.-30 б)

1. Образование существительных в уменьшительной форме. (5 б)

Инструкция :

Для 1-4 классы

Для 5-9 классы

большой –мяч, а маленький это мячик. Назови ласково предметы:

Стол, снег, стул, дерево, дом

Дерево, лес, улица, ухо, слово

3. Образование прилагательных от существительных. (25 б)


а) Относительных -10 б.

Кукла из бумаги - она бумажная

Шляпа из соломы-

кисель из клюквы-

горка изо льда-

салат из моркови-

варенье из вишни-

суп из грибов-

варенье из яблок-

лист дуба-

лист клёна-

лист осины-.

Солома-

Клюква-

Ель-

Вишня-

Масло-

Суп-

Лён-

Лёд-

Слива-

Черника-

б) Качественных-5 б.

Лису за хитрость называют- хитрой.

если днем жарко, то день - жаркий, а если -

Волка за жадность-

Медведя за силу-

Зайца за трусость-

Льва за смелость-

Барана за упёртость-.

Мороз-

Солнце-

Снег-

Дождь-

Ветер-

в) Притяжательных-10 б.

у собаки лапы собачья, а у…

Кошки-

Медведя-

Зайца-

Льва-

Лисы-

Белки-

Гнездо орла-

Клюв птицы-

Ружьё охотника-

Волк-

Мать-

Медведь-

Птица-

Волк-

Отец-

Дед-

Орёл-

Лев-

Брат-

Дочь-

Оценка: для всех заданий серии осуществляется по общим крите­риям: 1 балл — правильный ответ; 0,5 балла — самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 бал­ла — неверно образованная форма; 0 баллов — невыполнение.

Обработка результатов:

Количество баллов по всей серии делим на количество проб (30) и умножаем на 100%







  • Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.

  • Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)

  • Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.

  • Недостаточен объём знаний об окружающем мире.

  • Знаком с редкоупотребляемой лексикой.

  • Несформированны отношения антонимии и синонимии.

  • Низкий уровень практических обобщений.

  • ·Трудности понимания и употребления лексики.

  • а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

  • б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

  • в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

  • г) Грубые нарушения.

  • · В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.

  • · Составляет предложения по опорным словам.

  • · Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).

  • · Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).

  • · Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

  • · Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)

  • · Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)

  • · Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце )

  • · Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).

  • · Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных

  • · Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.

  • · Понимает и употребляет предлоги.

  • · Использует приставки при образовании сущ. и гл.

  • · Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.

  • · примитивность синтаксических конструкций.

  • Виды нарушений:

  • 1.изменение существительных по падежам;

  • 2.согласование существительных с числительными 1,2,5.

  • 3.образование множественного числа существительных,

  • 4. образование прилагательных от существительных,

  • 5.образование приставочных глаголов;

  • 6. понимание предложно-падежных конструкций





8.Исследование грамматического строя речи. (Макс. — 30 б)

1. Составление предложений по картинкам, (макс. -8 б) Инструкция: рассмотри картинки, составь по ним предложения.

Девочка режет колбасу. Дети лепят снеговика. Мальчик прячется от дождя под деревом. Из-за туч выглянуло солнце. Санитарка убирает в больничной палате. Мальчик перелезает через забор. Кот лакает молоко из блюдца.


2. Верификация предложений, (макс. -5 б)

Инструкция, я буду читать предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.

Для 1-4 классов

5-9 классы

1.Дом нарисован мальчик.

2.Мальчик умывается лицо.

3.Собака вышла в будку.

4.Солнце освещается землёй.

5.По морю плывут корабль.

1.Зима пришла, потому что река замерзла.

2.Мама довольна сыну.

3.Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.

4.Все старики когда-то будут молодыми.

5.Хорошо спится медведь под снегом

3. Составление предложений из слов в начальной форме, (макс.-5 б)

Инструкция, я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение.(Слова предъявляются до первого ответа.)

Для 1- 4 классов

Для 5-9 классов

1.Мальчик, открывать, дверь.

2.Девочка, читать, книжка.

3.В, сад, расти, вишня.

4.Витя, косить, трава, кролики, для.

5.Петя, купить, шар, красный, мама

1.Миша, косить, трава, кролики, для

2.Сын, купить, шар, красный, мама

3.Солнце, земля, освещаться.

4.Избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак.

5.Дом, дедушка, жить, в, который, стоять, река, у.


4. Добавление предлогов в предложение, (макс.-5 б)

Инструкция: сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить.

Для 1-4 классов

Для 5-9 классов

1.Лена наливает чай …чашки.

1.Лодка плывет... озеру.

2.Почки распустились…деревьях.

2.Чайка летит ... водой.

3..Птенец выпал…гнезда

3.Молодая трава выглядывает ... снега.

4.Деревья шумят…ветра.

4.Большая толпа собралась ... театром.

5.Последние листья падают …берёзы.

5.Щенок спрятался…крыльцом.

5.0бразование множественного числа существительных (макс.-5) Инструкция: один - дом, а много чего? - Домов.

Для 1-4 Стул,окно, дверь, звезда, палец.

Для 5-9 Стул, ухо, пальто, платье, зеркало

6. Завершение предложения (макс. - 26)


Сережа промочил ноги, потому что... .


Игорь замерз, хотя... .


а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.

б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании: ошибки в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.

в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.

г) Грубые нарушения.

· В речи использует преимущественно простые распространённые предложения. В редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения.

· Составляет предложения по опорным словам.

· Сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы- а, но, и ).

· Сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому).

· Ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;

· Наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прил. с сущ.(У девочки красная платье)

· Неправильное употребление предложно-падежных конструкций (На деревьев пожелтели листья.)

· Отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце )

· Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок).

· Неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных

· Соответствует особенностям развития его умственного развития; детей младшего школьного возраста.

· Понимает и употребляет предлоги.

· Использует приставки при образовании сущ. и гл.

· Общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка.

· примитивность синтаксических конструкций.

Виды нарушений:

1.изменение существительных по падежам;

2.согласование существительных с числительными 1,2,5.

3.образование множественного числа существительных,

4. образование прилагательных от существительных,

5.образование приставочных глаголов;

6. понимание предложно-падежных конструкций;







9.Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез·

9.1. исследование состояния фонематического восприятия, (макс.-30 б).

Инструкция: слушай и повторяй за мной:

Для 1-4 классов

5-9 классов

Оценка

Ба-па, Па-ба

Би-ба-бо, Бо-ба-би

1балл-точное воспроизведение,0,5-1 членправильно, второй с ошибкой,

0,25-неточное воспроизведение.

Са-за, За-Са

Са-ша-са, Ша-са-ша

Га-ка-га, Ка-га-ка

Ша-жа-ша, Жа-ша-жа

За-Са-За, Са-за-са

Ча-ща-ча, ща-ча-ща

Ца-са-ца, Са-ца-са

Макс – 5 баллов.

Ра-ла-ра, Ла-ра-ла

Макс -5 баллов .


9.2.Исследование звукового анализа

Для 1-4 классов

Для 5-9 классов

1.Сколько звуков в слове «Рак»?

2.Сколько звуков в слове «Шапка»?

3.Какой первый звук в слове «Шапка»?

4.Какой третий звук в слове «Школа»?

5.Какой звук после «Ш» в слове «Школа»?

1.Сколько звуков в слове «Дождь»?

2. Какой четвёртый звук в слове «Диктант»?

3.Какой звук после [Д] в слове «Диктант»?


Макс- 15 баллов.

Макс-15 баллов


9.3.Исследование фонематического синтеза

Для 1-4 класса

Для 5-9 класса

1.Воспроизведи слова из последовательного названия звуков:л-у-к, рука, стакан, паста, ворона).

2.Где находится звук [к] в словах крыша, школа, ток.

1.Сколько согласных звуков в слове «Диктант»?

2.Назови их по порядку?

Макс - 10 баллов.

Макс – 10 баллов.


восприятие (не нарушено/нарушено), звуковой анализ и синтез :

Нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез).

· Дифференциация звуков не нарушена. Неустойчивый навык. Единичные или множественные ошибки. Невозможность выполнения заданий.

· Правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот- кит).

· При воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки.

· Затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).

· Способность выделить звук на фоне слова сформирована. Определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове. Первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки. Допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.

· Способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована. Допускал многочисленные ошибки (в слове КОЗА звук «З» слышится перед звуком «К»)

· Наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.

· Фонематический синтез сформирован. Правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков(р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, паста, ворона).

· Фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы. Придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки в названии которых 5 звуков. Однако сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков.

























10. Состояние языкового анализа и синтеза

Для 1-4 классов

Для 5-9 классов


1.Сколько слов в предложении «Около дома росла берёза»?

2.Какое второе слово в этом предложении?

3.Сколько слогов в слове «Рак»?

4.Сколько слогов в слове машина?

5.Какой третий слог в слове «Машина»?


1.Сколько слов в предложении «Около дома росла высокая берёза»?

2. Какое третье слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове «Аквариум»?

3. Какой второй слог в слове «Аквариум»?


Макс-15 баллов.

Макс – 15 баллов.



Правильно/неправильно определяет последовательность и количество слов в предложениях с предлогами: «Катя идет гулять» (2). «На столе лежит книга» (3). «Дети катаются на коньках» (5). «Летом бывает очень жарко» (3) и т.п.

Допускал ошибки при определении последовательности слов в предложении. В предложении «на столе стояла синяя ваза» слово «ваза» стоит после слова «столе» и т.п.

Синтез не нарушен. Правильно составляет из последовательно заданных слов предложения.





















11.Исследование звукопроизношения. (макс. - 156) Инструкция: повторяй за мной слова:

Предъявление

Воспроизведение

Баллы, % за группу звуков

Собака-маска-нос





Сено-василёк-высь



Замок-коза



Зима-магазин



Цапля-овца-палец



Шуба-кошка-камыш





Жук-ножи



Щука-вещи-лещ



Чайка-очки-ночь



Рыба-корова-топор





Река-варенье-дверь



Лампа-молоко-пол





Лето-колесо-соль



Все остальные звуки





Оценка (1 группа — свистящие С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц; 2 — ши­пящие Ш, Ж, Ч, Щ; 3 — Л, ЛЬ; 4 — Р, РЬ) и пятая группа — остальные звуки,(задненебные звуки Г, К,X и их мягкие варианты, звук Й, слу­чаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков). Произношение звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла — безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла — один или несколько зву­ков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятель­ной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл — в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает только твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов — искажениям или заменам во всех речевых ситуациях под­вергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки С, 3, Ц, а СЬ и ЗЬ сохранны). Баллы, начисленные за каждую из пя­ти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все зада­ние — 15.

Обработка результатов: Количество баллов делим на максимальное число баллов за все задание и умножаем на 100%.

Вывод:………………………………………………………………………………

Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм/

боковой сигматизм шипящих/ увулярный ротацизм.

· В настоящее время нарушений звукопроизношения не отмечается. Звукопроизношение не нарушено.

· Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм.

12.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова. (Макс.-56)

Инструкция: повторяй за мной слова.

Для 1-4 классов

Для 5-9 классов


баскетбол

Кораблекрушение

Аквалангист

Термометр

Сковорода

Кинотеатр

перепорхнуть

аквалангист

термометр

достопримечательность



· Сохранна. Нарушения звукослоговой структуры слова отсутствуют. В спонтанной речи звукослоговая структура слова не нарушена.

· Правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры.

·Невозможность воспроизведения слов.

·Нарушение во фразовой речи; переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски, повторения.

· Допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов).

Произношение слов сложного слогового состава.

1. сокращение групп согласных: ( +/ - )

2. Прекращение звучания согласного на конце слова: ( +/ - )

3. Опускание начального согласного звука: ( +/ - )

4. добавление лишнего согласного в слог: ( +/ - )

5. перестановка звуков в слове: ( +/ -)

6. уподобление слога: ( +/ - )

7. сокращение числа слогов: ( +/ - )

8. добавление числа слогов: ( +/ - )












13. 1. Исследование связной речи. (30 б. )

Для 1-4 классов

Для 5-7 классов

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок). Возможно использование какой-либо другой последовательности из 2-3 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся расположить их по порядку и составь рассказ.


5 класс Составь рассказ на тему: «Наш поселок».

6 класс Составь рассказ на тему: «Наш поселок».

7 класс Составь рассказ на тему: «Наш поселок».


1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильно воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев. Существенное искажение смысла или рассказ не завершен;

0 баллов – отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.





13.2.Пересказ прослушанного текста

Пересказ

На начало года

На конец года

1 класс



2 класс



3 класс



4 класс



5 класс



6 класс



7 класс



Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Рассказ предъявляется не более 2-х раз.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включения посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл – отмечаются аграмматизмы. Повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ недоступен.

3.Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ даже по вопросам недоступен.








14. Характеристика чтения.

Чтение

На начало года

На конец года

1 класс



2 класс



3 класс



4 класс



5 класс



6 класс



7 класс




1.Техника чтения:

· Побуквенное

· Послоговое

· Соответствует / не соответствует возрасту

· Автоматизированное / неавтоматизированное

2. Дыхание при чтении:

· Правильное /неправильное

· С интонациями

· Нарушение ритма дыхания.

3.Выразительность.

· Монотонное / выразительное.

4. Понимание прочитанного.

В полном объёме /затруднено.





















15. Характеристика письма.

Письмо

На начало года

На конец года

1 класс



2 класс



3 класс



4 класс



5 класс



6 класс



7 класс




· Отсутствие орфографических ошибок.

· При списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные).

· В диктантах и изложениях многочисленные ошибки.

· Графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы. Сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки. Трудности в удержании строки. Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, раздельное написание букв внутри слова. Трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н), замены рукописных букв печатными, необычный способ написания букв, особенно прописных. Устойчивая зеркальность при написании букв З, Е, Э, С. Замены букв У – Ч, д-б,д-в.

· Невозможность создания навыка идеограммного письма («клоссная робота», «упрожнение», «кено» вместо «кино»).

· Специфические ошибки: персеверации (инертное повторение) букв, слогов, слов, типов заданий; пропуски букв и слогов; антиципации (предвосхищение) букв, например, «покловок» - поплавок; контаминации (слипание) слов. Отсутствие выделения начала предложения. Пропуск и замена гласных, в том числе ударных. Нарушение порядка букв. Тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»)

Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно; позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.

· Орфографические ошибки

· Умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).

· Темп письма медленный.








Логопедическое заключение:

· Первое полугодие 1 класса: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.

· Второе полугодие первого класса или начало 2 класса: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.

· Второе полугодие 2 года обучения – дисграфия.

Третий год обучения (на последний год).– дизорфография. Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.

Заключение для ЗПР :

· (1 КЛ.) Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР ( ФФН,ФН).

· Темп плавности судорожного (несуд.) характера.

· ( 2-3 кл) Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.

· ( перекомиссия) Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.

· Логопедическое заключение может быть:

· ФНР,

· ФФНР,

· ОНР-3,

· НВОНР,

· ЛГНР,

· звукопроизношение в норме, речь в пределах возрастной нормы.







Рекомендации:

на основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.

Обратиться к неврологу, продолжить работу с логопедом

ПЛАН РАБОТЫ.

Направления лого-коррекционной работы, рекомендуемые на основании диагностического логопедического обследования. ( подчеркнуть направления, проводимые в течение коррекционного курса; кружком обвести все необходимые для пациента направления работы).

1.Развитие слухового восприятия.

2. Развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;

определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.

3.Развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.

4..Стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.

5. Работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).

6. Коррекция звукопроизношения:_____________________________

7. Воспитание кинестезий, необходимых для речи.

8. Развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).

9.Развитие грамматического строя речи.

10. Развитие понимания речи.

11. Развитие слухо-зрительного внимания.

12.Развитие памяти ( слухоречевой, зрительной).

13. Формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).

14. Формирование элементарных математических представлений.

15. Развитие крупной /мелкой моторики














.ФИО ребенка 

1.    Фонетическая сторона речи.

  • работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.

  • Артикуляционная гимнастика

  • Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.

  • Работа над силой голоса.

2.    Лекскика.

  • Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.

  • Уточнение названий геометрических форм.

  • Уточнение названий цветов и оттенков.

  • Расширение предикативного словаря.

  • Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.

3. Грамматический строй речи.

  • Образование глаголов – антонимов.

  • Образование притяжательных прилагательных.

  • Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.

  • Работа над согласованием существительных с прилагательными.

  • Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.

  • Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.

  • Работа над правильным согласованием существительных с числительными.

  • Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

  • Образование относительных прилагательных.

  • Образование единственного и множественного числа существительных в дательном  и предложном падежах.

  • Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.

  • Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.

  • Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.







4.    Фонематическая сторона речи.

  • дифференциация звуков по глухости-звонкости

  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

  • Выделение гласных звуков среди ряда гласных.

  • Выделение согласных звуков среди ряда согласных

  • Выделение первого ударного гласного в слове.

  • Выделение первого согласного в сильной позиции.

  • Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.

5. Связная речь.

  • Составление рассказа – описания по наглядному образцу.

  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

  • Составление рассказа на материале собственного опыта.

  • Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.

  • Пересказ сказок и простых текстов

  • Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок

6.    Развитие ВПФ и моторики.

  • развитие произвольного запоминания

  • увеличение объема слухоречевой памяти

  • развитие всех видов восприятия

  • развитие слухового внимания

  • развитие мелкой и мимической моторики

  • развитие кинестетическое восприятия

  • развитие пространственных представлений

  • развитие воображения

  • развитие изобразительной и конструктивной деятельности

  • развитие логического мышления














Индивидуальный план логопедической коррекционной работы

Ученик 1 (ФФН, дизартрия) группа № __ 20__ -20__ учебный год

Направления

Виды работы / цели и задачи обучения

Виды занятий

Вып-ние

1.Работа над звуко-произношением

  • массаж, направленный наукрепление мышц губ и языка

  • артикуляционная и дыхательная гимнастика

  • постановка звуков С, З, Ц, Щ, Ч, Ш, Ж, Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • автоматизация звуков в слоге, слове, фразе и свободной речи

  • дифференциация звуков близких по звучанию, по глухости -звонкости, твёрдости-мягкости (С-Ш, Ш-Ж, Л-ЛЬ, Ч-Щ, Р-Л и пр.

индивидуальные


2.Развитие фонематического слуха и восприятия

  • находить место звука в слове (начало, середина, конец)

  • определять наличие или отсутствие звука в слове

  • дифференцировать слоги и слова близкие по звучанию

  • определять последовательность звуков в слоге

  • дифференцировать гласные - согласные звуки

фронтальные,

подгрупповые,

индивидуальные


3.Формирование лексико-грамматических категорий

  • подбор слов-антонимов существительных и прилагательных

  • обогащение словаря прилагательных и глаголов

  • работа над образованием и изменением слов

  • согласование слов в словосочетании и предложении

фронтальные

подгрупповые

индивидуальные


4.Работа над слоговой структурой слова

  • отработка изолированных стечений согл., введение в слово

  • отработка слов сложной слоговой структуры

подгрупповые

индивидуальные


5.Формирование связной речи

  • пересказ текста со зрительной опорой (картинному плану)и без

  • работе с текстами цепной организации (по Воробьёвой)

  • составление описательных рассказов (приём || описания)

  • составление рассказов по серии картин и по одной сюжетной

  • работа с деформированными текстами

фронтальные

подгрупповые

индивидуальные


6.Обучение элементам грамоты

  • звукобуквенный анализ слогов и простых слов

  • деление слов на слоги, соотнесение со схемой

  • составление схем предложений, подбор предложения к схеме

  • анализ предложения с помощью картинок и символов


фронтальные

подгрупповые

индивидуальные


7.Развитие гра-фомоторики и ориентировка

  • учить ориентироваться относительно другого, на листе бумаги

  • правильное использование в речи предлогов

  • закрепление правильного образа букв

индивидуальные


8.Развитие понимания

речи

  • учить понимать многоступенчатые словесные инструкции

  • учить понимать значения глаголов близких по значению

  • учить понимать и объяснять значения некоторых слов

индивидуальные


учитель-логопед _______________


Индивидуальный план логопедической коррекционной работы

Ученик 2 (ОНР 3 уровень, дизартрия) группа № __ 20__ -20__ учебный год

Направления

Виды работы / цели и задачи обучения

Виды занятий

Вып-ние

1.Работа над звуко-произношением

  • массаж, направленный наукрепление мышц губ и языка

  • артикуляционная и дыхательная гимнастика

  • постановка звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж, РЬ

  • автоматизация звуков в слоге, слове, фразе и свободной речи

  • дифференциация звуков близких по звучанию, по глухости -звонкости, твёрдости-мягкости (С-Ш, Ш-Ж, С-СЬ, РЬ-ЛЬ и пр)

индивидуальные


2.Развитие фонематического слуха и восприятия

  • находить место звука в слове (начало, середина, конец)

  • определять наличие или отсутствие звука в слове

  • дифференцировать слоги и слова близкие по звучанию

  • определять последовательность звуков в слоге

  • дифференцировать гласные - согласные звуки

фронтальные,

подгрупповые,

индивидуальные


3.Формирование лексико-грамматических категорий

  • подбор слов-антонимов существительных и прилагательных

  • обогащение словаря прилагательных и глаголов

  • работа над образованием и изменением слов

  • согласование слов в словосочетании и предложении

  • обогащение словаря согласно программе

фронтальные

подгрупповые

индивидуальные


4.Работа над слоговой структурой слова

  • отработка 2-3 сложных слов со стечением согласных

  • отработка изолированных стечений согл., введение в слово

  • отработка слов сложной слоговой структуры

подгрупповые

индивидуальные


5.Формирование связной речи

  • пересказ текста со зрительной опорой (картинному плану)и без

  • работе с текстами цепной организации (по Воробьёвой)

  • составление описательных рассказов (приём || описания)

  • составление рассказов по серии картин и по одной сюжетной

  • работа с деформированными текстами

фронтальные

подгрупповые

индивидуальные


6.Обучение элементам грамоты

  • звукобуквенный анализ слогов и простых слов

  • деление слов на слоги, соотнесение со схемой

  • составление схем предложений, подбор предложения к схеме

  • анализ предложения с помощью картинок и символов.

фронтальные

подгрупповые

индивидуальные


7.Развитие гра-фомоторики и ориентировка

  • учить ориентироваться относительно себя и другого

  • правильное использование в речи простых предлогов

  • ориентировка на листе бумаги

индивидуальные


8.Развитие понимания

речи

  • учить понимать простые и сложные словесные инструкции

  • учить понимать значения глаголов близких по значению

  • учить понимать и объяснять значения некоторых слов

индивидуальные


учитель-логопед _______________


 Совершенствование мелкой моторики

  • Запомнить названия пальцев рук

  • Освоить различные движения пальцами рук

  • Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина и др)

2.    Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти

  • Выполнение различных словесных инструкций (2-,3-,4ступенчатых)

  • Угадывание предмета по загадке-описанию

  • Игры с правилами  (выполнять действие только при определенном условии): «Просьба», «Покажи», «Бывает, не бывает»

  • «Подбери словечко» (завершение стиха в рифму), «загадки – обманки»(нужно выбрать правильный вариант по картинке, рифмуется неверный вариант). Ребенок смотрит на сюжетные картины и определяет, относится ли к её содержанию каждое услышанное предложение

3.    Формирование и совершенствование фонематического слуха (по Ткаченко Т.А., Лопатиной Л.В. и др.)

  • Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков

  • Повторение сочетания гласных звуков, при их четкой артикуляции

  • Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками

  • Повторение цепочеки слогов с оппозицонными по зврнкости-глухости легко произносимыми согласными звуками

  • Повторение цепочки слогов со стечением легко произносимых согласных звуков

  • Рифмовки незаконченные, рифмовки – перепутанки, рифмовки - трудноговорки

  • Выбор из ряда слов одно отличающееся по звучанию

  • Повторение 3-4 похожих по звучанию слова, четкое их произношение

4.    Освоение звукового анализа и синтеза слов
5.    Обогащение словарного запаса

  • Уточнение лексических тем, предлагаемых программой «Воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, программой Филичевой Т.Б.

  • Обобщающие слова, синонимы, антонимы, части и целое и др.

6.    Уточнение составляющих грамматического строя

  • Развитие словообразования, словоизменения, употребления предлогов

7.    Совершенствование связной речи

  • Описание картинки

  • Составление рассказа по серии сюжетных картин

  • Пересказ текста

8.    Улучшение работы речевого аппарата посредством освоения артикуляционной гимнастики

  • Освоение основных упражнений

  • Выполнение комплекса упражнений, способствующих постановке данного звука

9. Постановка нарушенных звуков

  • Объяснение артикуляции звука

  • Показ артикуляции звука

  • Постановка по подражанию

  • Постановка при помощи зондов

10.    Автоматизация поставленных звуков

  • Изолированно

  • В слогах (прямых, обратных, стечениях)

  • В словах

  • В словосочетаниях

  • В предложениях, скороговорках

  • В стихотворных текстах

  • В спонтанной речи

11.    Дифференциация с близкими по акустическим или артикуляторным признакам звуками





















Вариант 2
ФИО ребенка 

1.    Фонетическая сторона речи.

  • работа над звукопроизношением – уточнение произношения простых согласных звуков и гласных звуков, постановка, автоматизация вибрантов. Дифференциация сонорных звуков.

  • Артикуляционная гимнастика

  • Формирование целенаправленной и сильной воздушной струи.

  • Работа над силой голоса.

2.    Лекскика.

  • Уточнение и расширение словаря по тематическому плану.

  • Уточнение названий геометрических форм.

  • Уточнение названий цветов и оттенков.

  • Расширение предикативного словаря.

  • Расширение словаря признаков. Изучение антонимов.

3. Грамматический строй речи.

  • Образование глаголов – антонимов.

  • Образование притяжательных прилагательных.

  • Работа по пониманию и употреблению простых предлогов.

  • Работа над согласованием существительных с прилагательными.

  • Работа над правильным согласованием существительных с местоимениями.

  • Работа над правильным согласованием существительных с глаголами.

  • Работа над правильным согласованием существительных с числительными.

  • Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

  • Образование относительных прилагательных.

  • Образование единственного и множественного числа существительных в дательном  и предложном падежах.

  • Изучение слов-исключений при образовании множественного числа.

  • Образование уменьшительно-ласкательной и увеличительной форм существительных.

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных.

  • Работа по пониманию и употреблению сложных предлогов.

4.    Фонематическая сторона речи.

  • дифференциация звуков по глухости-звонкости

  • развитие слухового внимания на материале неречевых звуков.

  • Выделение гласных звуков среди ряда гласных.

  • Выделение согласных звуков среди ряда согласных

  • Выделение первого ударного гласного в слове.

  • Выделение первого согласного в сильной позиции.

  • Фонематический анализ двусложных и трехсложных конструкций.



5. Связная речь.

  • Составление рассказа – описания по наглядному образцу.

  • Составление рассказа по сюжетной картинке.

  • Составление рассказа на материале собственного опыта.

  • Составление рассказов по простой и сложной сериям сюжетных картинок.

  • Пересказ сказок и простых текстов

  • Заучивание стихотворений, скороговорок, загадок

6.    Развитие ВПФ и моторики.

  • развитие произвольного запоминания

  • увеличение объема слухоречевой памяти

  • развитие всех видов восприятия

  • развитие слухового внимания

  • развитие мелкой и мимической моторики

  • развитие кинестетическое восприятия

  • развитие пространственных представлений

  • развитие воображения

  • развитие изобразительной и конструктивной деятельности

  • развитие логического мышления

























Вариант 3 (напротив необходимого пункта выставляется знак +)
Планирование
индивидуальной  логопедической  работы
c ________________________________


1. Формирование правильного звукопроизношения.

  • Логопедический массаж;

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;

  • постановка и коррекция звуков:

  • группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц

  • группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ

  • группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ

  • губно-губные – П, Б, М + мягк.

  • губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.

  • заднеязычные – К, Г, Х + мягк.

  • Другие __________________________

  • автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.


2. Формирование фонематического восприятия:

  • определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);

  • определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.

3. Формирование фонематического слуха    
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи

  • словообразование;

  • словоизменение.

6. Развитие лексической стороны речи

  • расширять предметный словарь;

  • расширять словарь признаков;

  • расширять глагольный словарь.

7. Формирование связной речи

  • формировать умение составлять рассказ по картинке;

  • формировать умение составлять рассказ по серии картин;

  • формировать умение составлять пересказ;

  • формировать умение составлять рассказ - описание.

8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:

  • развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;

  • развивать мелкую и артикуляционную моторику.


РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.





















ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ.

Учащегося ………………………………………………………..…

1 – фонематическое восприятие

2 – артикуляционная моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова;

5 – навыки языкового анализа;

6 – грамматический строй речи;

7 – словарь и словообразовательные процессы;

8 – понимание логико-грамматических отношений;

9 – связная речь.

10 – дисграфические ошибки;

11 – орфографические ошибки








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!