Цель программы - формирование здорового образа жизни школьника средствами физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи программы:
Укрепление здоровья средствами физкультурно-оздоровительной деятельности, выработка гибкости адаптации к условиям жизни;
формирование знаний о здоровом образе жизни;
овладение школой движений: оздоровительными комплексами утренней гимнастики и общеразвивающими упражнениями;
овладениями навыками подвижных игр, формирование игрового мышления;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование у учащихся потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями;
воспитание моральных и волевых качеств;
формирование гуманистический отношений;
умение регулировать своё психофизическое и психосоциальное состояние.
Приоритетные направления программы:
обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;
поиск новых привлекательных для детей форм, методов и средств организации физкультурно-спортивных занятий, призванных обеспечить укрепление здоровья и повышение физической подготовленности школьников;
повышение эффективности обязательных уроков физической культуры, придание им целевой направленности на развитие физических качеств, обретение необходимых двигательных умений и навыков, подготовку к соревновательной деятельности, формирование потребности в здоровом образе жизни;
создание системы внутришкольных соревнований для всех категорий обучающихся в соответствии с возрастом и уровнем подготовленности;
рост физической подготовленности детей и снижении заболеваемости;
снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой и отнесённых к специальным медицинским группам;
развитие эффективных форм воспитания средствами физической культуры и спорта, включая соревнования и тренировочные нагрузки, психологическую и теоретическую подготовку, в ходе которых формируется личность молодого человека, способного достигать высокие жизненные и спортивные цели.
Организующим основанием для решения всех задач служит проведение занятий по общей физической подготовки в спортивном клубе «Спортландия».
Проведение общей физической подготовки и использование подвижных игр из материалов спортивных игр позволяет научить школьника способом творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья.
Программа учреждение дополнительного образования Клуба «Спортландия» взята за основу авторской программы учебного курса по физической культуре для обучающихся 1-4 классов общеобразовательных школ. Автор: Лях В.И. Москва: «Просвещение», 2014г. в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Настоящая программа описывают содержание основных форм общей физической подготовки в 1-4 классов в основу которой входят нормативы Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне» и уровня физической подготовленности из материалов спортивных игр.
Качественное и количественное выполнение разделов данной программы предполагает совершенствование результатов обучения детей в области «уметь», «демонстрировать» посредством игровой практической деятельности, что должно подтверждаться качественным выполнением тестовых заданий.
Тестирование позволяет четко прослеживать физическое развитие школьника, его физические способности в течение всего учебного года и подкорректировать их.
Каждый раздел состоит из учебных занятий по общей физической подготовки, регулярной диагностики состояния физической подготовленности обучаемых и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Одновременно с этим перед спортивным клубом «Спортландия» стоят задачи по популяризации массовой физической культуры и спорта, создание многоуровневой системы спортивных соревнований для разновозрастных команд (внутриклассные, внутришкольные, районные и др. соревнований).
Показательным примером результативности работы Клуба «Спортландия» является участие школьников во Всекубанской Спартакиады «Веселые старты» по программе «Спортивные надежды Кубани», сдача нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».
Отличительные особенности программы по общей физической подготовке:
в отличие от типовой программы, программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Ожидаемые результаты:
1.Привитие учащимся стремления к здоровому образу жизни.
2.Формирование мотивационной потребности к занятиям физической культурой.
3.Овладение комплексов знаний о современных здоровьеформирующих системах физического воспитания.
4.Повышение физической и умственной работоспособности.
5.Способствовать снижению заболеваемости.
2. Описание учебного предмета
Данная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, реализуется в форме учебных, учебно-тренировочных и тренировочных занятий, проводиться фронтальным, групповым и индивидуально-групповым способом в режиме 1 раза в неделю по 1 часу. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования 7-10 лет, срок реализации 3 года.
3.Содержание курса
На занятиях общей физической подготовки в 1-4 классах применяется разнообразные формы игровой оздоровительной деятельности: подвижные игры с бегом, прыжками, метанием, владение мячом, держание, передачи на расстоянии до 5м, ловли, ведение, броски в процессе соответственного выбранных подвижных игр, «пионербол», «борьба за мяч», «перестрелка», «мини-футбол», «мини-гандбол», «мини-баскетбол», «настольный теннис» и другие игры, эстафеты с элементами баскетбола, волейбола, гандбола. Сдача нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».
Легкоатлетические упражнения: бег с изменением направления движений, ОРУ на местности, многоскоки, специальные беговые, бег по виражу, прыжковые упражнения; стартовые упражнения; упражнения на барьерах, барьерный бег ; метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель; упражнения на выносливость (повторный, переменный бег); бег с преодолением вертикальных, горизонтальных и комбинированных препятствий; встречные, линейные эстафеты, эстафеты с бегом и прыжками, прыжки на скакалки, прыжки в длину с разбега, прыжки в высоту; упражн6ения на тренажерах; бросок набивного мяча; игры «За флажками», «Вызов номеров», «День и ночь», «Салки», игры с мячами «Охотники и утки», «Достать мяч» и другие, сдача нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».
Гимнастика с элементами акробатики: упражнения на гимнастической стенке, скамейке, лазанье различными способами, лазанье по канату, перелезание через препятствие, висы и упоры, опорные прыжки, эстафеты с элементами гимнастики, игры на развитие координационных и силовых способностей. Ритмическая гимнастика. Сдача нормативов Всероссийского комплекса «Готов к труду и обороне».
Уровень развития общей физической подготовки учащихся 1-4 классов.
Знать и иметь представление:
об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах и общих правилах их тестирования;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.
3