СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая и моторная плотность урока.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

как нужно стреметься чтоб плотность урокака была высокой.

Просмотр содержимого документа
«Общая и моторная плотность урока.»

9


ВВЕДЕНИЕ

В качестве традиционной формы педагогической упорядоченной организации занятий урок, как известно, характеризующийся прежде всего, следующими признаками:

это основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяются программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций; в системе занятий отдельный урок лишь относительно самостоятельное звено, связанное в определенной последовательности с другими равнозначными звеньями;

ведущей фигурой в уроке выступает педагог - специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач;

поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, техническое оснащение и т.д.) регламентируются так, как это необходимо для его образовательно-воспитательного эффекта; контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден (по крайней мере, в группах и подгруппах).

Занятия, в полной мере характеризующиеся такими признаками, можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания он наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.). Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей.Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий, а так же его плотности.

Плотность урока играет важнейшую роль в правильно организованном и построенном уроке и не учитывать её во время проведения нельзя. Преподаватель всегда должен стремиться повышать плотность урока как общую так и моторную и находить для этого рациональные пути её повышения.

Цель: изучить общую и моторную плотность урока и пути её повышения

Задачи:

1. Изучить понятия общая и моторная плотность урока, а так же пути ее повышения;

2. Провести исследование общей и моторной плотности уроков.

База исследования: Политехнический колледж г.Благовещенска Амурской области



Физическая нагрузка на уроке

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и другие. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующим.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений .

Физическая нагрузка на уроке регулируется:

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.



Плотность урока и пути ее повышения

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и так далее.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и так далее .

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

Методика определения величины моторной плотности урока заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока.

Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и так далее.

По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и так далее. При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину моторной плотности урока влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и так далее.). Вместе с тем величина моторной плотности урока больше зависит от типа урока.

Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания моторная плотность урока будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то моторная плотность урока должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 90 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 45 мин., то расчет производится по формуле:

45*100

P= 90 = 50%

Следовательно, моторная плотность урока в нашем примере составляет 50%

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же моторной плотности урока должны достигать:

30- 70%, так как от учеников требуется более точное выполнение упражнений, и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение упражнений.

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

гимнастика

45% -60%

легкая атлетика

50% —75%

Баскетбол

60%-85%

Волейбол

55%-80%

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий, применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры:

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

10 - 40%

2.Ознакомление с новым материалом

20 - 30%

3.Разучивание нового материала

30 - 50%

4.Закрепление и совершенствование нового материала

50 - 80%

5.Контрольный

40 - 50%

6.Комбинированный

40 - 60%

7.Соревнование

50 - 90%

8.Сюжетный(сказка, путешествие)

30 - 60%

9.Круговая тренировка

50 - 90%

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.



5. Исследование общей и моторной плотности уроков, проведенных студентами 1-4 курса Политехнического колледжа г.Благовещенска

Для решения задач исследования нами были проанализированы данные хронометрированных уроков.

Было хронометрировано уроки разных студентов.

Целью являлось выявление показателей общей и моторной плотности урока и соответствие их задачам урока, возрастным особенностям занимающихся.Анализ результатов показал,

Уроки проводимые в 1-2 курсах носили преимущественно образовательную направленность и моторная плотность составляла от 50% до 70%, а общая плотность от 85% до 90%.

Вывод: Согласно поставленным задачам урока в данных группах мы пришли к выводу, что общая плотность урока приближалась к 90%, что говорит о методически грамотно построенных уроков, моторная плотность приближалась к 70%, так как уроки носили образовательную направленность то соответственно моторную плотность свыше 70% получить было трудно в данных классах.

Уроки 3-4 курсах носили преимущественно тренировочную направленность и моторная плотность составляла от 70% до 85%, а общая от 90% до 97,5%.

Вывод: На 3-4 курсах были показаны результаты общей и моторной плотности уроков выше, чем 1-2 курсах, связано это прежде всего с тем, что уроки в данных классах носили преимущественно тренировочную направленность, ребята на этих курсах уже более подготовленные и на объяснение учебного материала затрачивается меньше времени нежели на 1-2 курсах, это соответственно прежде всего влияет на моторную плотность урока.

Средний показатель моторной плотности уроков на всех курсах, составил 74.95% , такие показатели приближаются к высокому показателю, так как баскетбол является техническим видом и в процессе обучения учитель много времени затрачивает на объяснение техники и показа упражнений.

Средний показатель общей плотности уроков, составил 92%, так как показатель свыше 90% является высоким.

Самая высокая общая плотность урока была зафиксирована на отметке 97,5%, исходя из вывода протокола хронометрирования связано это было с методической грамотностью преподавателя и с хорошей подготовкой к уроку.

Самая низкая общая плотность составила 84% как написано в выводе протокола хронометрирования связано это было с несвоевременной подготовкой инвентаря в результате чего преподаватель потерял большое количество времени урока.

Самая высокая моторная плотность урока составила 85% связано это с грамотно выдержанными частями урока, хорошо поставленной структурой урока, студентам было предложено большое количество физических упражнений.

Самая низкая моторная плотность составила 50%связано с низкой подготовленностью занимающихся и в связи с этим была применена индивидуальная работа и объяснение общих моментов урока в процессе проведения основной части.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок физической культуры в колледже является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию занимающихся с 1-4курс.

Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.

Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

В ходе своей педагогической деятельности учитель не должен забывать о роли общей и моторной плотности урока, он должен всегда стремиться повышать её разнообразными способами и приближать её к максимально возможным 100%. От высокой общей и моторной плотности урока во многом зависит эффективность того или иного урока.

По проведенному исследованию в Политехническом колледже , можно сделать вывод, что уроки проходили согласно поставленным задачам с высокой общей и моторной плотностью. Преподаватели стремились повышать общую и моторную плотность урока путем повышения физической нагрузки за счет физических упражнений, применяли групповой метод занятий (реже индивидуальный), использовали нестандартное оборудование т.д.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Железняк, Ю.Д. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.К. Петров. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

2. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: учебное пособие для учащихся школьных педагогических училищ. – 5-е изд., доп. / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 1980. – 304 с. Ил.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. –М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

4. Методические указания по библиографическому оформлению научно-исследовательских работ. – Пенза 1988. – 21 с.

5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры / А.А. Гужаловский. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

6. Петров, П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2002. – 112 с.

7. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя / В.П. Богословский. – М.: «Просвещение», 1984. – 144 с.

8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Б.А. Ашмарина. –М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.

9. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение», 1979. – 360 с.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11. Эхо, Ю.П. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные работы, доклады, рефераты, диссертации: Успех без минимальных проблем / Ю.П. Эхо – М.: Издательство «Металур». 1996. – 112 с.









































12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!