СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности ребенка, возникающее в результате органического поражения головного мозга.  (Бгажнокова Ирина Магомедовна).

Существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика детей с интеллектуальными нарушениями»

Дети с нарушениями интеллекта.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга.

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности ребенка, возникающее в результате органического поражения головного мозга. (Бгажнокова Ирина Магомедовна).

Существует классификация недугов, которые можно объединить под термином ОПМ (органическое поражение мозга).

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

Гидроцефалии
Врожденные аномалии развития головного мозга
Детский церебральный паралич ДЦП
Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями
Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС)

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей

  1. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка.
    Именно в это время могут возникать серьезные патологии.

  2. То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша.
    Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму.

  3. Причиной ОПМ может стать гемолитическая болезнь новорожденных (ГБН), то есть, несовместимость крови матери и ребенка, если она сопровождается ядерной желтухой.
    Такая форма желтухи характеризуется повышенным содержанием в крови малыша непрямого билирубина, а это, в свою очередь, провоцирует нарушения функций головного мозга.

  4. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.

  5. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др.), в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, энтеро- и респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.

  6. ОПМ может возникнуть и вследствие сосудистых заболеваний мозга – энцефалопатии, геморрагического инсульта.

  7. Такого рода патологии могут развиться из доброкачественной опухоли.

  8. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.

  • Легкая УО (дебилизм) – IQ от 70 до 50. У такого индивида имеются нарушения абстрактного мышления и его гибкости, кратковременной памяти. Но он нормально, хоть и медленно, говорит и понимает, что ему говорят. Часто такого человека невозможно отличить от других. Но он не в состоянии использовать полученные академические навыки, к примеру, управления финансами и т.д. В социальных взаимодействиях он отстает от своих однолеток, поэтому может попасть под чужое негативное влияние. Повседневные простые задачи он может выполнять сам, а вот более сложные требуют посторонней помощи;

  • умеренная (не сильно выраженная имбецильность) – IQ 49–35. Человек нуждается в постоянном непрерывном патронаже, в том числе и для установления межличностных отношений. Устная речь очень простая, и он не всегда правильно интерпретирует то, что слышит;   

  • тяжелая (имбецильность выраженная) – IQ от 34 до 20. Человек плохо понимает речь, числа, понятие времени ему не доступно – для него все происходит здесь и сейчас. Говорит односложно, лексика ограничена. Нуждается в постоянном наблюдении и уходе в плане гигиены, одежды, питании;

глубокая (идиотия) – уровень IQ менее 20. Речь, ее понимание и языка жестов весьма ограничено, окружающих они не узнают, выражение лица бессмысленное, внимание почти ничем не привлекается. Отмечается резкое снижение всех видов чувствительности. Если начинают ходить, то поздно, движения плохо координированы. На чужую мимику и жестикуляцию не реагируют, неопрятны и неспособны к самообслуживанию. Иногда наблюдаются стереотипные движения — маятникообразные раскачивания головой или туловищем из стороны в сторону.

Следует отметить, что при длительном и настойчивом обучении людей с любой степенью УО можно достичь выполнения ими базовых навыков.

Мышление. Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Известно, что при психическом недоразвитии оказывается нарушенным восприятие, особенно обобщенность восприятия, его темп. Умственно отсталым требуется значительно больше времени на восприятие материала, усугубляющееся трудностью выделения главного и установления внутренних связей между частями. Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета, причем особую трудность представляют для них различение оттенков цвета. Восприятие неразрывно связано с мышлением, являющимся главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностью их памяти.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, случайные признаки, в то время как с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти у умственно отсталых не только в трудностях получения и сохранения информации, но и в ее воспроизведении. Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала, так как опосредствованная смысловая память малодоступна умственно отсталым. У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, которые умственно отсталые и не пытаются преодолевать.

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоциональной сферы. Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью активности всей деятельности, трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми.

Личность. Общая незрелость личности при интеллектуальной недостаточности проявляется в общей незрелости мотивации: приоритет органических потребностей и влечений, низкий уровень познавательных интересов, фактическое отсутствие потребности в приобретении знаний, низкая мотивация в различных видах деятельности. Для детей характерно недоразвитие волевой сферы, что проявляется в безынициативности, повышенной внушаемости, низкой способности к усвоению социальных норм и правил. Для детей характерна позиция эгоцентризма: все окружающее рассматривается детьми с утилитарной точки зрения, полезности или вредности, им трудно встать на позицию другого человека, учитывать его потребности и мнения. Эгоцентрическая позиция является причиной субъективизма, некритичной высокой самооценки, самоуверенности и самодостаточности. У детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью отсутствует способность рассматривать себя как субъекта действия и относиться к себе как к объекту восприятия другими людьми. Как установлено в исследовании А.И. Гаурилюс, все это наряду с отсутствием рефлексии является основой бедности социальной перцепции. В связи с этим умственно отсталые дети не понимают шуток, юмора, иронии, не могут распознать контекста социальных событий, поэтому дети не могут противостоять влиянию других лиц, внушаемы, легко становятся жертвами обмана, поскольку не способны противопоставить свою позицию позиции другого человека.

у реальным предметом и его графическим изображением. В младшем школьном возрасте дети начинают обучение по программе вспомогательной школы. Но для них характерно практически полное отсутствие интересов к учению, особенно познавательных интересов, дети пассивно относятся к учебным занятиям, особенно к тем, которые требуют умственного напряжения. Интересы детей в этом возрасте могут быть связаны с занимательностью учебного материала, с яркостью его подачи. Наибольший интерес у детей вызывает трудовая деятельность, они с интересом берутся за выполнение трудовых операций, даже не понимая до конца их смысла. В структуре психического недоразвития на первый план выступает недоразвитие абстрактного мышления. Дети способны лишь к суждениям конкретно-ситуативного характера, слабостью или невозможностью обобщать предметы и явления, они испытывают трудности при выделении существенных признаков предметов и явлений. Недостаточность логического мышления особенно отчетливо проявляется при овладении счетными операциями – дети даже с легкой умственной отсталостью с большим трудом научаются считать и производить простые счетные операции. В начальных классах вспомогательной школы дети могут овладеть рисованием. Систематические занятия по специальной программе приводят к тому, что дети осваивают способы и приемы грамотного изображения предметов по представлению и с натуры, могут овладеть техникой для грамотного изображения натуры. В подростковом возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью появляются другие интересы, которые не связаны с учебными занятиями. Появляются интересы к новым видам деятельности, таким как вязание, шитье, выпиливание, работа с бисером и соломкой. Значимым становится общение со сверстниками, появляются друзья. Но кроме интеллектуальной недостаточности на первый план выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно решать житейские ситуации, в некритичности поведения, в неадекватных притязаниях.



Согласно Положению, на базе образовательной организации создается психолого-педагогический консилиум  (далее – ППк),   цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

В состав ППк входят: председатель  — заместитель руководителя организации, педагог-психологучитель-логопедучитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь

Общее руководство деятельностью ППк осуществляет  руководитель образовательной  организации.

Для  принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, выявления трудностей в освоении ими образовательных программ, разработки рекомендаций,  консультирования участников образовательных отношений, оказания обучающимся психолого-педагогической помощи каждым специалистом ППк проводится обследование обучающихся.

Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). Обследование обучающихся специалистами ППк осуществляется бесплатно.

Процедура и продолжительность  обследования  определяются, исходя из возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого.

На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций  обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный      руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист     представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных   обсуждений на ППк (при необходимости).

Каждый специалист ППк  по данным обследования составляет заключение и разрабатывают рекомендации.

Результаты обследования ребенка каждым специалистом обсуждаются на   заседании ППк.

Родители (законные представители) имеют право принимать участие в   обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и   адаптации обучающегося.

По итогам обсуждения  составляется коллегиальное заключение ППк,   вырабатываются рекомендации  для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося.

Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания,  а до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, —  не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.

Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному   образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС.

Плановые заседания ППк проводятся для оценки динамики обучения и  коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в  рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения   обучающихся.

Внеплановые  — при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в       психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной    (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при   возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие   обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных  представителей) обучающегося, педагогических и руководящих работников   образовательной  организации; с целью решения конфликтных ситуаций и  других случаях.

Что могут включать рекомендации ППк?

Согласно Положению, рекомендации ППк по организации психолого- педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ могут включать:

        при наличии рекомендаций ПМПК:

разработку адаптированной основной общеобразовательной программы,   индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и   контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора,   ассистента (помощника) для обучающегося,  услуг по сурдопереводу,  тифлопереводу, тифлосурдопереводу, в том числе на период адаптации обучающегося / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной    основе, другие условия в рамках компетенции  образовательной   организации;

       на основании медицинского заключения:

 условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского  сопровождения, в том числе: дополнительный выходной день; организация    дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение   двигательной нагрузки; предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; снижение объема задаваемой на дом работы; предоставление услуг ассистента (помощника); другие условия в рамках компетенции    образовательной организации;

        для обучающегося, испытывающего трудности в освоении основных          общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации:

проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; разработку индивидуального     учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; профилактику асоциального (девиантного)  поведения обучающегося; другие условия в рамках компетенции  образовательной организации.

Психолого-педагогический консилиум — одна из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!