СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы»

  1. Тема: «Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы»

  2. Цель:

  3. Задачи:

        1. Образовательные:

  1. показать многообразие Костных рыб и черты их приспособленности жизни в водной среде;

  2. выявить признаки основных классификационных групп класса Костные рыбы, понять их роль в природе и жизни человека.

        1. Развивающие:

  1. способствовать развитию у учащихся интереса к окружающей природе;

  2. научить сравнивать и отличать класс Костные рыбы.

        1. Воспитательные:

  1. продолжить формирование научного мировоззрения о значении этого класса для хозяйственной деятельности человека и природы.

  1. Понятия: малёк, желток, Лопастеперые и Лучеперые рыбы

  2. Тип урока: комбинированный

  3. Методы:

        1. Словесные

  1. Объяснение

  2. Беседа

  3. Рассказ

        1. Наглядные

  1. Схемы

  2. Презентация по теме (Microsoft PowerPoint)

  3. Видео

        1. Практические

  1. Работа с учебником


  1. Пути активизации познавательной деятельности:

-//-

  1. Наглядность к уроку: учебник по биологии 7 класса, презентация по теме (Microsoft PowerPoint), видеоролики

  2. Внутрипредметные и межпредметные связи.

  1. Внутрипредметные:

    • строение надкласса Рыбы

    • систематика растений и животных

    • индивидуальное развитие животных


II. Структура урока


Организация класса

1 мин.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Изучение нового материала

31 мин.

Закрепление

5 мин.

Задание на дом

3 мин.


III. Собственно конспект

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта.

Проверка готовности к уроку.


Перед тем как мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним:

  1. Кто такие рыбы и где они обитают?

  2. На какие классы делится надкласс Рыбы?

  3. Какие особенности Хрящевых рыб?

  4. Назовите надотряды Хрящевых рыб?

  5. Назовите особенности Скатов и Акул?



Приступим к изучению новой темы. Запишите тему в тетрадь (слайд 1).

Как, уже вам уже известно Надкласс Рыбы делится на 2 класса – Костные и Хрящевые рыбы (слайд 2).

Запишите в тетрадь - Основные характеристики Костных рыб (слайд 3)

Основные характеристики:

  • Насчитывает свыше 21 тысячи видов (это самый большой по количеству видов класс среди позвоночных);

  • Есть плавательный пузырь;

  • Скелет в основном состоит из костной ткани;

  • Жабры прикрыты жаберными крышками;

  • У большинства - непрямое развитие (что такое не прямое развитие?);

Яйцо(икринка)→личинка→малек→взрослая особь

  • Рот образован хватающими челюстями с зубами

Костные рыбы в современной систематике делят на 2 подкласса Лопастеперые и Лучеперые (слайд 4)

Перечертите себе в тетрадь таблицу


Давайте разберем характеристику Лопастепёрых рыб (слайд 5)



Основные характеристики:

  • перешли к обитанию во внутренних водоёмах

  • вырост пищевода превращается в лёгкое

  • ведущий анализатор — обоняние

  • изменяется головной мозг

  • с помощью плавников могут ползать по дну и переползать в другой водоём

  • появляется второй круг кровообращения

Представители Latimeria chalumnae и целакант


Характеристику Лопастепёрых рыб разобрали, теперь давайте рассмотрим Двоякодышащие рыбы (слайд 6)

Основные характеристики:

  • обладают как жаберным, так и лёгочным дыханием

  • современных двоякодышащих 6 видов

  • в качестве органов лёгочного дыхания функционируют один либо два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода.

  • у рогозуба одно лёгкое, у остальных двоякодышащих — два

Представители рогозуб, африканский протоптер




Подкласс лучеперые включает много отрядов, но мы рассмотрим основные, а именно:

  1. Осетрообразные

  2. Карпообразные

  3. Сельдеобразные

  4. Лососеобразные

  5. Окунеобразные

Перечертите таблицу к себе в тетрадь (слайд 7)

Таблицу заполните дома использую не только учебник, но и Интернет, и различные энциклопедии.


Значение рыб в природе (слайд 8)



Значение рыб в природе:

  • очищают воду;

  • поедают вредные растения в воде;

  • регуляция численности водных беспозвоночных;

  • корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих;

  • звено в целях питания живых организмов.

(Записать в тетрадь)


Закрепление:

  • Что вам известно о хрящевых и костных рыбах?

  • Как их отличить по внешнему виду?

  • Как вы думаете, как изменится мировой океан, если исчезнут акулы и другие хищные виды рыб?

  • Чем характеризуются Кистеперые и Двоякодышащие рыбы?

Возможен просмотр видео:

  1. Манта

  2. Рыба-луна

  3. Китовая акула

  4. Летучая рыба

  5. Скаты

  6. Обитатели кораллового рифа



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!