-
Тема: «Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы»
-
Цель:
-
Задачи:
-
Образовательные:
-
показать многообразие Костных рыб и черты их приспособленности жизни в водной среде;
-
выявить признаки основных классификационных групп класса Костные рыбы, понять их роль в природе и жизни человека.
-
Развивающие:
-
способствовать развитию у учащихся интереса к окружающей природе;
-
научить сравнивать и отличать класс Костные рыбы.
-
Воспитательные:
-
продолжить формирование научного мировоззрения о значении этого класса для хозяйственной деятельности человека и природы.
-
Понятия: малёк, желток, Лопастеперые и Лучеперые рыбы
-
Тип урока: комбинированный
-
Методы:
-
Словесные
-
Объяснение
-
Беседа
-
Рассказ
-
Наглядные
-
Схемы
-
Презентация по теме (Microsoft PowerPoint)
-
Видео
-
Практические
-
Работа с учебником
-
Пути активизации познавательной деятельности:
-//-
-
Наглядность к уроку: учебник по биологии 7 класса, презентация по теме (Microsoft PowerPoint), видеоролики
-
Внутрипредметные и межпредметные связи.
-
Внутрипредметные:
II. Структура урока
-
| Организация класса | 1 мин. |
-
| Актуализация опорных знаний | 5 мин. |
-
| Изучение нового материала | 31 мин. |
-
| Закрепление | 5 мин. |
-
| Задание на дом | 3 мин. |
III. Собственно конспект
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта.
Проверка готовности к уроку.
Перед тем как мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним:
-
Кто такие рыбы и где они обитают?
-
На какие классы делится надкласс Рыбы?
-
Какие особенности Хрящевых рыб?
-
Назовите надотряды Хрящевых рыб?
-
Назовите особенности Скатов и Акул?
Приступим к изучению новой темы. Запишите тему в тетрадь (слайд 1).
Как, уже вам уже известно Надкласс Рыбы делится на 2 класса – Костные и Хрящевые рыбы (слайд 2).
Запишите в тетрадь - Основные характеристики Костных рыб (слайд 3)
Основные характеристики:
-
Насчитывает свыше 21 тысячи видов (это самый большой по количеству видов класс среди позвоночных);
-
Есть плавательный пузырь;
-
Скелет в основном состоит из костной ткани;
-
Жабры прикрыты жаберными крышками;
-
У большинства - непрямое развитие (что такое не прямое развитие?);
Яйцо(икринка)→личинка→малек→взрослая особь
Костные рыбы в современной систематике делят на 2 подкласса Лопастеперые и Лучеперые (слайд 4)
Перечертите себе в тетрадь таблицу
Давайте разберем характеристику Лопастепёрых рыб (слайд 5)
Основные характеристики:
-
перешли к обитанию во внутренних водоёмах
-
вырост пищевода превращается в лёгкое
-
ведущий анализатор — обоняние
-
изменяется головной мозг
-
с помощью плавников могут ползать по дну и переползать в другой водоём
-
появляется второй круг кровообращения
Представители Latimeria chalumnae
и целакант
Характеристику Лопастепёрых рыб разобрали, теперь давайте рассмотрим Двоякодышащие рыбы (слайд 6)
Основные характеристики:
-
современных двоякодышащих 6 видов
-
в качестве органов лёгочного дыхания функционируют один либо два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода.
-
у рогозуба
одно лёгкое, у остальных двоякодышащих — два
Представители рогозуб, африканский протоптер
Подкласс лучеперые включает много отрядов, но мы рассмотрим основные, а именно:
-
Осетрообразные
-
Карпообразные
-
Сельдеобразные
-
Лососеобразные
-
Окунеобразные
Перечертите таблицу к себе в тетрадь (слайд 7)
Таблицу заполните дома использую не только учебник, но и Интернет, и различные энциклопедии.
Значение рыб в природе (слайд 8)
Значение рыб в природе:
-
очищают воду;
-
поедают вредные растения в воде;
-
регуляция численности водных беспозвоночных;
-
корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих;
-
звено в целях питания живых организмов.
(Записать в тетрадь)
Закрепление:
-
Что вам известно о хрящевых и костных рыбах?
-
Как их отличить по внешнему виду?
-
Как вы думаете, как изменится мировой океан, если исчезнут акулы и другие хищные виды рыб?
-
Чем характеризуются Кистеперые и Двоякодышащие рыбы?
Возможен просмотр видео:
-
Манта
-
Рыба-луна
-
Китовая акула
-
Летучая рыба
-
Скаты
-
Обитатели кораллового рифа