Таблица 1. Технологии и методики обучения математике: общая характеристика
Название технологии (авторы) | Основное концептуальное положение | Основная цель обучения | Основные особенности содержания | Основные особенности процессуальных характеристик |
Традиционное обучение | Основано на передаче готовых знаний, умений и навыков учителем. | Формирование знаний, умений и навыков по предмету. | Систематизированное изложение учебного материала, решение типовых задач. | Фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный метод, контроль знаний с помощью тестирования и самостоятельных работ. |
Развивающее обучение (Л.В. Занков, В.В. Давыдов) | Направлено на развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности учащихся. | Формирование у учащихся умения мыслить, анализировать, решать творческие задачи. | Введение обобщенных понятий и законов, обучение основам математического моделирования. | Проблемное обучение, самостоятельное исследование, работа в группах. |
Проблемное обучение (И.Я. Лернер) | Основано на создании проблемных ситуаций, стимулирующих активную мыслительную деятельность учащихся. | Развитие познавательной активности, самостоятельного мышления, умения решать проблемы. | Включение в учебный материал проблемных вопросов, задач, ситуаций, требующих самостоятельного решения. | Постановка проблемных вопросов, организация дискуссий, выдвижение гипотез, поиск решения. |
Личностно-ориентированное обучение (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) | Направлено на развитие личности учащегося, его индивидуальных особенностей и интересов. | Формирование у учащихся мотивации к обучению, самостоятельности, критического мышления, творческих способностей. | Учебные задания, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, возможность выбора индивидуальных траекторий обучения. | Индивидуальные консультации, дифференцированное обучение, проектная деятельность, использование информационных технологий. |
Игровые технологии обучения (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский) | Использование игровых элементов и приемов для повышения мотивации и интереса к обучению. | Формирование у учащихся познавательной активности, творческого мышления, командного взаимодействия. | Использование игр, симуляций, ролевых игр, игровых заданий. | Работа в группах, решение игровых задач, проведение конкурсов, использование игровых элементов в учебном процессе. |