Тема: Общая характеристика класса млекопитающие.
Цель: Познакомить учащихся с прогрессивными чертами организации млекопитающих, позволившим им занять основные среды обитания в биосфере.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с общими признаками с признаками класса млекопитающие: подкласс первозвери и подкласс настоящие звери.
2. Развитие умения сравнивать, выделять главное из полученной информации.
3. Показать необходимость охраны отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
Оборудование:
ЦОР «Образовательный комплекс 1С: Школа. Биология. 7кл. Издательский центр Вентана - Граф». Модель млекопитающего, таблицы «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Скелет собаки», обитатели живого уголка, книги: Э.Сетон - Томпсон. «Рассказы о животных»; Д.Даррел. «Перегруженный ковчег». Учебник «Биология. Животные. 7 класс» авторы - Латюшин В.В, Шапкин В.А.
Содержание урока.
Природа - самый совершенный мастер,
Постигший совершенства ремесла,
Н.Кондратковская.
1. Ориентировочно - мотивационный этап.
Сегодня мы с вами начинаем изучать один из самых интересных классов животного мира - класс млекопитающие. Этот класс представляет наиболее высокоорганизованные позвоночные животные, появившиеся 160 - 170мл. лет назад. Внешний облик и размеры млекопитающих очень разнообразны - от карликов (4см. - белозубка), до гигантов (синий кит - 33м.). Современных млекопитающих насчитывается пять с половиной тысяч видов, они широко расселились по земному шару и освоили различные среды обитания: наземно-воздушную, почвенную, водную, а некоторые и воздушную (самый крупный летающий зверь планеты - калонг, большая летучая лисица. Размах крыльев 1,4м).
Просмотр видеофрагмента «Среды обитания животных» Галерея. Видеофрагмент № 90.
2. Операционно - исполнительный этап.
Черты, позволившие представителям класса млекопитающие быть прогрессивными животными.
- живорождение и выкармливание детенышей;
- наличие волосяного покрова;
- наличие центральной нервной системы, сложное поведение;
- замкнутая кровеносная система, четырех камерное сердце;
- теплокровность;
- шейный отдел позвоночника состоит из семи позвонков;
- обладают четырьмя конечностями.
Задание
Из названных черт составить логическую опорную схему «Характерные особенности класса млекопитающие».
Млекопитающие.
О![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/13/s_5a59c07aadd08/796191_1.png)
собенности внешнего строения Особенности внутреннего строения
волосяной покров центральная нервная система
обладают 4мя конечностями живорождение
молочные железы 4х камерное сердце
2 круга кровообращения
7 позвонков в шейном отделе
Характеристика подкласса первозвери. Самостоятельная работа учащихся со статьей «Отряд Однопроходные» и с рисунком 127. В рабочей тетради «Биология. Животные» выполнить задания №2, №3 стр.79.
Характеристика отрядов сумчатых, рукокрылых, насекомоядных.
Задание № 1: используя текст параграфа № 31 (ст.159-160)
Указать: а - особенности внешнего и внутреннего строения представителей
отряда сумчатые.
б - заполнить таблицу «Представители отряда Сумчатые»
Представитель | Рисунок | Питание | Среда жизни, образ жизни. |
| | | |
Сформулируйте вывод.
Задание № 2: используя текст параграфа № 31 (ст.160 - 161)
Выполните задания № 1-4 в рабочей тетради, страница 80.
Задание № 3: используя текст параграфа № 31 (ст.161 - 162)
Дополните схему.
Отряд Рукокрылые.
Особенности внешнего строения Общее в строении птиц и рукокрылых
Подотряды рукокрылых
? ?
Представители Представители
Проблемный вопрос.
Какую особенность рукокрылых перенял человек и стал использовать в
технике? Просмотр видеофрагмента № 32 «Летающие млекопитающие»
Эхолокация
3. Рефлексивно-оценочный этап.
1. Ответьте на вопросы теста.
Первозвери: Кенгуру Крыса Утконос Ехидна |
Утконос относится к млекопитающим потому, что: Откладывает яйца Имеет роговой клюв Вскармливает детенышей молоком Имеет волосяной покров |
Сумчатые животные: Утконос Коала Ехидна Кенгуру |
Еж относится к отряду: Рукокрылые Насекомоядные Грызуны Зайцеобразные |
Летучие мыши относятся к отряду: Грызуны Парнокопытные Рукокрылые Хищные |
2. Почему в слове «млекопитающие» нельзя писать окончание «- ся»?
Задание на дом.
1. Изучить параграф № 31, повторить параграф № 25.