СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка предложена из книги поурочного планирования.

Цели: образовательные: организовать деятельность уча­щихся по усвоению термина биологическая эволюция, изуче­нию становления эволюционных взглядов Ч. Дарвина, основ­ных положений теории эволюции Ч. Дарвина; развивающие: создать условия для развития умений слушать, выдвигать аргументы, доказывать свою точку зрения, формулировать вопросы, решать проблемные задачи; воспитательные: содей­ствовать формированию у учащихся биологической культуры, культуры устной речи.

Оборудование, средства обучения: мультимедийный проек­тор, рисунки учебного пособия, видеофильм «Развитие эволю­ционной теории в додарвиновский период».

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания I—III уровней сложности можно взять из перечня заданий, приведённого в конце изученного параграфа.

  1. (IV). Дайте характеристику основным гипотезам проис­хождения жизни на Земле.
  2. (V). В чём отличие биохимической гипотезы от осталь­ных? Какая гипотеза, на ваш взгляд, наиболее полно отража­ет происхождение жизни на Земле?
  3. (V). У биохимической гипотезы происхождения жизни имеются противники. Некоторые из них высказали мнение, что возникновение живого в результате описанных в указан­ной гипотезе случайных взаимодействий молекул неправдопо­добно как утверждение, что ураган, который пронесётся над мусорной свалкой, может привести к сборке авиалайнера. На основании этого подумайте, какой этап в гипотезе Опарина- Холдейна в наибольшей степени ставится под сомнение.
  1. Изучение нового материала.
  1. Развитие эволюционных взглядов.

Поисковая беседа с использованием фрагментов видео­фильма или на основе фактов.

  1. й         факт. В XIX в. многие жители Англии занимались ловлей бабочек с таким же рвением, как в наши дни собира­ют марки или монеты. Коллекционеры жадно искали редкие чёрные экземпляры берёзовой пяденицы, а не серые. Изучая коллекции, собранные с 1850 г. по 1950 г., биологи обнару­жили, что чёрная пяденица в течение 100 лет стала более распространённой, чем серая.
  2. й          факт. Злаковые растения не растут на почве, загрязнён­ной отходами медных, цинковых или свинцовых руд. Эти ме­таллы токсичны. Всё же возле рудников встречаются растения, принадлежащие к тем же видам, которые растут на соседних пастбищах, но не толерантные к токсичным металлам.

Какие выводы можно сделать, исходя из изложенных фак­тов?

  1. Становление эволюционных взглядов Ч. Дарвина (рабо­та учащихся по осмыслению сообщения и подготовке вопро­сов; слушается сообщение, готовятся вопросы).
  2. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина (поисковая беседа).

Три наблюдения:

  1. растения, выросшие из желудей, упавших с одного ду­ба, различаются множеством мелких внешних особенностей — изменчивость;
  2. одни пчёлы хорошо опознают других из собственного улья — наследственность;
  3. многие сельдевые рыбы ежегодно мечут до 100 тыс. икринок, выживает же гораздо меньшая их часть — борьба за существование.

Деятельность учащихся по ознакомлению с положениями эволюционной теории Ч. Дарвина.

Дайте ответы на вопросы: что может эволюционировать? Что служит предпосылками эволюции? Что приводит к об­разованию новых видов?

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина»

Учебное занятие 32

Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина

Цели: образовательные: организовать деятельность уча­щихся по усвоению термина биологическая эволюция, изуче­нию становления эволюционных взглядов Ч. Дарвина, основ­ных положений теории эволюции Ч. Дарвина; развивающие: создать условия для развития умений слушать, выдвигать аргументы, доказывать свою точку зрения, формулировать вопросы, решать проблемные задачи; воспитательные: содей­ствовать формированию у учащихся биологической культуры, культуры устной речи.

Оборудование, средства обучения: мультимедийный проек­тор, рисунки учебного пособия, видеофильм «Развитие эволю­ционной теории в додарвиновский период».

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания I—III уровней сложности можно взять из перечня заданий, приведённого в конце изученного параграфа.

  1. (IV). Дайте характеристику основным гипотезам проис­хождения жизни на Земле.

  2. (V). В чём отличие биохимической гипотезы от осталь­ных? Какая гипотеза, на ваш взгляд, наиболее полно отража­ет происхождение жизни на Земле?

  3. (V). У биохимической гипотезы происхождения жизни имеются противники. Некоторые из них высказали мнение, что возникновение живого в результате описанных в указан­ной гипотезе случайных взаимодействий молекул неправдопо­добно как утверждение, что ураган, который пронесётся над мусорной свалкой, может привести к сборке авиалайнера. На основании этого подумайте, какой этап в гипотезе Опарина- Холдейна в наибольшей степени ставится под сомнение.

  1. Изучение нового материала.

  1. Развитие эволюционных взглядов.

Поисковая беседа с использованием фрагментов видео­фильма или на основе фактов.

  1. й факт. В XIX в. многие жители Англии занимались ловлей бабочек с таким же рвением, как в наши дни собира­ют марки или монеты. Коллекционеры жадно искали редкие чёрные экземпляры берёзовой пяденицы, а не серые. Изучая коллекции, собранные с 1850 г. по 1950 г., биологи обнару­жили, что чёрная пяденица в течение 100 лет стала более распространённой, чем серая.

  2. й факт. Злаковые растения не растут на почве, загрязнён­ной отходами медных, цинковых или свинцовых руд. Эти ме­таллы токсичны. Всё же возле рудников встречаются растения, принадлежащие к тем же видам, которые растут на соседних пастбищах, но не толерантные к токсичным металлам.

Какие выводы можно сделать, исходя из изложенных фак­тов?

  1. Становление эволюционных взглядов Ч. Дарвина (рабо­та учащихся по осмыслению сообщения и подготовке вопро­сов; слушается сообщение, готовятся вопросы).

  2. Основные положения теории эволюции Ч. Дарвина (поисковая беседа).

Три наблюдения:

  1. растения, выросшие из желудей, упавших с одного ду­ба, различаются множеством мелких внешних особенностей — изменчивость;

  2. одни пчёлы хорошо опознают других из собственного улья — наследственность;

  3. многие сельдевые рыбы ежегодно мечут до 100 тыс. икринок, выживает же гораздо меньшая их часть — борьба за существование.

Деятельность учащихся по ознакомлению с положениями эволюционной теории Ч. Дарвина.

Дайте ответы на вопросы: что может эволюционировать? Что служит предпосылками эволюции? Что приводит к об­разованию новых видов?

  1. Закрепление изученного материала.

Согласно эволюционной теории Ч. Дарвина объясните факты.

  1. й факт. В Калифорнии распространено насекомое, пи­тающееся цитрусовыми. В начале нынешнего века хозяева цитрусовых плантаций начали окуривать деревья цианистым водородом, который убивал этого вредителя. Однако в 1914 г. было обнаружено, что некоторые насекомые выдержали об­работку химикатом. Впоследствии данную меру борьбы при­шлось и вовсе прекратить, так как она стала неэффективной.

  2. й факт. При добавлении в рацион крупного рогатого скота некоторых антибиотиков животные набирают вес бы­стрее, но становятся гигантским субстратом для роста бакте­рий, устойчивых к этим антибиотикам. В данной связи зако­нодательства большинства стран мира запрещают добавление антибиотиков в корм скоту.

Объясните с точки зрения эволюционной теории Ч. Дарвина, как появились длинная шея у жирафа, длинный хобот у слона.

  1. Домашнее задание.

Изучить § 25. Выполнить задания в рабочей тетради по биологии.