СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Общечеловеческие ценности - основа целостного педагогического процесса школы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

План проведения семинара для учителей. Цель семинара: ознакомить слушателей с программой НДО "Самопознание"

Просмотр содержимого документа
«« Общечеловеческие ценности - основа целостного педагогического процесса школы»»

План методического семинара для учителей
Школа №125 Кол-во слушателей семинара 30
Дата 30.11.2018 Педагог Сивакова И.С.

Тема семинара: « Общечеловеческие ценности - основа целостного педагогического
процесса школы»

Цель: ознакомить слушателей с Программой НДО «Самопознание»
Задачи:

1.Обеспечить понимание теоретических основ содержания Программы НДО «Самопознание»

2.Показать необходимость внедрения в учебный процесс школы Программы НДО «Самопознание»

3.Способствовать нравственно-духовному развитию учителей


Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, фломастеры, бумага, конверты с заданиями, памятка для учителей,

Анкеты (до и после семинара)

План семинара
1.Психолого - педагогические основы программы НДО «Самопознание»
2.Аксиологические основы программы НДО «Самопознание»
3.Интеграция программы НДО «Самопознание» и др. дисциплин

Ход семинара: Позитивный настрой Концентрация на свете


Введение
:«Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо» (Из Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана, 2012г)
Цитата: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…Такова духовная и философская основа нашей профессии: чтобы дать ученикам искорку знаний, надо самому впитать целое море света» В.А.Сухомлинский
« Знания в руках не облагороженного человека – все - равно, что сабля в руке» Д. Менделеев
Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание»
I.Принципы реализации программы:

1.Принцип гуманистической направленности( нравственно-духовное образование – это процесс преображения не только ученика, но и учителя, выдвижение гуманистических идей)
2.Принцип общечеловеческих ценностей ( содержание предмета «Самопознание» основывается на вечных общечеловеческих ценностях – Истина, Любовь, Праведное поведение, Ненасилие, Внутренний покой)
3. Принцип социального взаимодействия (внеучебная деятельность)
4. Принцип национального наследия ( познавать ОЧЦ через призму национальной духовной культуры)
5. Принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей личности)
II. Для того, чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», мы рассмотрим структуру сознания и то , каким образом наше сознание получает и обрабатывает информацию, поступающую из внешнего мира.
Структура сознания и процесс восприятия ( схема структуры сознания человека) Информация из внешнего мира поступает через 5 органов чувств попадает в подсознание( иногда сознательно), где приобретает психоэмоциональную окраску. Сознание закрепляет в подсознании эмоции прошлых впечатлений.Они остаются с нами навсегда. Важно, научить принимать информацию правильно, позитивно) Привести примеры.
Как очистить наше сознание?
Если постепенно вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей, то негативные эмоции и качества теряют свою силу и постепенно исчезают. Сознание будет очищаться.


Сверхсознание – высшая духовная природа, нечто, что есть у нас внутри. В сознание информация из сверхсознания приходит через интуицию и голос совести. Когда мозг расслаблен, пробуждается интуиция, которая помогает обнаружить истину как для себя, так и для вселенной.


Практические способы для достижения спокойствия и преодоления эмоций:




Условия преподавания дисциплины»Самопознание» в школе
- Создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития постижения себя и мира.

-Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования.

-Интеграция нравственно – духовного образования в целостный педагогический процесс школы.


Аксиологические основы программы НДО «Самопознание»
Аксиология( с греч axia – ценность, logos – учение)-философское учение о ценностях.

Ценности- это предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для людей.

Необходима переориентация ценностей через развитие нравственности. Какие ценности нужны растущему организму?

Классификация системы ценностей ( Т.И.Петракова)
1.Природные ценности - даются человеку при рождении (ум, чувства, воля)

2.Приобретенные – ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития (вежливость, уважение, симпатия, отзывчивость, великодушие). Меняются в течении жизни.

3.Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого–то ограниченного круга людей, а имеют значение для всего человечества.

Схема( Истина, праведное поведение, мир, любовь, ненасилие ведут к обретению таких качеств как мудрость, честность, радость, покой, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность, справедливость.



Для достижения внутренней гармонии человек должен в мыслях, словах и действиях следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности:

Ненасилие духовный уровень (миропонимание)

Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум)

Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова)

Внутренний покой – эмоциональный уровень (чувства)

Праведное поведение – физический уровень (поступки)


Взаимосвязь общечеловеческих ценностей со структурой человеческой личности.

Разум управляет умом, ум влияет на чувства, чувства на тело, тело управляет действиями.


Все общечеловеческие ценности – грани одной человечности

Любовь в понимании – Ненасилие

Любовь в мыслях, словах – Истина

Любовь в чувствах – Покой

Любовь в действиях – Праведное поведение


А.Маслоу (американский психолог) сделал несколько открытий:

-Человеку свойственны высшие потребности в вечных общечеловеческих ценностях (метапотребности). Вечные общечеловеческие ценности вызывают у человека одновременно чувство радости и долга, торжества и правильности, чувство вдохновения, любви и вечного порядка.

-Недопонимание и неудовлетворение высших потребностей в вечных общечеловеческих ценностях вызывают психическое напряжение – метапатологию (апатия, скука, непонимание смысла и цели жизни, отсутствие интереса к знаниям)

-Десакрализация – защитный психологический механизм. Лицемерие взрослых ведет к тому, что молодые люди перестают верить не только в ОЧЦ, но и в самих себя, в свои возможности. Эти метапатологии ведут к заполнению духовной пустоты алкоголем, наркотиками и т.д.

Поэтому:

Включение в процесс обучения ОЧЦ способствует формированию гуманистических качеств личности и ведет к духовному росту человека.


Интеграция НДО «Самопознание» и других дисциплин

Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer – целый) объединение в единое целое отдельных частей.


Цель интегрированного обучения:

1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции разных предметов.

2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.

3.Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках.



Преимущества интеграций на уроке

  • мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве;

  • развитие творческого потенциала учащихся;

  • побуждение к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей;

  • развитие логики, мышления, внимания, памяти, коммуникативных способностей;

  • совершенствование умений сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • поддержание внимания учеников на высоком уровне;

  • снятие утомляемости, перенапряжения учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности;

  • повышение познавательного интереса;

возможность для самореализации и творчества учителя.

«На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания - научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов-человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…

…Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми, счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении человечества. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться»

С.А.Назарбаева

автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание»



Целостное образование = внешнее образование (интеллектуальное) + внутреннее образование (НДО)

Мертвые знания - забываются, не применяются в дальнейшей жизни.

Живые знания – одухотворяют, способствуют творчеству.



Пути интеграции:

1.Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки.

2.Создание условий для того, чтобы дети чувствовали глубину, красоту и перспективу развития современной науки.

3.Выявление общечеловеческих ценностей в законах, содержании каждого учебного предмета.

Примеры интеграции


Творческое задание: создать интеграцию с предметом «Самопознание» на определенную тему.

Физика – «Поверхностное натяжение воды»
Математика – линейная функция Y=кX, где Х-доверие, Y-дружба.

Биология – «Животные» Чему мы можем у них научиться?

Химия – «Структура атомной решетки» Графит и алмаз

Русский язык –  «Правописание частицы «не» с глаголом.
Чужими руками крапиву не дергай.
Труд не пропадет без следа.
Умелые руки не знают скуки.
Не спеши языком – спеши делом.

Литература – по роману Л.Толстого «Война и мир» Наполеон и Кутузов (записать в два столбика качества, присущие двум лидерам)

История Казахстана – «Казахстанцы – в битвах за Ленинград и Москву»

  • Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим.

  • Самопознание – метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования.

Дорогой учитель, творческого Вам вдохновения!
В работе – любви и терпения!
В науке прозрения!
В учениках – продолжения!
И внутреннего просветления!

Домашнее задание: прочитайте книгу Ш.А.Амонашвили «Школа жизни»Заполнить анкету, написать отзыв.

Заключительная минута семинара.
Подумайте, о чем мы говорили на семинаре, какие моменты вы для себя отметили.










Звучание мелодии «Хрустальная вода»


Слайд №1







Слайд№2




Объясните смысл цитаты




Слайд№3
















Слайд№4



Примеры: квадрат с точкой, притча о восприятии.(Слайд№5)
Пример: как очистить грязную воду в стакане, если нельзя ее сразу вылить?



Слайд№6


Пример с Исааком Ньютоном



Слайд№7

Распечатать заранее памятки и раздать учителям


Слайд№8









Слайд№9



Задание для учителей «Что для меня важно и ценно в этой жизни?» Затем распределить ценности по важности.


Слайд№10









Слайд№11








Слайд№12







.

Слайд №13Пример: карета,возница,конь




Слайд № 14

Слайд №15дерево ценностей




А. Маслоу (метапотребности, метапатология, десакрализация)

Слайд №15

















Слайд№16












Слайд №17















Слайд №18















Слайд №19







Слайд№20







Слайды №21-25



Раздать задания

















Слайд №26






Слайд №27



Педагог Сивакова И.С.

Директор Яхъярова К.Ж.