План семинара 1.Психолого - педагогические основы программы НДО «Самопознание» 2.Аксиологические основы программы НДО «Самопознание» 3.Интеграция программы НДО «Самопознание» и др. дисциплин
Ход семинара: Позитивный настрой Концентрация на свете Введение:«Важно усилить воспитательный компонент процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности… Нашей молодежи это жизненно необходимо» (Из Послания Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана, 2012г) Цитата: «Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…Такова духовная и философская основа нашей профессии: чтобы дать ученикам искорку знаний, надо самому впитать целое море света» В.А.Сухомлинский « Знания в руках не облагороженного человека – все - равно, что сабля в руке» Д. Менделеев Психолого – педагогические основы программы НДО «Самопознание» I.Принципы реализации программы: 1.Принцип гуманистической направленности( нравственно-духовное образование – это процесс преображения не только ученика, но и учителя, выдвижение гуманистических идей) 2.Принцип общечеловеческих ценностей ( содержание предмета «Самопознание» основывается на вечных общечеловеческих ценностях – Истина, Любовь, Праведное поведение, Ненасилие, Внутренний покой) 3. Принцип социального взаимодействия (внеучебная деятельность) 4. Принцип национального наследия ( познавать ОЧЦ через призму национальной духовной культуры) 5. Принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей личности) II. Для того, чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», мы рассмотрим структуру сознания и то , каким образом наше сознание получает и обрабатывает информацию, поступающую из внешнего мира. Структура сознания и процесс восприятия ( схема структуры сознания человека) Информация из внешнего мира поступает через 5 органов чувств попадает в подсознание( иногда сознательно), где приобретает психоэмоциональную окраску. Сознание закрепляет в подсознании эмоции прошлых впечатлений.Они остаются с нами навсегда. Важно, научить принимать информацию правильно, позитивно) Привести примеры. Как очистить наше сознание? Если постепенно вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей, то негативные эмоции и качества теряют свою силу и постепенно исчезают. Сознание будет очищаться. Сверхсознание – высшая духовная природа, нечто, что есть у нас внутри. В сознание информация из сверхсознания приходит через интуицию и голос совести. Когда мозг расслаблен, пробуждается интуиция, которая помогает обнаружить истину как для себя, так и для вселенной. Практические способы для достижения спокойствия и преодоления эмоций: Условия преподавания дисциплины»Самопознание» в школе - Создание атмосферы любви, доверия, творческого самораскрытия, создание условий для самоисследования, развития постижения себя и мира. -Необходимость использования только позитивных и гуманных методов в процессе нравственно-духовного образования. -Интеграция нравственно – духовного образования в целостный педагогический процесс школы. Аксиологические основы программы НДО «Самопознание» Аксиология( с греч axia – ценность, logos – учение)-философское учение о ценностях. Ценности- это предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для людей. Необходима переориентация ценностей через развитие нравственности. Какие ценности нужны растущему организму?
Классификация системы ценностей ( Т.И.Петракова) 1.Природные ценности - даются человеку при рождении (ум, чувства, воля) 2.Приобретенные – ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного развития (вежливость, уважение, симпатия, отзывчивость, великодушие). Меняются в течении жизни. 3.Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся во времени и значимые не для какого–то ограниченного круга людей, а имеют значение для всего человечества. Схема( Истина, праведное поведение, мир, любовь, ненасилие ведут к обретению таких качеств как мудрость, честность, радость, покой, сострадание, милосердие, истинная любовь, верность, справедливость. Для достижения внутренней гармонии человек должен в мыслях, словах и действиях следовать общечеловеческим ценностям, которым соответствуют следующие уровни структуры человеческой личности: Ненасилие – духовный уровень (миропонимание) Истина – интеллектуальный уровень (уровень различения, разум) Любовь – нравственный уровень (ментальный, мысли, слова) Внутренний покой – эмоциональный уровень (чувства) Праведное поведение – физический уровень (поступки) Взаимосвязь общечеловеческих ценностей со структурой человеческой личности. Разум управляет умом, ум влияет на чувства, чувства на тело, тело управляет действиями. Все общечеловеческие ценности – грани одной человечности Любовь в понимании – Ненасилие Любовь в мыслях, словах – Истина Любовь в чувствах – Покой Любовь в действиях – Праведное поведение А.Маслоу (американский психолог) сделал несколько открытий: -Человеку свойственны высшие потребности в вечных общечеловеческих ценностях (метапотребности). Вечные общечеловеческие ценности вызывают у человека одновременно чувство радости и долга, торжества и правильности, чувство вдохновения, любви и вечного порядка. -Недопонимание и неудовлетворение высших потребностей в вечных общечеловеческих ценностях вызывают психическое напряжение – метапатологию (апатия, скука, непонимание смысла и цели жизни, отсутствие интереса к знаниям) -Десакрализация – защитный психологический механизм. Лицемерие взрослых ведет к тому, что молодые люди перестают верить не только в ОЧЦ, но и в самих себя, в свои возможности. Эти метапатологии ведут к заполнению духовной пустоты алкоголем, наркотиками и т.д. Поэтому: Включение в процесс обучения ОЧЦ способствует формированию гуманистических качеств личности и ведет к духовному росту человека. Интеграция НДО «Самопознание» и других дисциплин Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer – целый) объединение в единое целое отдельных частей. Цель интегрированного обучения: 1.Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения, на основе интеграции разных предметов. 2.Преодоление некоторых противоречий процесса обучения. 3.Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках. Преимущества интеграций на уроке мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве; развитие творческого потенциала учащихся; побуждение к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей; развитие логики, мышления, внимания, памяти, коммуникативных способностей; совершенствование умений сравнивать, обобщать, делать выводы; поддержание внимания учеников на высоком уровне; снятие утомляемости, перенапряжения учащихся за счет переключений на разнообразные виды деятельности; повышение познавательного интереса; возможность для самореализации и творчества учителя.
«На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания - научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов-человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличать добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует… …Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми, счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастья в служении человечества. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться» С.А.Назарбаева автор проекта нравственно-духовного образования «Самопознание» Целостное образование = внешнее образование (интеллектуальное) + внутреннее образование (НДО) Мертвые знания - забываются, не применяются в дальнейшей жизни. Живые знания – одухотворяют, способствуют творчеству. Пути интеграции: 1.Вдохновляющие примеры из жизни великих ученых и из истории развития науки. 2.Создание условий для того, чтобы дети чувствовали глубину, красоту и перспективу развития современной науки. 3.Выявление общечеловеческих ценностей в законах, содержании каждого учебного предмета. Примеры интеграции Творческое задание: создать интеграцию с предметом «Самопознание» на определенную тему. Физика – «Поверхностное натяжение воды» Математика – линейная функция Y=кX, где Х-доверие, Y-дружба. Биология – «Животные» Чему мы можем у них научиться? Химия – «Структура атомной решетки» Графит и алмаз Русский язык – «Правописание частицы «не» с глаголом. Чужими руками крапиву не дергай. Труд не пропадет без следа. Умелые руки не знают скуки. Не спеши языком – спеши делом. Литература – по роману Л.Толстого «Война и мир» Наполеон и Кутузов (записать в два столбика качества, присущие двум лидерам) История Казахстана – «Казахстанцы – в битвах за Ленинград и Москву» Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами, должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Самопознание – метапредмет, обеспечивающий целостность, человечность и одухотворенность процесса образования. Дорогой учитель, творческого Вам вдохновения! В работе – любви и терпения! В науке прозрения! В учениках – продолжения! И внутреннего просветления! Домашнее задание: прочитайте книгу Ш.А.Амонашвили «Школа жизни»Заполнить анкету, написать отзыв. Заключительная минута семинара. Подумайте, о чем мы говорили на семинаре, какие моменты вы для себя отметили.
|