Поурочный конспект по технологии массажа
для обучающихся 9 класса.
Тема урока: Общее строение скелета человека. Практическая работа.
Место проведения: учебный класс.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: групповые и индивидуальные.
Применяемые технологии: коллективной творческой деятельности в виде ролевой игры, личностно - ориентированная, ИКТ, здоровьесберегающая, практического обучения.
Время проведения – 40 минут
Цели урока:
- образовательные: познакомить учащихся с строением и значением скелета человека.
- развивающие: развитие навыков применения знаний, самостоятельной работе, формирование логического мышления;
- воспитательные: воспитание культуры общения, коммуникативных способностей, воспитание ответственности за принятие решения, осознанного отношения к здоровью.
- коррекционные: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)
Оборудование и наглядность:
- конспект к уроку, таблица к данному материалу, наглядный и раздаточный материал, массажный инвентарь;
- аудиоплеер, аудиозаписи с динамичной и релаксирующей музыкой;
- оборудование для массажного кабинета.
Меж предметные связи: экология, анатомия человека, трудовое обучение, биология, ОБЖ.
Профориентационные сведения: продолжение знакомства с профессией массажиста, правилами личной гигиены, анатомией человека.
Оформление кабинета: написать на доске тему урока, подготовить раздаточный и наглядный материал в виде таблиц, картинок с скелетом человека, настольную игру «Строение скелета человека», анатомические модели и муляжи человека, подготовить массажные столы, халаты, полотенца, массажные масла.
Наглядные пособия: дополнительная литература «Все о массаже», «Анатомия человека», видео фильм на тему: «Скелет человека».
Тип урока: комбинированный .
Метод обучения: наглядный, проблемно-поисковый, практический, элементы игры.
Ход урока:
Устный опрос предыдущей темы урока: «Строение и химический состав костей» Обучающиеся отвечают на вопросы учителя устно, а учащиеся испытывающие затруднения при устном ответе отвечают на вопросы данной темы в виде теста.
Строение кости
Форма кости
Соединения костей
Химический состав кости. Учащиеся демонстрируют кости, которые прошли химическую обработку уксусной кислотой и огнем. Эти опыты они должны были выполнить дома с родителями.
II. Физкультурная пауза для детей с нарушением зрения
Дляпредупреждения развития переутомления, восстановления умственной работоспособности, повышения эмоционального уровня учащихся, для уменьшения статической нагрузки, укрепления здоровья.
Динамическая пауза для слабовидящих учащихся:
Дети поднимаются со своих мест, становятся в проходах, между партами и под динамичную, легкую и веселую музыку, под контролем учителя, выполняют физические упражнения. По одному упражнению на каждую группу мышц. Несколько упражнений для глаз. В конце выполняют упражнения на дыхательную гимнастику.
III. Объяснение нового материала
Скелет - это комплекс костей организма, образующих его твердую основу В образовании скелета взрослого человека принимают участие более 200 отдельных костей. Отдельные кости скелета соединяются друг с другом при помощи связок и суставов (связочно-суставной аппарат).
Скелет имеет три основные функции: опоры, движения и защиты.
Опорная функция осуществляется прикреплением мягких тканей и органов к различным частям скелета.
Функция зашиты проявляется в образовании костями полостей в которых располагаются жизненно важные органы. В полости черепа, например, расположен головной мозг, внутри позвоночного каната находится спинной мозг, легкие и сердце защищены скелетом грудной клетки, а в области таза расположены органы размножения.
Функция движения заключается в том, что из отдельных частей, скелета образуются рычаги которые приводятся в движение прикрепляющимися к костям мышцами.
Индивидуальные особенности строения скелета и мышц определяют своеобразные формы тела у различных людей в целом.
Структурной единицей скелета является кость.
В скелете различают четыре отдела скелет туловища, скелет головы, (череп), скелет верхних и нижних конечностей.


Скелет туловища
Скелет туловища составляют позвоночники, двенадцать пар ребер и грудина.
Позвонки образуют позвоночный столб, который является как бы осью всего тела; он соединяется с ребрами, с костями тазового пояса и с черепом.Позвоночник — это наша главная опора, которая поддерживает голову и туловище. Кроме того, он защищает расположенный внутри спинной мозг. В позвоночнике между маленькими косточками есть межпозвоночные диски, они твердые, но подвижные. Именно они позволяют нам сгибаться.

Ребра защищают сердце и легкие, а всего у человека 12 пар ребер.

Скелет головы
Скелет головы человека является череп, кости которого надежно защищают его мозг, который в свою очередь мягкий и уязвимый.

Скелет конечностей
Функции конечностей человека — рук и ног — совершенно разные. Ноги отвечают за опору и передвижение. А кисти рук обеспечивают разнообразные сложные движения. Просим ребенка взять предметы ногами и походить на руках, это весело и он сразу поймет разницу в функциях . Скелет кисти руки состоит из 27 костей, а скелет стопы из 26 костей.


Так сколько костей в скелете человека?
Скелет взрослого человека состоит из 200-218 костей. А скелет новорожденного примерно из 300. Что же случается потом? Малыш развивается, и некоторые косточки срастаются, из них образуются более крупные кости. Мужчины и женщины не различаются по количеству костей — папа и мама могут иметь одинаковое их количество.
В разных источниках дается информация о скелете взрослого человека с 206 костями, 210, чуть больше 200. И все эти данные верны. Просто каждый организм индивидуален, срастание детских косточек у всех происходит по-разному. Так что данные 200-218 оптимальны.
Наш череп состоит из 29 костей
Скелет туловища:
Позвоночный столб состоит из 32—34 позвонков
Грудная клетка состоит из 37 костей, куда включены 12 пар ребер
Кости верхней конечности 80
Кости нижней конечности 60
Общий подсчет ведется таким образом: 29+37+80+60=206
Именно поэтому во многих источниках дается данная цифра, но не забываем об индивидуальности
Сколько весит скелет человека?
Все мы знаем выражение «легкие кости и тяжелые кости», порой берешь ребенка на руки и удивляешься насколько он легок или наоборот тяжел, то есть внешний вид порой обманчив. Тем не менее есть таблица, по которой принято рассчитывать вес скелета человека:
Вес костей мужчины составляет 17-18% от массы тела
Вес костей женщины 16% от общего веса
Вес детского скелета равняется 14% от веса ребенка.
Функции скелета
Скелет выполняет две функции: механическую и биологическую.
Механическая функция включает в себя:
— опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;
— функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);
— рессорную функцию — за счет суставных хрящей и других конструкций скелета (свод стопы, изгибы позвоночника), смягчающих толчки и сотрясения;
— защитную функцию — формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.
Под биологической функцией понимают:
— кроветворную функцию — красный костный мозг, находящийся в костях, является источником клеток крови;
— метаболическую функцию — кости служат депо для многих неорганических соединений: фосфора, кальция, железа, магния и поэтому участвуют в поддержании постоянного минерального состава внутренней среды организма.
IV. Закрепление нового материала:
Демонстрация обучающимся видео фильма на тему: «Скелет человека», во время которого происходит обсуждение увиденного материала.
Предложить обучающимся поиграть в игру для закрепления нового материала
С картинки скелета человека вырезать отдельные элементы и наклеить на картон (для прочности).

Все кости условно можно сгруппировать так:
— кости головы (череп);
— кости туловища (позвоночный столб, грудная клетка);
— кости верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть);
— кости нижних конечностей (таз, бедро, голень, стопа).
Рассказать о функциях каждой группы костей. Попросить обучающихся подвигаться и понаблюдать за работой той или иной части тела.
В зависимости от зрительного диагноза и психофизиологических особенностей обучающихся предлагаются дифференцированные задания : Предложить найти спрятанные детали скелета в рисе или любой другой крупе и дать учащимся возможность устроить самые настоящие «раскопки», по окончании которых сложить скелет в фигуру человека. Играть на скорость.
V. Домашнее задание:
Отделы скелета
Функции скелета (механическая и биологическая).
Дома взвеситься на весах всей семьей и просчитать вес костей свой, мамы, папы.