Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в группах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом Проведение физкультминутки | Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение. А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»? Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать. Понятия озвучиваются Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности” Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению” В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия. Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии. Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 66, найдите определение общения. (читают вслух). Общение –взаимные деловые и дружеские отношения (Слайд 6). Давайте запишем это определение в тетрадь. Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение? Какой пункт плана мы выполнили? Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.) О каких способах общения вы узнали? Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация). Запишем это в тетрадь (Слайд) Давайте посмотрим как это работает на практике. Задания группам: Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание. Контролирует выполнение работы учащихся в группах. 1-я и 2-я группа группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение 3-я и 4-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке 1-я группа Волк и лиса Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису. -Лисавета, здравствуй! - как дела зубастый? - Ничего идут дела. Голова еще цела. -Где ты был? - На рынке. -Что купил? - Свининки. -Сколько взяли? -Шерсти клок. Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке! -Кто отгрыз? -Собаки! -Сыт ли милый куманек? -Еле ноги уволок! 2 группа Старуха, дверь закрой! Под праздник, под воскресный день, Пред тем, как на ночь лечь, Хозяйка жарить принялась, Варить, тушить и печь. Стояла осень на дворе, И ветер дул сырой. Старик старухе говорит: Старуха, дверь закрой! Мне только дверь и закрывать, Другого дела нет. По мне — пускай она стоит Открытой сотню лет! Так без конца между собой Вели супруги спор, Пока старик не предложил Старухе уговор: Давай, старуха, помолчим. А кто откроет рот И первый вымолвит словцо, Тот двери и запрёт! 3-я группа Изобразить певца 4-я группа Изобразить человека, который одевается Вы все поняли, что хотели сказать нам ребята? А с помощью чего это поняли? А к какому выводу можно прийти? В общении можно учитывать вербальную и невербальную информацию. Какой способ вам больше нравится? Вы правы. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты. Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Два наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. Продолжаем дальше изучать. Как вы думаете, может мы можем вычеркнуть еще один пункт нашего плана? Какой? Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения) И мы сейчас с вами выработаем свои правила общения. 1ряд.с родителями, 2.с друзьями, 3 и 4 с одноклассниками. Правила общения с родителями, правила общения с одноклассниками, правила общения с друзьями. Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила. Но еще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому: “Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а руку протянуть. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Мы можем вычеркнуть еще один пункт плана. Что мы еще не узнали из нашего плана? А сами можете выполнить четвертый пункт. Скажите для чего мы общаемся? Какую роль играет общение в жизни людей. Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей? Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека. Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру. | Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях. Отвечают на поставленные вопросы Работа с текстом учебника Ученики читают Документ №2 вслух. Ученики выполняют физкультминутку Ученики читают тексты и заполняют таблицу Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу. |
Включение нового знания в систему знаний; Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание Создание ситуации успеха | Что нового вы узнали сегодня на уроке ? ( общение, манера общения). Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока? Тогда нам остается закрепить полученные знания с помощью игры «Да-нет». На партах у вас лежат листочки. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Да, если не верное – Нет. 1. Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (да) 2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов (да) 3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (да) 4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (нет) 5. В ходе общения происходит обмен информацией.(да) 6. Общение происходит только в семье (нет) 7.Общение всегда приносит удовольствие( нет) 8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (да) 9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (нет) Проверка (подсчет общих баллов и выставление оценок) 5 «да» - 5, 4 «да»- 4 и т.д. А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке. Выставление оценок. Ребята, вам все было понятно на уроке? Что вы узнали нового из нашего урока? Какое настроение у вас было на уроке? Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку. | Целостное осмысление, обобщение полученной информации Учащиеся отвечают на вопросы |