| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Общение – основной фактор социализации
Подготовила:
студентка Ш-31
Яценко Татьяна
Ейск, 2020г.
Социализация личности - процесс усвоения и воспроизводства человеком общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания и умения (человеческие отношения, социальные нормы поведения).
Основные сферы социализации личности: деятельность, общение и самосознание.
Формирование личности это сложный процесс. Он начинается с самого рождения человека и до конца его жизни. Личностные качества развиваются в процессе общения.
Общение - одно из важнейших путей развития личности. Первый опыт общения человек получает в семье, видя как общаются родители между собой, с другими людьми. Именно в семье у ребенка закладывается основа личности. Есть мнение, что основы закладываются вплоть до трех лет. Это довольно сложный период для человека, так как именно в это время происходит развитие психических процессов, у ребенка начинают формироваться его личностные качества. Развиваясь, формируясь как личность, человек получает опыт общения в детском саду, в школе, университете, на работе. Это все происходит процесс, воспроизводство индивидом социального опыта, который называется социализацией.
Процесс социализации полностью связан с общением.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь у человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человека, передающего информацию, называют коммуникатором, получающего ее — реципиентом.
Общение между людьми - важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны производственная деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна. Общение можно характеризовать как многогранное по следующим причинам:
Общение реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные индивиды. В соответствии с этим взаимодействие между сторонами в этом процессе различно по своей социальной значимости;
Общение может проявляться по-разному: быть непосредственным — в виде общения с другим лицом без посредника или опосредованным, которое обусловлено внешними факторами, преломляется через них, включает опыт предшествующих поколений и происходит посредством технических средств массовой коммуникации;
Общение может различаться по видам — люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т.д.;
в основе общения лежат общественные отношения. Охватывая разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге именно они являются содержанием общения.
Главное содержание общения - воздействие на партнера. В общении происходит постоянная реакция на действия другого.
Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность человека и который в немалой степени определяет само мироощущение.
Каждое общество (а порой и отдельные его социальные группы) вырабатывает определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.
Потребность в общении выступает одной из форм проявления общественной сущности человека. Общение — важнейшая социальная потребность, определяющая личностный смысл в формировании личности. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в таких различных формах, как эмоционально-эмпатийное общение (скрытый коммуникативный, невербальный процесс, посредством которого чувства передаются другому человеку), общение матери с ребенком, игровое общение, познавательное, педагогическое, профессиональное и т.д.
Общение — это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией и взаимопонимании. Психологический контакт характеризует общение как двухстороннюю деятельность, взаимную связь между людьми. Общение - это процесс взаимодействия личности и социокультурной среды, которая выступает источником формирования этой потребности. Выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев обозначает общение как коммуникативную деятельность, к основным структурным компонентам которой относятся:
о предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект;
о коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
о действия общения - единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные);
о задачи общения - цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены действия, совершаемые в процессе общения;
о средства общения - операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
о продукт общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
В процессе общения выделяют три стороны — коммуникативную (передача, обмен информацией), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми.
Интерактивная сторона общения (интеракция означает взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений.
Перцептивная сторона общения (перцепция -- восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).
Общение между людьми как важнейшая сторона их совместной жизни и деятельности всегда осмысливалась ими сначала на уровне их обыденного, житейского сознания, а затем на более глубоком, теоретическом уровне.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
https://helpiks.org/2-14398.html
https://multiurok.ru/files/obshchenie-osnovnoi-faktor-sotsializatsii.html
https://studopedia.ru/11_143652_obshchenie-kak-faktor-sotsializatsii-ego-vidi-funktsii-struktura-puti-formirovaniya-kommunikativnoy-kompetentnosti-detey.html
https://studwood.ru/1923680/psihologiya/lichnost_sotsializatsiya_protsesse_obscheniya
https://vuzlit.ru/260983/rol_obscheniya_protsesse_sotsializatsii_lichnosti