Муниципальное образовательное учреждение
«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю: Согласованно: ____ Рассмотрено на заседании МО
Зам. Директора по УВР протокол №_____ от
Директор
«_____»__________20 г. «_____»__________20 г. «_____»__________20 г.
Рабочая программа
«Гимнастика»
На 2019-2020 учебный год
Образовательная область Физическая культура_
Предмет «Гимнастика»
Класс 5 класс
Учитель Шаболина Л. Ю.
Количество часов в неделю по учебному плану 1 ч.
Количество часов на 2019 – 2020 год 34 часа
Составлен в соответствии с учебной программой (автор, название, изд-во, год)
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта «Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 класс», доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук: А. А. Зданевич (Москва, издательство «Просвещение», 2011 г.)
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Гимнастика» для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Данная программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта «Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 1-11 класс», доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук: А. А. Зданевич (Москва, издательство «Просвещение», 2011 г.). Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование ([В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]); под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
Плана внеурочной деятельности для учащихся 5 классов, обучающихся по ФГОС на 2019-2020 учебный год.
Гимнастика была известна еще в глубокой древности. Термин «гимнастика» появился примерно в 5 веке до нашей эры в древней Греции и означал комплекс физических упражнений для образовательных, волевых и оздоровительных целей.
Гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития. Различают основные виды гимнастики, включая гигиеническую и атлетическую, прикладные виды гимнастики в том числе производственную, спортивную, художественную гимнастику, спортивную акробатику.
Одним из основных средств гимнастики является акробатические упражнения. Акробатические упражнения — это преимущественно вращательные движения вокруг различных осей (кувырки, перекаты, перевороты, сальто и др.), а так же упражнения в равновесии, которые выполняются в необычных условиях опоры (индивидуальные, парные или групповые). Применяются на занятиях для развития силы, ловкости, гибкости, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, для тренировки вестибулярного аппарата.
Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности ребенка, развитие и совершенствование движений ребенка, обогащение двигательным опытом, приобретение новых навыков и умений средствами гимнастики.
Исходя из целей программы предусматривается решение следующих задач:
1.Охрана и укрепление здоровья
- способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата
- формировать правильную осанку
- содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем организма
2.Совершенствование психомоторных способностей детей
- развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности
3.Развитие творческих способностей занимающихся
- развивать мышление, воображение, расширять кругозор
- развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества
- создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений, умения действовать в коллективе сверстников
- воспитание потребности в здоровом образе жизни
Образовательная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Занятия составляются согласно педагогическим принципам, учебный материал них распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения учебного курса внеурочной деятельности учащиеся должны:
-уметь правильно выполнять гимнастические упражнения
-запоминать последовательность упражнений в гимнастической комбинации
-уметь владеть своим телом
-уметь легко выполнять упражнения
-научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, находить способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ГИМНАСТИКА»
Общая характеристика курса внеурочной деятельности. Направленность программы по внеурочной деятельности — физкультурно-спортивная. В программе предусматривается развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка с помощью составления различных гимнастических комбинаций. Занятия гимнастикой направлены на развитие движений, совершенствование двигательных навыков и физических качеств (ловкости, силы, гибкости, выносливости). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. Акробатические упражнения содействуют всестороннему развитию всех органов и систем и в первую очередь двигательного аппарата, повышают возбудимость мышц, темп, силу, мышечный тонус и общую выносливость ребенка. Программа рассчитана на 3 этапа обучения:
Общий объем учебного времени составляет 34 часа. Занятия построены в соответствии с индивидуальными особенностями и природными данными детей. Занятия посещают дети 5-го класса по 1 часу в неделю.
В содержание программы входят следующие элементы:
- упражнения в ходьбе и беге
- различные виды перекатов
- кувырки (вперед, назад)
- перевороты (вперед, назад, боком)
- стойки (на руках, на лопатках, на лопатках без помощи рук)
- мост (из положения лежа на спине, из положения стойка ноги врозь)
- акробатические комбинации
- упражнения для развития гибкости
- упражнения хореографии
- знания из истории развития гимнастики
- инструктаж по т. б. на занятиях гимнастикой.
Тематическое планирование 5 класс
«Гимнастика»
№ п/п | Темы | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по т. б. на занятиях гимнастикой. Различные виды перекатов | 3 | 1 | 2 |
2 | Кувырки (вперед, назад) | 5 | - | 5 |
3 | Стойки (на руках, на лопатках, на лопатках без помощи рук) | 12 | - | 12 |
4 | Перевороты (вперед, назад, боком) | 5 | - | 5 |
5 | Акробатические комбинации | 2 | - | 2 |
6 | Упражнения для развития гибкости | 2 | - | 2 |
7 | Упражнения хореографии | 2 | - | 2 |
8 | Повторение и изучение ранее изученных элементов. | 2 | - | 2 |
9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
ИТОГО: | 34 | 1 | 33 |
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИЛЬНО — ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования. Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- гимнастические скакалки
- обручи
- мячи
- гимнастические маты
- гимнастические скамейки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Настольная книга учителя физической культуры Г.И. Погадаев, Л.Б. Кофман 2013г
2. «Физическое воспитание детей Акробатика и Гимнастика», изд. М. ВЛАДОС,2003г.
3. «Акробатика» изд. М. «Физкультура и спорт»,1990г.
4.Гимнастическое многоборье: Женские виды. Под ред. - М. Физкультура и спорт,1986.