СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общешкольная программа деятельности по формированию транспортной культуры.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опата работы экспериментальной площадки по формированию транспортной культуры у учащихся коррекционного образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Общешкольная программа деятельности по формированию транспортной культуры.»

Общешкольная программа деятельности по формированию транспортной культуры «Человек, дорога, улица»

Огромный мегаполис, с большим количеством опасностей подстерегающих ребенка порой в неожиданных для него местах и ситуациях, безразличие взрослых, их нежелание, а порой и просто неумение оградить ребенка от опасности, предупредить и предвидеть ее, приводит к необратимым последствиям.

Решение проблемы формирования безопасной и комфортной жизненной среды школьника с особенностями развития заключается не только в обеспечении безопасного учебного и воспитательных процессов, но и создании условий для формирования умении организовывать свое безопасное пространство, в том числе и за пределами образовательного учреждения.

Отсюда вытекает необходимость вооружить каждого ребенка навыками рационального, адекватного, достойного поведения на дорогах и улицах города.

Профилактика детского травматизма в дорожно-транспортных происшествиях всегда была актуальной темой для всех типов образовательных учреждений. Решение этой задачи предполагает формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения правил дорожного движения и их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Но в настоящее время отсутствует единая система формирования транспортной культуры у детей с особенностями развития. Программы деятельности по данному направлению учебно-воспитательной работы в рамках общеобразовательной школы не всегда коррелированны под работу с умственно отсталыми детьми. Поэтому назрела острая необходимость в создании специальных пособий, методических рекомендаций, разработок занятий и интегрированных уроков по данной тематике.

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения мы решили проводить по следующим направлениям:

Информационное – знакомство с вероятной «опасностью» и возможными последствиями; непосредственно обучение детей правилам дорожного движения; формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

Развивающее - формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о потенциальной опасности дороги и транспортного средства, о необходимости быть дисциплинированным и сосредоточенным пешеходом; развитие внимания, навыка ориентировки в пространстве, общемоторных навыков при движении в зоне дороги; отработка умений самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Воспитательное – формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах; формирование и развитие общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить своей и чужой жизнью;

Методическое - разработка психолого-педагогического обоснования содержания работы по профилактике ДДТТ для разных возрастных групп с учетом особенностей психо-физического развития с последующим созданием банка методических рекомендаций и разработок; разработка схем индивидуального безопасного маршрута следования от дома до школы и обратно информационное обеспечение родителей, воспитателей этими данными.

Контрольное - разработка контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения системы формирования транспортной культуры учащихся.

Особенностью учащихся коррекционной школы VIII вида является то, что навыки безопасного поведения на дороге у них формируются очень медленно и нестойко. Отличительной особенностью нашей работы по формированию транспортной культуры и законопослушного поведения мы считаем выработку этого поведения через игровую и творческую деятельность наших воспитанников.

Формирование навыков законопослушного пешехода через вовлечение в творческую деятельность с опорой на знания, полученные в процессе учебной и тренинговой деятельности.

Только при многократном повторении полученных знаний и умений в различных условиях, отработке чисто механических действий, доведение их до полной автоматизации, позволит нашим детям быть самостоятельными и адаптированными в условиях города.


Внедрение новых форм обучения в системе дополнительного образования школы позволило значительно расширить образовательные возможности учащихся в данном направлении. Учителями разработаны и апробированы программы системы дополнительного образования для детей разных возрастных групп: «Светофор», «Азбука дороги», «Мы и дорога».

Для реализации проектов по ПДД задействованы возможности школьной Леготеки. Учителя начальной школы подготовили занятия по тематике дорожной безопасности с использованием легоконструктора. Дети создают макеты улиц и дорог, моделируют дорожные ситуации. Школьной студией были сняты 4 учебных ролика по ПДД с использованием Лего.

Для дальнейшей отработки навыков правильного поведения на улицах и дорогах города, учащиеся выходят на школьный двор, где создан автогородок с дорожной разметкой, переходами и светофорами. В условиях плохой погоды для этой работы используются мобильные пособия «Пешеходный переход», «Дорожные знаки», которые при необходимости можно размещать в холлах школы. Пособия изготовлены учителями с помощью родителей учащихся.

Учащиеся младшей школы на занятиях по изучению правил дорожного движения используют индивидуальные тетради – папки, в которых предусмотрены различные виды работ. Для учащихся среднего звена и старшей школы разработаны тетради с печатной основой для изучения правил дорожного движения на клубных и классных часах.

Утренняя зарядка также имеет тематические дни, в которые используются упражнения, озвученные в соответствии с тематикой дорожной безопасности. Информационный банк постоянно пополняется методическими разработками интегрированных уроков и «минуток безопасности», которыми заканчивается каждый последний урок в школе.

Для обобщения и контроля знаний учащихся, при изучении правил дорожного движение задействовано пособие «Палитра», к которому учителя школы разработали карточки «Дорожной безопасности» и переносное пособия для фронтальной работы на доске.

Завершающим итогом работы в данном направлении стала общешкольная игра «Светофор», на которой учащиеся смогли показать все свои знания, приобретенные умения и навыки самостоятельных действий на улицах города.

Основой системы работы по формированию транспортной культуры обучающихся, сложившейся в нашей школе, является понимание того, что научить грамотному поведению в трудной дорожной обстановке современного города возможно лишь при проведении постоянной, кропотливой, вариативной работы с использованием различных форм и методов, учитывающих психофизические особенности развития каждого обучающегося в коррекционном образовательном учреждении ребенка.

С 2010 года в школе работает ГЭП 1 уровня по теме «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма», в ходе работы которой разрабатывается учебно-методическое обеспечение деятельности школы по формированию транспортной культуры учащихся.

Научные руководители ГЭП:

Акимов Валерий Александрович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, генерал-майор, начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Ольхова Елена Владиславовна, кандидат педагогических наук, главный специалист Управления образования Западного учебного округа

В связи с деятельностью ГЭП в образовательный процесс школы были внесены следующие организационные изменения:

  1. Введение в воспитательный процесс часов общения и внеклассных мероприятий по Дорожной безопасности.

  2. Проведение минуток безопасности учителями-предметниками в конце последнего урока.

  3. Запись и трансляция по школе в конце учебного дня минутки безопасности, записанной в нашей школе совместно со старшим инспектором ОТИБДД УВД по ЗАО г. Москвы майором милиции Куколевой Г.В. (прилагается на диске).

  4. Тематическая (с элементами ПДД) утренняя зарядка (прилагается на диске).

  5. Использование в образовательном процессе разработанного учителями экспериментаторами пособия «Палитра».

  6. Обучение учащихся ПДД с использованием тетрадей на печатной основе  (разработанных учителями для учащихся разного уровня развития).























Опыт работы школы по данному направлению был представлен:

24 ноября 2010 г.- на заседании Постоянно действующей комиссии Департамента образования города Москвы и Управления ГИБДД ГУВД по городу Москве по расследованию несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками. Доклад «Формирование навыков законопослушного поведения на дороге у детей с интеллектуальной недостаточностью» Кочубей Г.Н.

14 декабря 2010 г.- Окружное совещание для ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма. Доклад, презентация фильма созданного участниками эксперимента «Формирование навыков законопослушного поведения на дороге у детей с интеллектуальной недостаточностью» Дюкова Л.А.

Продукты эксперимента:

  1. Рабочая тетрадь для учащихся (специальной) коррекционной школы YIII вида по изучению Правил дорожного движения и дорожной безопасности».

  2. Дидактическое пособие «Палитра» по изучению ПДД.

  3. Методические пособия по проведению интегрированного курса.

  4. Разработки занятий по изучению ПДД с использованием нетрадиционных подходов в обучении.

  5. Методика обучения учащихся коррекционной школы ПДД и ДБ с учетом их нейролингвистических особенностей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!