Патриотическое воспитание детей в семье и школе
«Гражданин воспитывается с детства»
I часть. Теоретическая.
Уважаемые коллеги, родители! Проблема, вынесенная нами сегодня на общее обсуждение актуальна и современна.
Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. «Патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны», – писал наш великий соотечественник Николай Александрович Добролюбов.
Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной язык. Передовые люди России во все времена горячо любили свой народ. Они хотели видеть родину свободной и счастливой, идущей впереди всего просвещенного человечества.
Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Вы передаёте своим детям свое восприятие жизни: свою любовь к природе, к народной песне, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Пожалуй, эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, выходы на городские праздники – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Любовь к Родине проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему, родителям по дому и т. д.
Истоки патриотизма, свойственного нашему народу, уходят далеко вглубь истории. С момента образования Киевской Руси древнерусские города сражались за свою независимость против захватчиков.
Никакая другая страна мира не испытала тех ужасных агрессий, которые пережила наша земля. В огне справедливых освободительных войн выработался характер народов России: стойкий и мужественный, героический, способный на подвиг и самопожертвование ради своей страны и своего народа.
Во все времена люди почитали своих героев. О них складывались легенды и песни, передавались из поколения в поколение предания, они становились национальной гордостью народов.
Военный подвиг невозможен без ратного, трудового подвига в тылу.
Наши дети должны знать и ценить ратный и трудовой подвиг, который совершили их отцы и деды ради их мирной жизни.
Для этого в школе и семье надо вести целенаправленную военно-патриотическую работу. Прививать молодежи любовь к родине, желание трудиться на ее благо, воспитывать стремление к ее защите от внешних врагов. Детям надо рассказывать об их предках, которые воевали против фашизма и в «горячих» точках, отстаивали свободу мирных жителей. Надо показывать их фотографии, вещи, ходить с детьми в музеи боевой славы, устраивать экскурсии в города-герои, говорить о своих трудовых наградах – о том, за что получают звание «Ветеран труда», «Заслуженный строитель», «Отличник народного образования», «Заслуженный доктор России», «Мастер спорта» и т. д.
Современная педагогика знает немало способов воспитания. Например, «воспитание личным примером», «воспитание словом», «воспитание делом».
В настоящее время перед школой стоит важнейший вопрос – это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией таких понятий как Родина. Отечество, Отчизна, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Патриотическое воспитание в нашей школе является неотъемлемой частью воспитания и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива. Гражданско – патриотическое и нравственное воспитание – одно из основных направлений воспитательной работы школы. Работа ведется согласно плану. В течение учебного года проводится ряд мероприятий, которые способствуют формированию патриотического сознания учащихся. Вначале учебного года мы вспоминаем трагические события, которые произошли в г. Беслан. Тематические беседы, выставка, акция «Капля воды».
Декада «Рубежи славы» включает в себя такие памятные даты, как Битва под Москвой, День неизвестного солдата, День героев Отечества. В рамках Декады проходят Уроки Мужества, церемония возложения цветов к мемориалу на Соборной горе.
В период проведения месячника оборонно – массовой и патриотической работы, посвященного Дню Защитника Отечества проходит много мероприятий, которые охватывают все параллели. Это праздничная программа для учащихся начальных классов, смотр строя и песни, Фестиваль инсценированной песни «Песни в военной шинели». Конкурсы рисунков, рассказов о героях семьи «Мой пап, дедушка и брат- солдат», выставки поделок. Каждое из этих мероприятий является важным для подрастающего поколения, не знавшего войны. Каждое соприкосновение с историей, каждый рассказ о славных страницах нашего государства наполнен особым смыслом.
День Победы – Великий день. Мы с честью произносим имена тех, кто ценой собственной жизни защитил нашу страну. Историческая память объединяет разные поколения, обеспечивает преемственность духовных и моральных ценностей. История школьного проекта «Бессмертный полк» началась с 2015 года. Активно включились в создание учащиеся, сейчас это выпускники и педагоги. «Бессмертный полк» от нашего учреждения увеличивается с каждым годом, благодаря памяти наших учащихся, педагогов, родителей. Педагогический коллектив и учащиеся с гордостью принимают участие в Городской Акции «Бессмертный полк», потому как для нас важно говорить всему миру о СОЛДАТАХ –ПОБЕДИТЕЛЯХ.
В заключении мне хотелось бы сказать, что объединив усилия воспитания в школе и в семье, мы сможем вырастить поколение, которое будет знать историю своей страны, чувствовать сопричастность к ее судьбе и ответственность за ее будущее.
II часть. Практическая.
Интерактивные приемы взаимодействия с родителями
«Воспитываем патриотов» с использованием элементов
Сингапурской технологии «Эффективные приемы развития у учеников навыков и компетенций 21 века.
Игра: Встаньте в пару!
Сейчас зазвучит музыка. Вы хаотично двигаетесь по залу. Музыка останавливается. Команда «Встаньте в пару!» Вы образуйте пару с ближайшим к вам чел. И даете «Пять» Музыка вновь включается. Кто не нашел пару поднимает руку. Иди навстречу тому, кто поднял руку и образуй пару. Дай 5. Если кто остался идет 3.Ему дают 5 пара.
Звучит вопрос. Даются 5 сек. Обговараивайте в паре ответ. Поднимите руки пара кто знает ответ.
Интерактивная игра «Создай Круг». Все родители становятся в 2 круга. Внутренний круг поворачивается лицом к внешнему кругу. Найди партнера по лицу и плечом и двигаемся в разные стороны круга.Остановись и дай 5!..и дай 5! Звучит вопрос учителя. Вопрос викторины! Отвечает партнер из внешнего круга. Лицо слушает соглашается или предлагает свой вариант. Теперь вопрос для внутреннего круга. Отвечает своему партнеру. Тот соглаш или предлагает свой. Партнеры по лицу повернитесь Налево.Теперь громко вместе отсчитываем количество цвета российского флага, количество шагов республик в СССР, по количеству лет Великой Отечественной войны ,количество шагов по дате Победы и останавливаемся. Найдите нового партнера.
Вопрос для внешнего круга.
Вопрос для внутреннего круга.
Интерактивная игра « Изба красна … не пирогами ,а углами» Если бы у вас была возможность обладать сверхспособностью, что бы вы выбрали,
В углах на стенах висят 4 картинки : Летать Читать мысли Контролировать время Стать невидимым.
Родители выбирают угол с соответствующей надписью и обосновывают свой выбор.
Я выбираю…. Потому что….
А теперь это потрясающие группы подтверждают свой патриотизм,любимыми песнями о Родине из своей школьной жизни и дружно поют всей командой.
Резюме встечи: Мы хотим, чтобы наши дети также как мы с вами знали, гордились, пели о своей Отчизне.
Вопросы для патриотической викторины:(вопросы учителя)
Совокупное название всех граждан России.(россияне)
Древнее название России (Русь)
Назовите самый теплый город России ( Сочи)
Назовите самый холодный город России (Оймякон)
Назовите оружейную столицу нашей страны (Тула)
Назовите предмет при помощи которого наши предки защищались от бед (оберег )
Озеро, которое входит в перечень чудес России(Байкал)
Символ России предшественник электрического чайника(Самовар)
Назовите 5 национальных блюд России(борщ,окрошка,блины,пельмени,холодец)
Он-предшественник чупа-чупса(Петушок)
На Руси ножки новогоднего стола дети связывали веревкой. Для чего?
(Чтобы в следующем году семья была вместе.)
Древний языческий праздник до Великого поста(масленица)
Российский Город-ловушка Наполеона(Москва)
14.Российский полководец не проигравший ни одного сражения(Суворов)
15. Кто командовал операцией «На Берлин» (СТАЛИН ЖУКОВ КОНЕВ РОКОСОВСКИЙ)
16. Самый легендарный советский летчик ВОВ (Маресьев)
17. Как называлась подпольная антифашистская комсомольская организация?(Молодая гвардия)
18.Как называется народная патриотическая акция по сохранению памяти о героях ВОВ? (Бессмертный полк)
19.Назовите клич массовой детской организации, детского движения в ССР(Будь готов! Всегда готов!)
20.Сформулируйте клятву пионеров:
(Я вступая в ряды всесоюзной пионерской организации ,перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: Горячо любить свою Родину,жить учиться и бороться как завещал великий Ленин,как учит коммунистическая партия Советского Союза)
Завершающие слова встречи:
Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись
И.С.Тургенев роман « Рудин»
6