Общественное движение в России во второй половине XIX века.
- В чём состояли особенности российского консерватизма?
- В чём заключались разногласия в либеральном движении?
- В чём заключались разногласия в либеральном движении?
- Кто такие разночинцы?
- Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального .
- Какая новая идеология появляется в 60-е годы XIX
. Зарождение революционного народничества и его идеология
«Наши цели заключаются в том, чтобы создать на развалинах существующего… строя тот порядок вещей, который удовлетворял бы народным требованиям.»
И.Н. Мышкин
Ипполит Никитич Мышкин- русский революционер, народник
Задачи урока
- На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение общественного движения в России во второй половине XIX века.
- Рассмотрим предысторию зарождения революционного народничества,
- Узнаем, какие организации народников возникли в 70-80 годы
- Познакомимся с новыми понятиями: народничество, «хождение в народ", анархизм, индивидуальный террор.
План изучения нового материала
- 1 Народничество е 1870-е гг
- 2.Теоретики народничества.
- 3. «Хождение в народ».
- 4. Создание и раскол «Земли и воли».
- 5.Деятельность народовольцев.
- 6. Убийство царя Александра II и реакция власти.
- 7. Конституция Лорис – Меликова.
Николай Гаврилович Чернышевский —
идейный вождь революционного движения в России в конце 50-х – начале 60-х гг.
У России особый путь исторического развити я
Капитализм в России – явление чуждое, насаждаемое «сверху»
Основные идеи народничества
Самодержавие в стране не имеет социальной опоры
Будущее России –социализм, минуя капитализм
Ячейка социализма в стране- крестьянская община
Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество
Народническое движение
Пропагандистское
Заговорщическое
Бунтарское
Бакунин
Лавров
Ткачев
Бунтарское течение
Выступал за стихийный народный бунт против самодержавия. Он создал теорию анархизма, отрицающего государство и создание свободного общества, в котором осуществлялся бы принцип самоуправления народа. Этого можно было добиться революционным путём.
Михаил Бакунин
Бунтарское течение
Любое государство — инструмент насилия и эксплуатации, деспотизма и социальной несправедливости →
• Вместо государства необходимо создать союз самоуправляющихся общин.
• Русский крестьянин:
— «социалист по инстинкту»;
— бунтарь, готовый к революции →
• Задача передовой интеллигенции — революционеров — «идти в народ», агитировать и разжигать из отдельных бунтов (восстаний) всероссийскую революцию
Пропагандистское течение
Революция должна быть не стихийной;
Должна иметь длительную подготовку.
Пропагандистами этих идей должны стать критически мыслящие личности "из числа интеллигенции.
Петр Лавров
Пропагандистское течение
Крестьянская община— «ячейка социализма» — прообраз будущего социалистического государства.
• Русский народ не готов к немедленной революции → его необходимо «разбудить» →
• Интеллигенция должна путём пропаганды готовить крестьян к революции.
• Успех пропаганды обеспечит тайная революционная организация.
Заговорщическое течение
: Революция должна принять
форму переворота, Методы
ведения борьбы этой
организации- террор, замена
старых государственных
институтов на новые –
революционные.
Петр Ткачев
Заговорщическое течение
- Народ к революции не готов.
- Малообразованный крестьянин не сможет воспринять идеи социализма → пропаганда не даст успеха.
- Крестьяне отличаются консерватизмом и монархизмом (верой в царя-батюшку) → крестьяне не готовы к бунту →
- • Задача революционеров — организация заговора узкой группой профессиональных революционеров → осуществление государственного переворота.
- Взяв власть, революционеры создадут новое государство, которое будет служить интересам народа и начнёт социалистическое переустройство
Хождение в народ
« Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей.
Составить сравнительную таблицу деятельности «Земли и воли» ( стр 139 и 141)
Линии сравнения
« Земля и воля» 60-х гг
Годы
« Земля и воля»70-х гг
1861-1864
Руководители
1876– 1879 гг.
Цели
А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, В.Н.Фигнер, С.Л. Перовская,
Методы борьбы
Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский
Составить сравнительную таблицу деятельности «Земли и воли» ( стр 139 и 141)
Линии сравнения
« Земля и воля «60-х гг
Годы
« Земля и воля «70-х гг
Руководители
Цели
Методы борьбы
Народовольцы
Работа с учебником. Стр 142-143
- Добились ли народники своих целей, почему?
- Какой тактики придерживалась «Народная воля»?
- Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870
«Найди ошибку»
- В 1850 -е годы в либеральном движении общественной жизни зародилось движение народничества.
- Идеологом заговорщического течения был Бакунин.
- Сторонники П. Лаврова составляли бунтарское направление.
- В 1876 году была создана организация «Черный передел», которая в 1880 году распалась на «Народную волю» и «Землю и волю».
- Лидеры «Народной воли» выступали за пропаганду среди крестьян.
- 1 марта 1882 года был убит царь Александр I
«Найди ошибку»
- В 1850 -е годы в либеральном движении общественной жизни зародилось движение народничества.
- Идеологом заговорщического течения был Бакунин.
- Сторонники П. Лаврова составляли бунтарское направление.
- В 1876 году была создана организация «Черный передел» , которая в 1880 году распалась на «Народную волю» и «Землю и волю».
- Лидеры «Народной воли» выступали за пропаганду среди крестьян.
- 1 марта 1882 года был убит царь Александр I
Домашнее задание
- Оценка «3» - прочитать стр.139-145, выучить даты и понятия;
- Оценка «4» - прочитать стр.139-145, выучить даты и понятия +составить план по п. 6
- Оценка «5» - прочитать стр.139-145 ,выучить даты и понятия +составить план по п.6 +подготовить сообщения «Софья Перовская», «Вера Засулич», «Андрей Желябов». Народничество в искусстве и литературе» ( на выбор)