СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные политические центры: Новгородская республика

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории России для 6-го класса. Изучение новой темы сопровождается показом презентации

Просмотр содержимого документа
«Главные политические центры: Новгородская республика»

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Скопинцева Людмила Васильевна, учитель истории и обществознания

Образовательная организация: МБОУ Большекуликовская СОШ Моршанского района Тамбовской области

Программа по истории России для 6-го класса

Кол-во часов в неделю: 2 часа

Урок № 20 (§ 14)

Тема: «Новгородская республика»_________________________________________________________

Предмет: история России

Класс 6

  1. Тема урока: « Новгородская республика»

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний

  1. Цели урока: сформировать целостные представления об особенностях развития Новгородской земли; продолжить формирование у учащихся умения аргументировать собственные суждения об исторических процессах в ходе учебного сотрудничества.

  2. Задачи урока: предметная: сформировать представление о природно – климатических особенностях Новгородской земли; определить, какие занятия развивались в соответствии с природно – климатическими условиями; определить, какие категории населения жили в Новгороде; изучить особенности республиканской формы правления; определить роль князя в Новгородской республике; познакомить учащихся с особенностями новгородской архитектуры.

Развивающая: продолжить формирование навыков учебного сотрудничества.

Воспитательная: развивать у учащихся навыки принимать другую точку зрения, с уважением относитьсяк историческому прошлому своей страны.

  1. Цифровые образовательные ресурсы и платформы:

- http://history.sgu.ru/ - российская история в зеркале изобразительного искусства;

- http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная;

- http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm - книги по истории России

Учебные материалы: - История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2016.

- Рабочая тетрадь. Артасов И.А., Данилов А.А. и др. 6 класс. М.; «Просвещение», 2017г.;

- настенная карта «Феодальная раздробленность Руси в 12 – 13 вв.»;

- презентация «Главные политические центры Руси: Новгородская земля»;

- компьютер; проектор

  1. Межпредметные связи: литература, география, изобразительное искусство.

  1. Планируемые результаты:

Предметные результаты: формирование представления об историческом пути России; развитие способности учеников применять понятийный аппарат исторического знания для осмысления событий прошлого; развитие умений работать с историческими источниками, понимать, анализировать и оценивать содержащуюся в них историческую информацию.

Метапредметные результаты: развитие умения определять проблему и умение её решать; развитие мыслительной деятельности учеников.

Регулятивные УУД: развитие умений учеников описывать свой опыт (оформление записей, составление схем) и работа по таблице и схеме; развитие умения правильно формулировать пункты плана; развитие умений учеников правильно формулировать ответы и отрабатывать навыки работы с картой; развитие умений определять главное при работе с текстом; правильно формулировать предложения для ведения записей в тетради; развитие умений учеников делать выводы и анализировать свою деятельность в ходе обобщения знаний; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.


Познавательные УУД: развитие умений определять обстоятельства, способствующие стать причиной явления; выявлять причины и следствия и устанавливать причинно – следственные связи; строить рассуждения, умозаключения, доказательства, критически оценивать содержание текста и умения анализировать текст; развитие умения переводить информацию текстовую в графическую – схему; умения быстро ориентироваться в источнике информации – учебнике и тетради, в содержании текста и дополнительного материала; умения объединять явления в группы по определённым признакам: учащиеся смогут дать характеристику геополитического положения Новгородской земли; смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода; смогут объяснить смысл понятия «республика» и назвать отличительные черты республиканского строя; смогут рассказать о системе управления в Новгороде; назовут характерные черты культуры Новгородской земли.


Коммуникативные УУД: умение находить собственное решение; высказывать, отстаивать и обосновывать свою точку зрения; принимать позицию собеседника и одноклассников в целом; находить общее решение; умение корректировать собственное мнение и умение анализировать свою деятельность.

Личностные результаты: формирование естественно – научного целостного мировоззрения учащихся, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие России; коммуникативной компетентности учащихся; продолжение развития способности к саморазвитию; учащиеся смогут применить исторические знания для оценивания роли культурного наследия Руси.




Этап занятия, время мин

Деятельность педагога

Деятельность обучаю –

щихся


Формируемые образовательные компетенции

Задания


Цифровые образовательные ресурсы и платформы (+ссылки на песурсы)

Формы оценивания

1

2

3

4

5

6


Организационный момент –

1 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку (учебник, тетради, письменные отношения)

Подготовка к уроку: запись в тетради даты, вида работы

Планирование учебного сотрудничества учащихся с учителем и учащихся с одноклассни - ками












Стартовое оценивание

Актуализация опорных знаний –

2 мин

Ребята, на прошлом уроке мы изучили с вами один из главных политических центров Руси – Владимиро – Суздальское княжество.

Вспомните, что обозначает понятие «политичес - кая раздроблен – ность»?





Кто управлял Владимиро – Суздальским княжеством?

Какие памятники искусства расположены на территории Владимиро – Суздальского княжества?

Планирование своих действий









Ответ:

Появление на территории государств десятков княжеств, герцогств, графств




Ответ:

Князь




Ответ:

Успенский собор во Владимире; церковь Покрова на Нерли



Формулировка собственной позиции. Выполнение учебного действия в громкоречевой и умственной форме


http://www.avorhist/ru/ - Русь Древняя и Удельная















Контроль за деятельностью учеников; корректировка устных ответов

Постановка познавательной задачи –

2 мин.

Ребята, обратите внимание на название новой темы «Новгородс - кая республика». Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: почему Новгородс - кую землю называют республикой?


Составление плана изучения нового материала

Составление плана урока в ходе совместного обсуждения и запись его в тетради:

1.Геополити -ческое положение Новгородской земли

2.Занятия новггородцев

3.Основные категории населения Новгорода

4.Политичес - кие особенности Новгородской земли

5.Культура Новгородской земли

Формулировка собственного мнения

Обратите внимание на заглавный слайд презентации.

Предположите, что здесь изображено?

На 2-ом слайде отображены цели нашего урока.

Исходя из целей урока, мы составим план изучения нового материала – слайд 3.


Контроль за деятельностью учащихся

Создание проблем - ной ситуации – 4 мин.

С самого начала своей истории Новгород на политическое превосходство над Киевом, хотя даже территориально был удалён от крупных центров Руси. В ходе урока мы попытаемся выяснить, почему Новгород так высоко оценивал свои возможности.

Работа с картой: учащиеся рассматри - вают карту; находят территорию Новгородской земли; Новгород

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий с использованием исторической карты

На 3-ем слайде – карта, отображающая Новгородскую землю. Что вы можете сказать о территории Новгородской земли? Предположите, чем занимались новгородцы? Могли ли они заниматься земледелием в том же объёме, как во Владимиро – Суздальском княжестве?

http://www.eliseev/ru/istor/h020/htm - книги по истории России





















Корректировка ответов учеников

Открытие нового знания

25 минут

Изучение нового материала по плану.



























Изучение нового материала по 3-ему пункту плана предусматри – вает повторение истории Средних веков и, в частности, ответа на вопрос: как назывались объединения купцов в средневеко - вых городах Западной Европы?

Изучение 4-го пункта плана требует особого внимания. Вопрос: вспомните, как управлялось Владимиро – Суздальское Княжество?



Назовите имена князей









Прежде, чем мы начнём изучать политические особенности Новгородской земли, скажите, пожалуйста, что такое республика? Далее следует объяснение учителя





































По 5-му пункту плана учащиеся проводят исследова - тельскую работу (пункт 5 § 14); изучают иллюстрации с. 120 – 121 учебника. Вопрос: отличается ли архитектурные сооружения Новгородской земли от архитектуры Владимиро – Суздальского княжества?





















Вопрос ученикам: что главное в новгородском летописании?

Учащиеся самостоятель - но изучают пункт 1 – 2 §14, осуществляя исследовательскую работу: оценивают степень плодородия и достоинства Новгородской земли; определяют развитию каких занятий способство -вала природа Новгородскойземли



















Ответы учеников: гильдии




Ответы учеников: Владимиро – Суздальские князья – полноправные властители в своём княжестве.



Здесь правили Юрий Долгорукий; Андрей Боголюбский; Всеволод Большое Гнездо








Ответы учеников: республика - народовластие









































Ответы учеников: архитектура Новгородской земли более простая, чем архитектура Владимиро – Суздальского княжества. Там создавались архитектурные ансамбли, например, ансабмль в Боголюбове, созданный князем Андреем (дворец, храм, надвратные переходы с галереями и 2-мя башнями).


Ответ учеников: фигура князя была на заднем плане, но очень подробно освещались события городской жизни и участия в ней горожан. Об этом свидетельствует и отрывок из Ипатьевской летописи ( с. 122 учебника)

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике












Обобщение фактов


























Обобщение фактов







































































Определение возможных источников необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Обобщение фактов














Отстаивание собственной точки зрения, аргументация позиций и подтверждение их фактами
















На 5-ом слайде помещён отрывок из текста. Какова основная мысль, заключённая в данном отрывке? (предположение учеников: в отрывке рассказывается о развитии ремёсел в Новгороде).

На слайде 6-ом отрывок рассказывает о Новгороде. Предположите, каким по архитектуре, по количеству проживающих здесь людей был этот город?

Какая категория населения являлась самой многочисленной?

Предположите, почему иллюстрация картины Васнецова называется «Новгородский торг»?







































На данном слайде (8) объясняется смысл понятия «вече».

Но Новгородская земля управлялась при помощи посадника, тысяцкого, владыки.

На слайде 9-ом составлена схема, отображающая систему управления в Новгородской земле. Запишите её в тетрадь.

На 10-ом слайде ещё раз рассказывается о Новгородском вече.

На схеме «Новгородская республика» - слайд 11 – я обращаю ваше внимание на выражение «аристократическая республика». Как вы думаете, что это выражение означает?

( учащиеся предполагают, что у власти находились богатые люди – бояре).

Какова же была роль князя в Новгородской республике? (его вместе с дружиной приглашали из других земель. Князь возглавлял все вооружённые силы на случай войны).






























































































































http://history.squ.ru/ - российская история в зеркале изобразительного искусства















Корректировка устных ответов и записей





















Корректировка ответов учеников



















































































Корректировка ответов учащихся

Первич - ная проверка понима – ния

2 минуты

Вопрос ученикам:

используя настенную карту карту, карту в учебнике на с. 105, на слайде покажите территорию Новгородской земли; докажите, что Новгород располагался на пути «из варяг в греки».


Ответ учеников с использова - нием карты

Умение приводить аргументы и подтверждать их фактами



Корректировка ответов учащихся

Включе - ние нового знания в систему

2 минуты

Ребята, попробуй - те составить рассказ от имени новгородского боярина; новгородского ремеслен - ника; немецкого купца о его поездке в Новгород

Ученики составляют устные рассказы

Учащиеся выдвигают собственные версии, осознавая конечный результат



Корректировка ответов учеников

Проверка понима - ния.

Практическая работа

2 минуты

Объясни - те, чем республиканская форма правления отличалась от княжеской власти?

Ученики высказывают предполо – жения

Умение строить исторические рассуждения

Ученики высказывают предположения и правильно формулируя, делают записи в тетрадях


Корректировка устной речи и записей

Подведение итогов. Оцени – вание

2 минуты

Обсуждение с учащими - ся итогов урока

Учащиеся принимают участие в подведении итогов урока

Умение строить исторические рассуждения

Какой вывод мы можем сделать, изучив новый материал? (на основе слайда12 ученики делают вывод о различных вариантах власти: монархия – Владимиро – Суздальское княжество; республика в Новгородской земле)


Оценивание за урок

Рефлек – сия

2 минуты

Какую проблему мы ставили в начале урока?

Удалось ли решить эту проблему?

Ученики отстаивают собственные позиции;

определяют степень соответствия оценок знаниям

Ученики адекватно воспринимают оценки учителя

Ученики доказывают, что проблему удалось решить, т. к. Новгородская земля была достаточно сильным государством на Руси в экономическом плане и отличалась политическим устройством – слайд 12 презентации


Корректировка ответов учеников

Домаш - нее задание

1 минута

§ 14, вопросы на с. 121; вопросы; зад. 4; 7 в рабочей тетради – слайд 13.

Учащиеся осознают значимость изученного материала

Поиск дополнительных сведений по проблеме; развитие исторического мышления










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!