СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общество, социальное взаимодействие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Общество, социальное взаимодействие»

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения Уроки 22-24 10б класс

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения

Уроки 22-24

10б класс

Проблемы уроков: Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношения; Проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей.

Проблемы уроков:

  • Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношения;
  • Проанализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей.
План уроков : 1. Общество и социум. 2. Уровни социально-философского анализа общества. 3. Общество и природа. 4. «Вторая природа». 5. Общественные отношения.

План уроков :

1. Общество и социум.

2. Уровни социально-философского анализа общества.

3. Общество и природа.

4. «Вторая природа».

5. Общественные отношения.

Введение в материал : Человек так же неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в детстве сказкой о Маугли. Однако это лишь красивая выдумка. К сожалению, дети, выкормленные животными, не становятся людьми и очень быстро погибают.

Введение в материал :

  • Человек так же неотделим от окружающих его людей, как волны от моря или растение от своего корня. Все мы зачитывались в детстве сказкой о Маугли. Однако это лишь красивая выдумка.
  • К сожалению, дети, выкормленные животными, не становятся людьми и очень быстро погибают.
Введение в материал : Кто-то из писателей нашел красивое сравнение: человек подобен драгоценному камню, но камень этот не обработан и не имеет оправы. Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом и зависит судьба человека. Возможно, он полностью раскрое! все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет. Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.

Введение в материал :

  • Кто-то из писателей нашел красивое сравнение: человек подобен драгоценному камню, но камень этот не обработан и не имеет оправы.
  • Следовательно, от того, в какую среду попадет этот камень, во многом и зависит судьба человека. Возможно, он полностью раскрое! все грани своего таланта, или, наоборот, потускнеет.
  • Поэтому роль общества в становлении человека является во многом определяющей.
Введение в материал : Что собой представляют отношения, которые складываются между людьми в процессе общения?

Введение в материал :

  • Что собой представляют отношения, которые складываются между людьми в процессе общения?
1. Общество и социум. Вспомните, что такое «общество»?

1. Общество и социум.

  • Вспомните, что такое «общество»?

1. Общество и социум. Как же соотносятся между собой два понятия -- «общество» и «социум»? Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество». Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы. Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.

1. Общество и социум.

  • Как же соотносятся между собой два понятия -- «общество» и «социум»?
  • Согласно одной точке зрения понятие «социум» многие исследователи определяют как синоним понятию «общество».
  • Согласно другой точке зрения под социумом понимается социальность как таковая, неприродная реальность, отличающаяся от живой и неживой природы.
  • Таким образом, социальное общество выступает формой его существования, внебиологическим способом связи людей.
2. Уровни социально-философского анализа общества. Прочитайте п. 2 § 9. Какие уровни социально-философского анализа общества вы знаете? Заполните таблицу «Уровни социально-философского анализа общества»: Уровень Сущность

2. Уровни социально-философского анализа общества.

  • Прочитайте п. 2 § 9.
  • Какие уровни социально-философского анализа общества вы знаете?
  • Заполните таблицу «Уровни социально-философского анализа общества»:

Уровень

Сущность

3. Общество и природа. Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?  Общество: • имеет законы исторического развития;  Природа: • имеет собственные законы; • занимается созидательной деятельностью;  • преобразует мир, в том числе и природу. • постоянный и непрерывный эволюционный процесс; • влияет на формирование культуры, традиций, обычаев; • может замедлять или ускорять развитие стран и народов; • стихийна; • долговечна.

3. Общество и природа.

Рассмотрим вопрос, что объединяет и что отличает общество и природу?

Общество:

имеет законы исторического развития;

Природа:

имеет собственные законы;

занимается созидательной деятельностью;

преобразует мир, в том числе и природу.

постоянный и непрерывный эволюционный процесс;

влияет на формирование культуры, традиций, обычаев;

может замедлять или ускорять развитие стран и народов;

стихийна;

долговечна.

3. Общество и природа. Вспомните, как мыслители древности относились к природе? Дискуссионный клуб – рабочий материал. Если бы вам предложили слово, чтобы вы сказали?

3. Общество и природа.

  • Вспомните, как мыслители древности относились к природе?
  • Дискуссионный клуб – рабочий материал.
  • Если бы вам предложили слово, чтобы вы сказали?
4. «Вторая природа». На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры. По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.

4. «Вторая природа».

  • На предыдущих уроках мы выяснили, что человек был, есть и, вероятно, останется созидателем существующего мира, творцом нового, творцом культуры.
  • По мнению философа 3. Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных.
  • Что же такое культура? Попробуем исследовать это понятие.
4. «Вторая природа». Прочитайте п. 3 § 9. Почему культуру называют «второй природой»? Что мы понимаем под культурой? Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле. Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура» Какую роль играет культура в жизни общества? Назовите главные черты культуры. Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие. Почему это деление условное? Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.

4. «Вторая природа».

  • Прочитайте п. 3 § 9.
  • Почему культуру называют «второй природой»?
  • Что мы понимаем под культурой?
  • Раскройте смысл этого понятия в узком его смысле.
  • Охарактеризуйте широкое значение понятия «культура»
  • Какую роль играет культура в жизни общества?
  • Назовите главные черты культуры.
  • Охарактеризуйте условное деление культуры на отдельные составляющие.
  • Почему это деление условное?
  • Что такое «культурные универсалии»? Приведите примеры.
4. «Вторая природа». Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры: понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира; взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности; ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться; правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

4. «Вторая природа».

  • Ученые-культурологи выделяют четыре важнейшие составляющие элемента культуры:
  • понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира;
  • взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности;
  • ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;
  • правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
5. Общественные отношения. В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью. Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.

5. Общественные отношения.

  • В обществе между людьми складываются особые отношения. В науке их принято называть общественными отношениями. Это тот воздух, который мы не видим, но которым дышим, благодаря которому живем человеческой, а не животной жизнью.
  • Общество представляет собой своеобразный «коллектив коллективов». Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями.
5. Общественные отношения. В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе. В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?

5. Общественные отношения.

  • В широком смысле общественные отношения - это вся система социальных связей и зависимостей деятельности и жизни людей в обществе.
  • В узком смысле - опосредованные связи между людьми. Какие же характерные особенности имеют общественные отношения?
5. Общественные отношения. Характерные черты общественных отношений Затрагивающие важные стороны жизни Относительно устойчивые связи Безличные (формальные ) связи

5. Общественные отношения.

Характерные черты общественных отношений

Затрагивающие важные стороны жизни

Относительно устойчивые связи

Безличные (формальные ) связи

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений .

В зависимости от разных критериев, положенных в основу, существует несколько классификаций общественных отношений .

5. Общественные отношения. 1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни. К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения. Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.

5. Общественные отношения.

  • 1. Общественные отношения неоднородны, в их системе выделяются первичные и вторичные уровни.
  • К первичному уровню принадлежат материальные, т. е. складывающиеся независимо от сознания и воли и формирующиеся в сфере материального производства общественные отношения.
  • Они обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития. К их числу относятся производственные отношения, социально-бытовые и др.
5. Общественные отношения. Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов. Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

5. Общественные отношения.

  • Вторичный уровень образуют отношения, которые, в отличие от отношений первого уровня, возникают лишь проходя через сознание, на базе определенных идей и взглядов.
  • Эти отношения пронизывают духовную жизнь общества (идеологические, культурные, религиозные, нравственные и др.), они являются результатом и условием взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.
5. Общественные отношения. 2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные. Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого. Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.

5. Общественные отношения.

  • 2. Социальные отношения подразделяются на односторонние и взаимные.
  • Односторонние характеризуются тем, что их участники вкладывают в них различный смысл: любовь со стороны индивида может наткнуться на полное безразличие со стороны другого.
  • Взаимные общественные отношения подразумевают обоюдность своего проявления.
5. Общественные отношения. 3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений:  Социокультурные Семья Политические Производственные СМИ Партии Движения Церковь Частные предприятия Акционерные общества  Лоббистские группы (группы давления на власть)  Творческие союзы Учреждения культуры  Профессиональные общества

5. Общественные отношения.

  • 3. Все общественные организации и предприятия обслуживают три вида общественных отношений:

Социокультурные

Семья

Политические

Производственные

СМИ

Партии Движения

Церковь

Частные предприятия Акционерные общества

Лоббистские группы (группы давления на власть)

Творческие союзы Учреждения культуры

Профессиональные общества

5. Общественные отношения. Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения. На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»? Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.

5. Общественные отношения.

  • Как особый вид общественных отношений следует отметить также межличностные отношения.
  • На уроках естественно-научных дисциплин вы узнали, что объективная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями называется законом или объективной закономерностью. Как вы думаете, можно ли считать общественные отношения проявлением такой связи, т. е. «объективной закономерностью»?
  • Как подобное утверждение можно соотнести с сознательно-волевой деятельностью людей? Свой ответ аргументируйте.
Итоги урока. Каковы основные значения понятия «общества»? В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»? Каковы основные уровни анализа общества? Как соотносятся между собой природа и общество? Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.

Итоги урока.

  • Каковы основные значения понятия «общества»?
  • В чем вы видите разницу в понятиях «общество» и «социум»?
  • Каковы основные уровни анализа общества?
  • Как соотносятся между собой природа и общество?
  • Прокомментируйте следующее высказывание английского философа Г. Бокля: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны - те, в которых человек наиболее деятелен». Это было сказано полтора столетия назад.
Итоги урока. Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте. Покажите многозначность понятия «культура». Какова ее роль в жизни общества? Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина? Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную. Какие отношения философы считают общественными? Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

Итоги урока.

  • Как вы думаете, подтверждаются ли слова Г. Бокля в современном мире? Свой ответ аргументируйте.
  • Покажите многозначность понятия «культура».
  • Какова ее роль в жизни общества?
  • Можно ли, по-вашему, прожить без знания творчества А.С. Пушкина?
  • Проиллюстрируйте примерами тезис об условности деления культуры на материальную и духовную.
  • Какие отношения философы считают общественными?
  • Чем закономерности общественного развития отличаются от законов природы?

Домашнее задание § 9, вопросы и задания

Домашнее задание

§ 9, вопросы и задания


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!