СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10 класс. Роль экономики в жизни общества. ЕГЭ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обществознание, 10 класс.   Роль экономики в жизни общества. ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10 класс. Роль экономики в жизни общества. ЕГЭ.»

§ 12. Роль экономики в жизни общества

§ 12. Роль экономики в жизни общества

Экономическая сфера играет значительную роль в существовании общества обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ) возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.) участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.).

Экономическая сфера играет значительную роль в существовании общества

обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ)

возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.)

участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.).

Экономика  (от гр. oikos – домашнее хозяйство и nomos - правила)    НАУКА СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ система хозяйствования, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания и использования необходимых жизненных благ наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности Основные задачи:  поиск путей эффективного ведения хозяйства  поиск оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов Основные задачи: общественное производство материальное нематериальное ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.

Экономика (от гр. oikos – домашнее хозяйство и nomos - правила)

НАУКА

СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

система хозяйствования, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей путем создания и использования необходимых жизненных благ

наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

Основные задачи:

  • поиск путей эффективного ведения хозяйства
  • поиск оптимальных механизмов использования ограниченных ресурсов

Основные задачи:

общественное производство

материальное

нематериальное

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продления человеческого рода.

Задание 8 Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА» А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы Б) покупка товара в магазине 1) экономика как наука В) разработка планов развития национальной экономики 2) экономика как хозяйство Г) открытие сети химчисток Д) выплата налогов фирмой Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов. 2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности. 3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство. 4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей. 5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

Задание 8 Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»

А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы

Б) покупка товара в магазине

1) экономика как наука

В) разработка планов развития национальной экономики

2) экономика как хозяйство

Г) открытие сети химчисток

Д) выплата налогов фирмой

Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.

2) Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.

3) Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.

4) Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.

5) Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.

Задание 26 В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 26

В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) что производить ? Например, фермер решил перераспределить свои посевные площади в пользу картофеля в связи с ростом цен на этот продукт; 2) как производить ? Например, владелец типографии закупил новое компьютеризированное полиграфическое оборудование, требующее меньше рабочих и провел сокращение сотрудников; 3 ) для кого производить ? Например, руководство часового  завода решило производить дорогие часы с хорошим механизмом, ориентируясь на богатых потребителей.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) что производить ? Например, фермер решил перераспределить свои посевные площади в пользу картофеля в связи с ростом цен на этот продукт;

2) как производить ? Например, владелец типографии закупил новое компьютеризированное полиграфическое оборудование, требующее меньше рабочих и провел сокращение сотрудников;

3 ) для кого производить ? Например, руководство часового

завода решило производить дорогие часы с хорошим механизмом, ориентируясь на богатых потребителей.

Экономика как подсистема общества Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Задание 8 Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели ФАЗЫ ЦИКЛА Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов 1) производство В) в хозяйствах области завершаются посевные работы 2) распределение Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии 3) обмен Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов   Задание 26 Назовите любые три вида экономической деятельности и каждый из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Экономика как подсистема общества

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Задание 8 Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели

ФАЗЫ ЦИКЛА

Б) в трудные военные годы люди несли на рынки одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов

1) производство

В) в хозяйствах области завершаются посевные работы

2) распределение

Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии

3) обмен

Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов

 

Задание 26 Назовите любые три вида экономической деятельности и каждый из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры; экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.); в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны.

  • существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ;
  • общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;
  • экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
  • в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).
Тенденции развития экономической сферы Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? Прочитай текст и выдели их. Компьютеризация, информатизация человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства резко возросло материальное и духовное богатство человечества.

Тенденции развития экономической сферы

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? Прочитай текст и выдели их.

Компьютеризация, информатизация

человеческий интеллект (его возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства

резко возросло материальное и духовное богатство человечества.

Экономика и уровень жизни Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения потребностей людей этими благами. Качество жизни – более широкое понятие. Оно включает в себя : материальную обеспеченность +состояние здоровья +продолжительность жизни +условия окружающей среды + комфорт +удовлетворение духовных потребностей и др.Таким образом, качество жизни – это удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей.

Экономика и уровень жизни

Уровень жизни – обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, степень удовлетворения потребностей людей этими благами.

Качество жизни – более широкое понятие. Оно включает в себя : материальную обеспеченность +состояние здоровья +продолжительность жизни +условия окружающей среды + комфорт +удовлетворение духовных потребностей и др.Таким образом, качество жизни – это удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей.

Уровень жизни Уровень здоровья Др. Степень неравномерности распределения доходов Состояние окружающей среды Доступность культуры Показатели уровня жизни  ВВП  (суммарная стоимость всех произведенных страной товаров и услуг за год) ИРЧ (ВВП + ср. продолжительность жизни + уровень образования)

Уровень жизни

Уровень

здоровья

Др.

Степень

неравномерности

распределения

доходов

Состояние

окружающей

среды

Доступность

культуры

Показатели уровня жизни

ВВП

(суммарная стоимость всех произведенных страной товаров и услуг за год)

ИРЧ

(ВВП + ср. продолжительность жизни +

уровень образования)

Экономика и социальная структура общества Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии.

Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Экономические механизмы  (способы и формы соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения) Торговля Разделение труда Специализация влияние УРОВЕНЬ ЖИЗНИ Показатель «черта бедности»  (нормативно устанавливаемый минимальный уровень денежных  доходов, позволяющий обеспечить прожиточный минимум) Страна богаче Показатель выше

Экономические механизмы (способы и формы соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения)

Торговля

Разделение труда

Специализация

влияние

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Показатель «черта бедности»

(нормативно устанавливаемый минимальный уровень денежных

доходов, позволяющий обеспечить прожиточный минимум)

Страна богаче Показатель выше

Экономика и политика Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Экономика и политика

Одна из общественных функций государства — использование имеющихся возможностей для экономического развития.

Государство выбирает и осуществляет одну из  моделей экономического развития Командно- централизованная Традиционная Рыночная Задание 8. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫ A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг 1) командная B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров 2) традиционная Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг 3) рыночная Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом

Государство выбирает и осуществляет одну из моделей экономического развития

Командно-

централизованная

Традиционная

Рыночная

Задание 8. Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) основа экономики страны Z — сельское хозяйство, земля принадлежит родовым общинам и ими обрабатывается

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы производства и устанавливает цены товаров и услуг

1) командная

B) в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные условия производства и продажи товаров

2) традиционная

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей есть широчайший выбор товаров и услуг

3) рыночная

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране G является государство, частное предпринимательство находится под запретом

В рыночной экономике государство облегчает и стимулирует рыночные силы с помощью мер государственной политики. ГОСУДАРСТВО обеспечение экономической свободы. создание правового порядка обеспечение внутренней и внешней безопасности борьба с монополизмом разработка стратегии экономического развития финансирование органов власти, армии, правоохранительных органов, науки, здравоохранения, образования, культуры

В рыночной экономике государство облегчает и стимулирует рыночные силы с помощью мер государственной политики.

ГОСУДАРСТВО

обеспечение экономической свободы.

создание правового порядка

обеспечение внутренней и внешней безопасности

борьба с монополизмом

разработка стратегии экономического развития

финансирование органов власти, армии, правоохранительных органов, науки, здравоохранения, образования, культуры

Д/з. § 12читать, записи в тетради учить  задание письменно: Используя информацию из презентации и текст учебника на стр. 132-134 составьте сложный план , позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов , из которых два или более детализированы в подпунктах.

Д/з. § 12читать, записи в тетради учить

задание письменно:

Используя информацию из презентации и текст учебника на стр. 132-134 составьте сложный план , позволяющий раскрыть по существу тему «Роль государства в экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов , из которых два или более детализированы в подпунктах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!