Диагностическая работа по обществознанию
Пояснительная записка
1. Назначение диагностической работы
Диагностическая работа по обществознанию проводится в начале учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 11 класса к участию в ЕГЭ, определения степени освоения различных умений, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.
2. Условия проведения диагностической работы.
При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются.
3. Время выполнения диагностической работы
На выполнение всей работы отводится 60 минут.
4. Содержание и структура диагностической работы
Диагностическая работа состоит из 19 заданий:
16 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом.
. В работе представлены задания как базового, так и повышенного уровня сложности.
Содержание диагностической работы охватывает учебный материал
по обществознанию, изученный в 10 классе.
5. Система оценивания.
Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–16 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Максимальное количество баллов за задания 17-19 – 3 балла.
Максимальное количество баллов за всю работу – 42 балла.
По итогам работы учащиеся получают зачет, если общее число полученных ими баллов не менее 28.
Диагностическая работа по обществознанию Часть 1.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЪЕКТЫ НАУКИ
НАУКА | ОБЪЕКТ НАУКИ |
… | Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти |
Правоведение | Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) социальная мобильность | 2) санкция | 3) отклоняющееся поведение |
4) социальная структура | 5) самоконтроль | 6) социальный контроль |
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1) прогресс
2) структура
3) эволюция
4) реформа
5) спад
6) стратификация
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено
2) носит преимущественно коммерческий характер
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия
4) появилась раньше других форм культуры
5) рассчитана на узкий круг ценителей
Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ |
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность | | 1) наука 2) искусство |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение расходов государства на социальные программы
2) закрытие убыточных предприятий
3) изъятие «лишних» денег центральным банком
4) отказ от повышения зарплат и пенсий
5) переход на натуральный обмен вместо денежного
Как известно, при подсчете ВВП по методу расходов учитываются расходы потребителей, расходы фирм (инвестиции) и расходы государства, а также чистый экспорт (разность между экспортом и импортом). Установите соответствие между видами расходов и приведенными ниже ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СИТУАЦИЯ | | ВИДЫ РАСХОДОВ |
А) Семья получает пособие на рождение ребенка Б) Жильцы платят коммунальные платежи В) Муниципалитет строит новый стадион Г) Семья покупает бытовую технику Д) Завод покупает новые станки | | 1) расходы потребителей 2) инвестиции 3) расходы государства 4) не учитывается при подсчете ВВП |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рациональная организация производства
2) повышение процентной ставки по кредиту
3) внедрение более производительной технологической линии
4) разведка новых месторождений цветных металлов
5) обучение персонала новым приемам обработки информации
Ha графике отражена ситуация на рынке молочных продуктов: кривая предложения переместилась из положения Sв положение S1, a затем — в положение S2. (На графике Р — цена товара‚ Q — количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) интенсивная реклама молочных продуктов Q
2) эпидемическое заболевание скота B фермерских хозяйствах
3) временное снижение цен, уровень которых впоследствии восстановился
4) снижение налогов c фермерских хозяйств
5) увеличение после сезонного спада закупок молочных продуктов крупными торговыми сетями
Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девуеек станы Z. Им задавали вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в высших учебных заведениях.
2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья.
3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое значение.
4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации.
5) Книги перестали быть основой жизненного опыта для более 90 % современной молодёжи.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество | 2) отношение | 3) традиционное общество |
4) эволюция | 5) революция | 6) подъем |
7) прогресс | 8) регресс | 9) простая форма |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ | | ВИДЫ САНКЦИИ |
А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества | | 1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Социологическими службами страны М. проводился опрос среди семейных пар двух возрастных групп: молодых семей в возрасте от 22 до 28 лет и пар в возрасте от 36 до 48 лет. Респондентам предлагалось продолжить фразу: «Семейные брачные узы наиболее прочны в том случае, если…»
Результаты опроса (в %), представлены в таблице:
Варианты продолжения фразы: | молодежь | старшее поколение |
супруги имеют детей | 12 | 22 |
супруги доверяют друг другу | 18 | 27 |
супруги имеют отдельную от родственников квартиру | 24 | 13 |
супруги живут в материальном достатке | 38 | 18 |
супруги имеют общие интересы и общий уровень образования | 6 | 20 |
1) для большинства опрошенных среди молодого поколения решающим фактором в сохранении семьи является материальный достаток
2) старшее поколение, в большей степени, чем молодежь, обращает внимание на наличие отдельной квартиры
3) молодое поколение, в отличие от старшего, считает приоритетным фактор наличия общих детей
4) доверие и наличие общих интересов полагают более значимыми представители молодого поколения
Часть 2
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.
С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.
К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.
Ответы:
1. политология
2. структура деятельности
3. 14
4. 26
5. 134
6. 21221
7. 356
8. 34
9. 41312
10. 135
11. 35
12. 156
13. 245
14 798261
15. 21122
16. 1
17. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: социальный контроль — это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)
2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».
Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля
Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе могут быть приведены следующие примеры:
1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;
2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;
3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.
19. В ответе должно быть отмечено, что:
1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;
2) балет:
— создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой
— воспринимается не всеми, а ценителями
— для основной массы непонятен.