СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, диагностика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, диагностика»

Диагностическая работа по обществознанию

Пояснительная записка

1. Назначение диагностической работы

Диагностическая работа по обществознанию проводится в начале учебного года с целью определения уровня подготовки учащихся 11 класса к участию в ЕГЭ, определения степени освоения различных умений, выявления элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Условия проведения диагностической работы.

При проведении диагностической работы предусматривается строгое соблюдение порядка организации и проведения независимой диагностики. Дополнительные материалы и оборудование не используются.

3. Время выполнения диагностической работы

На выполнение всей работы отводится 60 минут.

4. Содержание и структура диагностической работы

Диагностическая работа состоит из 19 заданий:

16 заданий с кратким ответом и 3 задания с развёрнутым ответом.

. В работе представлены задания как базового, так и повышенного уровня сложности.

Содержание диагностической работы охватывает учебный материал

по обществознанию, изученный в 10 классе.

5. Система оценивания.

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–16 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

Максимальное количество баллов за задания 17-19 – 3 балла.

Максимальное количество баллов за всю работу – 42 балла.

По итогам работы учащиеся получают зачет, если общее число полученных ими баллов не менее 28.

Диагностическая работа по обществознанию Часть 1.

  1. Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ОБЪЕКТЫ НАУКИ

НАУКА

ОБЪЕКТ НАУКИ

За­ко­но­мер­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ний со­ци­аль­ных субъ­ек­тов по по­во­ду по­ли­ти­че­ской вла­сти

Правоведение

Система ос­нов­ных понятий юрис­пру­ден­ции и ос­нов­ные отрасли рос­сий­ско­го права




  1. Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 Объ­ек­ты деятельностире­зуль­та­ты деятельностимо­ти­вы деятельностисубъ­ек­ты деятельностиструк­ту­ра деятельности.



  1. Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) со­ци­аль­ная мобильность

2) санк­ция

3) от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние

4) со­ци­аль­ная струк­ту­ра

5) са­мо­кон­троль

6) со­ци­аль­ный контроль

  1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

5) спад

6) стратификация

 Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

  1. Найдите в при­ве­ден­ном списке черты, свой­ствен­ные народной культуре. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) авторство часто не определено

2) носит пре­иму­ще­ствен­но коммерческий характер

3) не тре­бу­ет специальной под­го­тов­ки для сво­е­го восприятия

4) появилась рань­ше других форм культуры

5) рассчитана на узкий круг ценителей

  1. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.





ПРИЗНАК

 

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

А) образность

Б) логическая целостность

В) художественный язык

Г) чувственно-эмоциональное отражение мира

Д) обоснованность

 

1) наука

2) искусство

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

  1. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)




1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества



  1. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий

3) изъятие «лишних» денег центральным банком

4) отказ от повышения зарплат и пенсий

5) переход на натуральный обмен вместо денежного



  1. Как известно, при под­сче­те ВВП по ме­то­ду расходов учи­ты­ва­ют­ся расходы потребителей, рас­хо­ды фирм (инвестиции) и рас­хо­ды государства, а также чи­стый экспорт (разность между экс­пор­том и импортом). Уста­но­ви­те соответствие между ви­да­ми расходов и при­ве­ден­ны­ми ниже ситуациями: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.



СИТУАЦИЯ

 

ВИДЫ РАСХОДОВ

А) Семья по­лу­ча­ет пособие на рож­де­ние ребенка

Б) Жиль­цы платят ком­му­наль­ные платежи

В) Му­ни­ци­па­ли­тет строит новый стадион

Г) Семья по­ку­па­ет бытовую технику

Д) Завод по­ку­па­ет новые станки

 

1) рас­хо­ды потребителей

2) ин­ве­сти­ции

3) рас­хо­ды государства

4) не учи­ты­ва­ет­ся при под­сче­те ВВП

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 




  1. Найдите в приведенном списке проявления интенсивного экономического роста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) рациональная организация производства

2) повышение процентной ставки по кредиту

3) внедрение более производительной технологической линии

4) разведка новых месторождений цветных металлов

5) обучение персонала новым приемам обработки информации




  1. Ha графике отражена ситуация на рынке молочных продуктов: кривая предложения переместилась из положения Sв положение S1, a затем — в положение S2. (На графике Р — цена товара‚ Q — количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) интенсивная реклама молочных продуктов Q

2) эпидемическое заболевание скота B фермерских хозяйствах

3) временное снижение цен, уровень которых впоследствии восстановился

4) снижение налогов c фермерских хозяйств

5) увеличение после сезонного спада закупок молочных продуктов крупными торговыми сетями




  1. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность




  1. Социологи про­ве­ли ре­пре­зен­та­тив­ные опро­сы 1600 юно­шей и де­ву­еек станы Z. Им за­да­ва­ли вопрос: «Что в наши дни фор­ми­ру­ет ос­но­вы жиз­нен­но­го опыта молодёжи?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в % от числа опрошенных) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

 

 

 

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Треть ре­спон­ден­тов уверены, что ос­но­вы жиз­нен­но­го опыта молодёжь при­об­ре­та­ет в выс­ших учеб­ных заведениях.

2) Боль­шая доля мо­ло­дых людей считает, что ос­но­вы жиз­нен­но­го опыта фор­ми­ру­ет семья.

3) Каж­дый тре­тий юноша указал, что жиз­нен­ный опыт, по­лу­чен­ный в армии, имеет боль­шое значение.

4) Рав­ные доли опро­шен­ных считают, что ос­но­вы жиз­нен­но­го опыта фор­ми­ру­ют­ся школой, ком­па­ни­ей то­ва­ри­щей и сред­ства­ми мас­со­вой информации.

5) Книги пе­ре­ста­ли быть ос­но­вой жиз­нен­но­го опыта для более 90 % со­вре­мен­ной молодёжи.




  1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.



«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) постиндустриальное общество

2) отношение

3) традиционное общество

4) эволюция

5) революция

6) подъем

7) прогресс

8) регресс

9) простая форма

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A

Б

В

Г

Д

Е









  1. Установите со­от­вет­ствие между кон­крет­ным выражением санк­ций и видом, к ко­то­ро­му они относятся: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

 

ВИДЫ САНКЦИИ

А) про­яв­ле­ние недружелюбия

Б) на­ло­же­ние штрафа

В) объ­яв­ле­ние выговора

Г) объ­яв­ле­ние бойкота

Д) отказ от сотрудничества

 

1) фор­маль­ные негативные санкции

2) не­фор­маль­ные негативные санк­ции

 

Запишите в таб­ли­цу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 




  1. Социологическими службами страны М. проводился опрос среди семейных пар двух возрастных групп: молодых семей в возрасте от 22 до 28 лет и пар в возрасте от 36 до 48 лет. Респондентам предлагалось продолжить фразу: «Семейные брачные узы наиболее прочны в том случае, если…»

Результаты опроса (в %), представлены в таблице:

 

Варианты продолжения фразы:

молодежь

старшее поколение

супруги имеют детей

12

22

супруги доверяют друг другу

18

27

супруги имеют отдельную от родственников квартиру

24

13

супруги живут в материальном достатке

38

18

супруги имеют общие интересы и общий уровень образования

6

20

 

 1) для большинства опрошенных среди молодого поколения решающим фактором в сохранении семьи является материальный достаток

2) старшее поколение, в большей степени, чем молодежь, обращает внимание на наличие отдельной квартиры

3) молодое поколение, в отличие от старшего, считает приоритетным фактор наличия общих детей

4) доверие и наличие общих интересов полагают более значимыми представители молодого поколения

Часть 2

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный контроль»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о структуре социального контроля, и одно предложение, раскрывающее любую функцию социального контроля.

  2. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

  3. К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.


Ответы:

1. политология

2. струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

3. 14

4. 26

5. 134

6. 21221

7. 356

8. 34

9. 41312

10. 135

11. 35

12. 156

13.  245

14 798261

15. 21122

16. 1

17. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: социальный контроль — это система способов регулирующего воздействия общества, социальных групп на личность;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о структуре социального контроля, например: «Социальный контроль включает социальные нормы и социальные санкции»; (Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о структуре социального контроля.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую функцию социального контроля, например: «Социальный контроль служит поддержанию стабильности социальной системы».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую функцию социального контроля



  1. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) экономическая отсталость развивающихся стран порождает использование технологий, наносящих большой урон природе;

2) быстрый рост народонаселения в развивающихся странах усугубляет экономические проблемы, увеличивает отставание от развитых государств;

3) низкий социально-экономический уровень ряда развивающихся стран, отсутствие развитых систем здравоохранения, образования ведет к росту опасных заболеваний, таких, как СПИД.

19. В ответе должно быть отмечено, что:

 1) балет можно отнести к элитарной форме культуры;

 2) балет:

— создается профессионалами, людьми со специальной подготовкой

— воспринимается не всеми, а ценителями

— для основной массы непонятен.