ГАПОУ ЧАО «ЧМК» | УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ | СТО СМК 4.2.01 – 2020 |
Лист 0/24 |
рабочая программа учебной дисциплины
ОП.01 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
Анадырь 2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности профессионального образования (далее ПО) 413450 Маляр строительный.
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа «Чукотский многопрофильный колледж» (далее ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)
Разработчик:
Ильина Юлия Вячеславовна, преподаватель ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Рассмотрена на заседании предметно-цикловой комиссии
филологических и социально-экономических дисциплин:
Протокол № ____ от «____» _____ 20__ г.
Председатель ________/Зырянкина О. Н. /
Рекомендована Методическим советом ГАПОУ ЧАО «ЧМК»
Протокол Методического совета № ___ от «___» _____________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | страница |
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.1 Обществознание (включая экономику и право).
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности 13450 Маляр строительный.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, при повышении квалификации по должностям служащих 20002 Агент банка.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Цель:
- воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Задачи:
развивать умения осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать духовно-нравственную, политическую и правовую культуру, экономический образ мышления учащихся;
прививать учащимся навык социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
способствовать личному самоопределению и самореализации учащихся, формированию интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитывать гражданскую ответственность, правовое самосознание, толерантность, приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
формировать систему знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основы и способы социального и гуманитарного познания;
взаимосвязь учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 45 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 30 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 45 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 30 |
в том числе: |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 30 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 15 |
в том числе: |
Подготовка эссе | 6 |
Самостоятельное изучение материала | 4 |
Подготовка доклада | 7 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
1.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1 | Экономика | | |
Тема 1.1. Экономика и экономическая наука. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Экономика и экономическая наука. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. | 1 |
2. | Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Экстенсивный и интенсивный рост. | 2 | |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | |
1. | Подготовить доклад на тему: «Рациональный потребитель. Защита прав потребителя». | 2 |
2. | Подготовить доклад на тему: «Основные доходы и расходы семьи». | 2 |
Тема 1.2. Современный рынок РФ | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Рынок и рыночные структуры Роль рынка в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. | 2 |
2. | Современный рынок. Становление рыночной экономики в России. | 2 | |
3. | Банковская система. Роль центрального банка. | 2 | |
4. | Рынок труда. Безработица. Государственная политика в области занятости. | 2 | |
5. | Глобальные проблемы экономики. | 2 | |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. | Подготовить эссе: Роль рынка в экономической жизни. | |
РАЗДЕЛ 2 | Проблемы социально-политического развития общества | |
Тема 2.1. Проблемы социально-политического развития общества. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Демографическая ситуация в РФ. | 2 |
2. | Религиозные объединения и организации РФ. | 2 | |
3. | Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Современный терроризм и его опасность. Роль СМИ в политической жизни. | 2 | |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
1. | Подготовить эссе: Демографическая ситуация в РФ. |
| 2. | Подготовить доклад на тему: «Современный терроризм и его опасность». | 2 |
РАЗДЕЛ 3 | Правовое регулирование общественных отношений. | |
Тема 3.1 Правовое регулирование общественных отношений. | Содержание учебного материала | 2 |
1. | Гражданин, его права и обязанности. Гражданское право. Способы защиты прав. | 2 |
2. | Семейное право. | 2 | |
3. | Экологическое право. | 2 | |
4. | Процессуальное право. | 2 | |
5. | Гражданский процесс: основные правила и принципы. | 2 | |
Практические занятия | 0 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 1 |
1. | Подготовить доклад на тему: «Правовые и моральные нормы». |
2. | Самостоятельно изучить материал: «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ». |
3. | Подготовить эссе: «Конституционное право как отрасль российского права». | 2 | |
4. | Самостоятельно изучить материал: «Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования». | 1 | |
ВСЕГО | | 45 | |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
меловая трехчастная доска;
автоматизированное рабочее место преподавателя (АРМП), оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
комплект учебно-наглядных пособий;
принтер.
Технические средства обучения:
мультимедиапроектор;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебных кабинетов: экономика и анализ, информационные технологии в профессиональной деятель-ности.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета экономики и ана-лиза:
- рабочие столы и стулья для обучающихся;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- доска классная магнитно-маркерная;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- калькуляторы;
- мультимедийный проектор;
- ноутбук.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета информационных технологий в профессиональной деятельности:
- компьютер;
- принтер;
- мультимедийная техника;
- программное обеспечение общего и профессионального назначения;
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Федеральные законы и нормативные документы:
Основные источники:
Боголюбов Л.Н.,. Обществознание: 11 кл.: базовый уровень [Текст]: метод.рекомендации, пособие для учителя / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.- М.: Просвещение, 2012
Боголюбов Л.Н. Материалы по курсу «Человек и общество. 10-11 кл. [Текст]:
пособие для учителя / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 11 класс. [Текст]: пособие для учителя/ Т.П. Бегенеева.- М.: ВАКО, 2010.
Степанько С.Н. Обществознание. 5-11 классы. Развёрнутое тематическое планирование по программе Л.Н. Боголюбова. [Текст]: пособие для учителя/ С.Н.Степанько.- Волгоград: Учитель, 2010
Дополнительная литература
Баранов П.А., Воронцов А.В. Обществознание. Полный справочник [Текст]: учебное пособие/ П.А. Баранов, А.В.Воронцов. -М. Астрель, 2012 .
Махоткин А.В. Обществознание в таблицах и схемах [Текст]: учебное пособие А.В. Махоткин,- М.: Эксмо, 2011
Цифровые образовательные ресурсы по обществознанию
1С: Школа. Экономика и право. 9 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, Вита-Пресс, Дрофа, Физикон, 2006.
Обществознание. 8 – 11 класс. [Электронный ресурс]. – М.: Новый диск, 2004.
Россия на рубеже третьего тысячелетия. [Электронный ресурс]. – М.: 1С, 2002.
Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
http://www.1september.ru – газета «Первое сентября»
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://www.ug.ru-«Учительская газета».
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; | |
анализировать и интерпетировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств; | |
оценивать влияние внутренних и внешних факторов на формирование и анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности; | |
собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет. | |
Знания: |
| |
понятие, сущность и значение бухгалтерской и финансовой отчетности; | |
| |
| |
| |
Разработчик:
ГАПОУ ЧАО «ЧМК» преподаватель Ю. В. Ильина и
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ __________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)