СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие характеристики ОНР

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект: Общие характеристики ОНР

Просмотр содержимого документа
«Общие характеристики ОНР»

Общие характеристики ОНР


Логопед — это тренер, но не спортивный, а речевой. Логопед работает на стыке медицины и педагогики. Если углубляться в структурные вопросы, то логопедия — это часть специальной педагогики, т.е. дефектологии (хотя до 60-х годов прошлого века она была частью медицины).


В реальной педагогической практике собирательное логопедическое заключение «ОНР» содержательно констатирующее в качестве ведущего расстройства лексико-грамматические нарушения не дает учителю-логопеду ключ, который необходим, чтобы обосновать выбор адекватных методов обучения. Только комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка даёт возможность установить уровень его психического развития, поставить точный диагноз на научной основе и провести соответствующие коррекционные мероприятия.


Логопедическая работа в этом случае должна быть направлена не только на коррекцию языковых и речевых средств, но и те психические процессы, которые непосредственно участвуют в образовании речевого дефекта: восприятие, внимание, память, мышление, что составляет психологическую базу речи. (Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи)

На каждом логопедическом занятии в «зону формирования» попадает целая группа ВПФ:


1)слухоречевая и зрительно-предметная память;


2)восприятие разной модальности;


3)пространственные представления и схема тела;


4)мышление (наглядно-действенное или наглядно-образное или вербально-логическое).


Задача логопеда - органично «вписать» обозначенную группу ВПФ в структуру логопедических занятий и коррекционно-образовательного процесса. Фронтальные занятия носят комплексный характер и содержат следующие обязательные структурные компоненты.


1. Основной и ведущей частью каждого занятия в зависимости от задач и этапов коррекции является:


- формирование лексико-грамматических средств языка; либо


- развитие связной речи; либо


- формирование произношения и подготовка к обучению грамоте; либо


- обучение элементам грамоты.


2. На первом этапе обучения проводится артикуляционная и фонопедическая гимнастика. Необходимость их обусловлена дизартрическими проявлениями у большинства детей группы. Моторный пальцевый тренинг. Необходимость данного вида работы объясняется тесной взаимосвязью состояния речи и моторной сферы ребенка.


Со второго этапа вводится гимнастика для стимуляции сенсорной сферы, в которую входят вышеперечисленные виды работ. Упражнения способствуют энергетическому обеспечению деятельности мозга, нормализации тонуса мышц, преодолению патологических синкинезий, развитию подкорковых структур. Активизация деятельности подкорковых структур улучшает работу по автоматизации звуков, что повышает результативность и сокращает сроки коррекции звукопроизношения. Комплексы гимнастики разработаны на основе методических рекомендаций А.В. Семенович и А. Л. Сиротюк. Проведение гимнастики вариативно, но чаще проводится вначале фронтального, подгруппового или индивидуального занятия в течение 2-3 минут. Также гимнастика проводится на физкультурных занятиях. При составлении комплексов учитывался принцип систиматичности и последовательности. Каждый комплекс с возможными вариантами и небольшими усложнениями проводится в течение месяца и сопровождается чтением стихотворений в соответствии с лексической темой или мотивом занятия. В комплекс гимнастики входят:


- глазодвигательные упражнения;


- массаж ушей;


- дыхательные упражнения;


- упражнения для языка и нижней челюсти;


- упражнения для развития ручной и мелкой моторикой.










У детей с ОНР возникают речевые особенности, например, неточное воспроизведение звуков. К ним добавляются эмоциональные и поведенческие особенности, ведь речь — важнейший регулятор поведения.

Общие характеристики ОНР

Плохое понимание речи. У ребенка не формируется звуковой образ слова. Ему трудно понять длинные многосложные фразы. Возникают трудности с грамматикой.

Трудности в активной речи. Ребёнок плохо накапливает словарь и запоминает слова, у него не формируется моторный образ слова. Слова в его собственных фразах рассогласованы между собой. Он может заменять или пропускает слоги, сокращать слова до односложных и лепетных.

Нарушенное звукопроизношение. Слова нечеткие, не все звуки в речи автоматизированы, могут быть замены и пропуски звуков.

Двигательные проблемы. Ребенку трудно контролировать и координировать собственное тело, у него возникают задержки в моторном планировании и двигательной регуляции.

Сниженный контроль над эмоциями. Для детей с нарушениями речи характерны трудности эмоциональной рефлексии, бедность эмоционального словаря и слабость процессов самоконтроля и саморегуляции.

Трудное поведение. Поведенческие сложности закономерно возникают из-за невозможности выразить себя, быть понятым, плохой ориентации в происходящем. Агрессия часто становится попыткой выразить эмоции, сигнализировать о своем состоянии и потребностях.

Низкая продуктивность. Проблемы с речью влияют на объем рабочей памяти, произвольное внимание и снижают продуктивность психических процессов.

Тревожность, истощаемость, аффективные вспышки. Возникают как последствия ограниченной коммуникации.

Учителю важно понимать, что перечисленные поведенческие особенности у ребенка с ОНР — не плохой характер или злонамеренное поведение, а следствие речевых нарушений.














Словарь терминов




Синкинезии — это непроизвольные двигательные акты, появляющиеся в одной части тела при произвольных движениях в другой. Патологические синкинезии наблюдаются при инсульте, демиелинизирующих заболеваниях, церебральных новообразованиях, патологии лицевого нерва, нарушениях речи, гемифациальном спазме. С диагностической целью проводится эхоэнцефалография, реовазография, МРТ или КТ головного мозга, УЗДГ сосудов головы. Консервативная терапия осуществляется в соответствии с основным заболеванием. При новообразованиях, пороках развития возможно хирургическое лечение.


Логопед — это человек, который изучает причины и способы корректировки речи. Главная задача логопеда - диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи и связанных с ними психических и физических проблем.






























Список используемых источников информации



Учительская —

бесплатная программа развития педагогов с сертификатами

от Яндекса https://teacher.yandex.ru/




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!