«Общие основы современной педагогики»
20190508/520/24/мДЕФ
Тест
1. Наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и
воспитания человека:
а) педагогика; б) методология; в) психология.
2. Система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах
подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а
также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики
и методов, оценке качества исследовательской работы – это:
а) объект педагогики; б) методология педагогики; в) предмет педагогики.
3. Закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений,
определяет объём, структуру содержания образования изучает:
а) дидактика; б) методология педагогики; в) педагогическая психология.
4. Предмет педагогики – это:
а) воспитание человека в обществе;
б) собрание правил воспитательной деятельности, определяющее развитие личности;
в) противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и
осуществления воспитательного процесса.
5. Отрасль педагогической науки, изучающая состояние и развитие теории и практики
воспитания и обучения на разных ступенях развития человеческого общества - это:
а) сравнительная педагогика;
б) социальная педагогика;
в) история педагогики.
6. Закономерности развития и функционирования образовательных и воспитательных
систем в различных странах изучает:
а) сравнительная педагогика;
б) история педагогики;
с) специальная педагогика
7. Развитие педагогики как науки определило:
а) прогресс науки и техники;
б) объективная потребность в подготовке человека к жизни;
в) забота родителей о счастье детей
8. Фактор развития личности относится к целенаправленным и действует в соответствий с
целями общества - это:
а) наследственность;
б) географическая среда;
в) воспитание.
9. Меньше всего влияет на формирование личности:
а) социальная среда;
б) географическая среда;
в) воспитание.
10. Совокупностью приемов и операций, направленных на изучение педагогических
явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем называют:
а) методы педагогического исследования;
б методы обучения;
в) средства обучения.
2.Итоговое задание.
7. Методы педагогического исследования
Метод (от греч. methodos – исследование) – прием, способ или образ действия. Методы исследования (по Ю.К. Бабанскому) представляют собой совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. Философ Ф.Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу.
По источникам накопления информации методы исследования делятся на методы изучения теоретических источников и методы анализа реального педагогического процесса. К методам изучения процесса в естественных условиях относятся: методы наблюдения, беседы, анкетирования, интервьюирования, анализа документов и продуктов деятельности, анализа опыта работы педагогов и др. К методам изучения процесса в специальных условиях относятся: методы педагогического эксперимента и опытной проверки выводов исследования в общеобразовательной школе. По способу обработки и анализу данных исследования выделяют методы качественного анализа и количественной обработки результатов (статистическая и нестатистическая обработка).
К ним относятся следующие.
Педагогическое наблюдение
Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.
Исследовательская беседа
С помощью этого метода исследователь выясняет мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытается составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
Изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся
Изучая стимулирующую роль оценки знаний учащихся для их успеваемости, нельзя обойтись без анализа классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения.
Педагогический эксперимент
Сущность эксперимента как метода исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности учителей и учащихся с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предложений, или гипотез.
В зависимости от целевых установок различают следующие виды экспериментов: констатирующий, созидательно-преобразующий и контрольный.
Констатирующий эксперимент проводится обычно в начале исследования и имеет своей задачей выяснение дел в школьной практике по той или иной изучаемой проблеме.
Сущность созидательно-преобразующего эксперимента заключается в разработке теоретических основ и конкретных методических мер по решению исследуемой проблемы. Создается новая психологическая ситуация, с тем чтобы преобразовать состояние дел в лучшую сторону.
Дальнейшим этапом исследования этой проблемы является проверка полученных выводов и разработанной методики в массовой школьной практике. Эта задача решается с помощью контрольного эксперимента, сущность которого заключается в применении апробированной методики в работе других школ и учителей.
Суть естественного эксперимента состоит в анализе тех или иных педагогических явлений, стремлении создавать педагогические ситуации таким образом, чтобы они не нарушали привычного хода деятельности учащихся и учителей и в этом смысле носили естественный характер.
Изучение и обобщение передового педагогического опыта
Этот метод основан на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших школ и учителей, успешно осуществляющих обучение и воспитание.
При необходимости массового изучения тех или иных вопросов правомерно провести анкетирование и предложить школьникам ответить на несколько специально подобранных вопросов. Таким образом можно сравнительно быстро изучить эту проблему и опросить большое количество учащихся.
Рейтинг – метод исследования, когда испытуемым предлагается, например, оценить важность тех или иных нравственных качеств в развитии личности. Близким к нему является метод компетентных оценок.
Метод наблюдения.
Характеризуется непосредственным, в большинстве случаев – целеустремленным и систематическим, зрительным восприятием явлений и процессов в их цельности и динамике. Наблюдения могут быть стандартизированными (по определенной форме, плану) и нестандартизированными, выборочными и сплошными, включенными (совместная деятельность) и невключенными, прямыми и косвенными – инкогнито ("исподтишка").
Задачей наблюдения является накопление фактов и их научно-педагогический анализ. Результаты наблюдений дают педагогу основу для корректировки учебно-воспитательных воздействий, позволяют верно, оценить сложившуюся педагогическую ситуацию, спроектировать дальнейшее изучение детей. Объективность выводов по данным наблюдений возрастает, если педагоги сопоставляют полученную ими информацию с данными коллег, используют специальные технические аудио-визуальные средства (например, видеозапись или наблюдение через, так называемое, "зеркало Гизелла"). Недостатком наблюдений является их субъективность, т.к. каждый человек воспринимает явления по-своему, используя свой социокультурный и психоэмоциональный капитал.
Метод беседы и интервью.
Это вопросно-ответные методы устного опроса, сбора психолого-педагогических и социокультурных данных, при которых источником информации выступает вербальное сообщение людей. Применение данных методов в научных исследованиях дает наибольшую эффективность в том случае, когда четко намечены цель предстоящей беседы или интервью, круг основных и вспомогательных вопросов, которые позволяют выяснить сущность интересующих исследователя проблем. При продумывании вспомогательных вопросов необходимо учитывать возможные варианты беседы и предусматривать ход ее развития в случае позитивных или отрицательных ответов. Успешность беседы во многом зависит от умения: создавать в общении благоприятную морально-эмоциональную, психологическую атмосферу; считывать и адекватно трактовать невербальные компоненты речи респондента; выбрать удобные формы фиксации информации.
Метод анкетирования.
Один из методов письменного опроса, который служит получению информации о типичности тех или иных явлений. На результативность анкетирования влияют: подбор вопросов, наиболее точно характеризующих изучаемое явление, дающих валидную (правдивую) информацию; постановка как прямых, так и косвенных вопросов (например: прямой вопрос: – Вы хотите быть учителем? и косвенный вопрос: – Вам нравится профессия учителя?); исключение подсказок в формулировках вопросов; предупреждение двойственного понимания смысла вопросов; предварительная проверка степени понимания вопросов анкеты на небольшом числе респондентов и внесение соответствующих корректировок в содержание анкеты. В роли респондентов могут выступать учащиеся, их родители, учителя, воспитатели и т.д. Может быть следующаяклассификация вопросов:
1.по содержанию:о событиях, фактах, мотивах, оценках, мнениях;
2.по форме: прямые и косвенные;
3. по структуре: открытые – характер ответов, их форма, вид заранее не предусмотрены; закрытые – респондент самостоятельно выбирает один или несколько ответов из предложенных; полузакрытые – опрашиваемый выбирает один или несколько ответов, плюс ему дается возможность самостоятельно сформулировать ответ;
4.по функциям :основные: например, "ловушки", предназначены выявить противоречие в ответах респондента. Например, "Вы бьете своего ребенка? – НЕТ. Через несколько вопросов: "Вы используете ремень как средство воспитания своего ребенка? – ДА; фильтрующие, которые часто подразумевают положительный ответ, раскрепощающий человека и сравнительно легки. Например, вопрос: "Нужно ли обучать человека?", или это может быть вопрос уточнения адреса, пола анкетируемого.
Метод обобщения независимых характеристик.
Суть метода в обработке информации, поступившей на учащегося из разных источников: от родителей, врачей, социальных работников, воспитателей, психологов, учителей-дефектологов и т.д. Например, в рамках деятельности ПМПК коррекционного учреждения. Результатом работы ПМПК является разработка направлений индивидуальной программы развития.
Метод изучения продуктов деятельности детей включает анализ детских рисунков, сочинений и формуляров, школьных тетрадей и дневников, поделок и др.