СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие особенности развития детей с тяжелыми нарушениями зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специфичное влияние нарушения зрения проявляется практичеки во всех психических сферах психического развития ребенка, поскольку глубина и характер поражения зрительного канала восприятия определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность и полноту образов внешнего мира.

Просмотр содержимого документа
«Общие особенности развития детей с тяжелыми нарушениями зрения»

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

К категории детей, с нарушениями зрения в тифлопедагогике относят слепых, слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием. Нарушение зрения проявляется практически во всех сферах психического развития ребенка, поскольку глубина и характер поражения зрительного канала восприятия определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность и полноту образов внешнего мира. Происходят качественные изменения межанализаторных взаимоотношений, возникает специфика развития понятий, речи, формирования образов и предметного восприятия, мышления, памяти и воображения.
  • К категории детей, с нарушениями зрения в тифлопедагогике относят слепых, слабовидящих и детей с амблиопией и косоглазием.
  • Нарушение зрения проявляется практически во всех сферах психического развития ребенка, поскольку глубина и характер поражения зрительного канала восприятия определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность и полноту образов внешнего мира.
  • Происходят качественные изменения межанализаторных взаимоотношений, возникает специфика развития понятий, речи, формирования образов и предметного восприятия, мышления, памяти и воображения.
Внешний вид и поведение определяются степенью его зрительных дефицитов. Слепые дети чрезвычайно осторожны в новой ситуации, походка неуверенная, предпочитают держаться близких, прислушиваются к голосам и интонациям чужих людей, привыкают к ним, прежде чем вступить в контакт. Нуждаются в достаточном периоде ознакомления с помещением, его пространственными и предметными характеристиками.
  • Внешний вид и поведение определяются степенью его зрительных дефицитов.
  • Слепые дети чрезвычайно осторожны в новой ситуации, походка неуверенная, предпочитают держаться близких, прислушиваются к голосам и интонациям чужих людей, привыкают к ним, прежде чем вступить в контакт.
  • Нуждаются в достаточном периоде ознакомления с помещением, его пространственными и предметными характеристиками.
Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень психической активности, что сказывается и на уровне познавательных интересов. Также имеются определенные особенности восприятия, в значительной степени определяющие специфику развития познавательной сферы – процесс восприятия в целом замедлен, формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность в их восприятии, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов.
  • Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень психической активности, что сказывается и на уровне познавательных интересов.
  • Также имеются определенные особенности восприятия, в значительной степени определяющие специфику развития познавательной сферы – процесс восприятия в целом замедлен, формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые образы объектов, нарушается цельность в их восприятии, часто отсутствуют второстепенные, но неотъемлемые детали предметов.
 Следует отметить, что произвольное внимание, как правило, не страдает у детей с нарушением зрения, при отсутствии других органических нарушений. Специфично развивается и речь ребенка с нарушением зрения. Очень часто отмечается излишняя компенсаторная многоречивость – своеобразный «вербализм», уровень спонтанной речи отличается фрагментарностью, снижение динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием.
  • Следует отметить, что произвольное внимание,

как правило, не страдает у детей с нарушением зрения, при отсутствии других органических нарушений.

  • Специфично развивается и речь ребенка с нарушением зрения. Очень часто отмечается излишняя компенсаторная многоречивость – своеобразный «вербализм», уровень спонтанной речи отличается фрагментарностью, снижение динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием.

Прогноз развития и адаптации зависит от степени нарушения зрительного восприятия и времени начала абилитационной и коррекционно-развивающей работы с различными специалистами . Среди условий адаптации ребенка с нарушениями зрения в общеобразовательной среде, в первую очередь, необходимо использование специальных техник, методик и приемов обучения, разработанных специально для детей с нарушением зрения.
  • Прогноз развития и адаптации зависит от степени нарушения зрительного восприятия и времени начала абилитационной и коррекционно-развивающей работы с различными специалистами .
  • Среди условий адаптации ребенка с нарушениями зрения в общеобразовательной среде, в первую очередь, необходимо использование специальных техник, методик и приемов обучения, разработанных специально для детей с нарушением зрения.
Слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками. У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.
  • Слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.
  • У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

Чрезвычайно важен подбор адекватного дидактического материала (рельефного, контурного, яркого, с использованием предметности в подборе дидактического материала). Создание рабочего поля (клетка, линейка), в которых оптико-физическая характеристика графики соответствует зрительным возможностям детей. Необходимо учитывать, что скорость выполнения заданий у слепых в два раза, а у слабовидящих на 60% ниже по сравнению с аналогичными показателями нормальновидящих детей, они быстрее утомляются и теряют работоспособность
  • Чрезвычайно важен подбор адекватного дидактического материала (рельефного, контурного, яркого, с использованием предметности в подборе дидактического материала).
  • Создание рабочего поля (клетка, линейка), в которых оптико-физическая характеристика графики соответствует зрительным возможностям детей.
  • Необходимо учитывать, что скорость выполнения заданий у слепых в два раза, а у слабовидящих на 60% ниже по сравнению с аналогичными показателями нормальновидящих детей, они быстрее утомляются и теряют работоспособность

Использованная литература: Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.:, 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003.

Использованная литература:

  • Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.:, 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. М.: АРКТИ, 2005.
  • Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!