СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общие представления о способностях. Виды способностей.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по теме "способности".

Просмотр содержимого документа
«Общие представления о способностях. Виды способностей.»

Тема 3.5. Способности Содержание учебного материала 1.  2. 1 Общие представления о способностях. Способности и знания, умения, навыки. Общие и специальные способности. Способности и успешность деятельности Лабораторные работы Понятие задатков. Способности и задатки. Природа индивидуальных различий. Этапы формирования способностей. Уровни способности   Практические занятия:   Контрольные работы   Самостоятельная работа: Подбор диагностических методик при изучении самостоятельности обучающихся     1  

Тема 3.5. Способности

Содержание учебного материала

1.

2.

1

Общие представления о способностях. Способности и знания, умения, навыки. Общие и специальные способности. Способности и успешность деятельности

Лабораторные работы

Понятие задатков. Способности и задатки. Природа индивидуальных различий. Этапы формирования способностей. Уровни способности

 

Практические занятия:

 

Контрольные работы

 

Самостоятельная работа:

Подбор диагностических методик при изучении самостоятельности обучающихся

 

 

1

 

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности Признаки способностей: Индивидуально-психологические способности должны отличать одного человека от другого; Способности – это только те индивидуальные способности, которые успешны в ходе выполнения деятельности! Понимание способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности

Признаки способностей:

  • Индивидуально-психологические способности должны отличать одного человека от другого;
  • Способности – это только те индивидуальные способности, которые успешны в ходе выполнения деятельности!
  • Понимание способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.
Учебные способности   -  способности , которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Учебные

способности

  -  способности , которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Творческие

способности

способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Общие способности способности  человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются  способности  к обучению,  общие  умственные  способности  человека, его  способности  к труду. К ним относятся Учебные (интеллектуальные) и Творческие.

Общие

способности

способности  человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются  способности  к обучению,  общие  умственные  способности  человека, его  способности  к труду. К ним относятся Учебные (интеллектуальные) и Творческие.

Специальные способности это  способности , проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).

Специальные

способности

это  способности , проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.  Задатки  —  это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков. От рождения человек не имеет способностей . Но у него имеются определенные природные предпосылки —  задатки  для последующего их развития в определенных условиях. Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденными предпосылками формирования художественных способностей. Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета. 

Задатки  — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков.

От рождения человек не имеет способностей . Но у него имеются определенные природные предпосылки —  задатки  для последующего их развития в определенных условиях. Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденными предпосылками формирования художественных способностей.

Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Одарённость  — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д. Талант  — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов. Гениальность  (от лат. genius  — «дух») — высший уровень  интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия  во многих областях  культуры .

Одарённость  — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Талант  — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Гениальность  (от лат. genius  — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях  культуры .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!