Тема 3.5. Способности
Содержание учебного материала
1.
2.
1
Общие представления о способностях. Способности и знания, умения, навыки. Общие и специальные способности. Способности и успешность деятельности
Лабораторные работы
Понятие задатков. Способности и задатки. Природа индивидуальных различий. Этапы формирования способностей. Уровни способности
Практические занятия:
Контрольные работы
Самостоятельная работа:
Подбор диагностических методик при изучении самостоятельности обучающихся
1
Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определенный уровень успешности ее выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности
Признаки способностей:
- Индивидуально-психологические способности должны отличать одного человека от другого;
- Способности – это только те индивидуальные способности, которые успешны в ходе выполнения деятельности!
- Понимание способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, а могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний, умений и навыков.
Учебные
способности
- способности , которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.
Творческие
способности
способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.
Общие
способности
способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. К ним относятся Учебные (интеллектуальные) и Творческие.
Специальные
способности
это способности , проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).
Однако развитие способности должно иметь какое-то “начало”, точку отсчета.
Задатки — это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей, как вне деятельности, так и вне задатков.
От рождения человек не имеет способностей . Но у него имеются определенные природные предпосылки — задатки для последующего их развития в определенных условиях. Так, соответствующие свойства зрительного анализатора и художественный тип высшей нервной деятельности являются врожденными предпосылками формирования художественных способностей.
Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.
Одарённость — наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.
Талант — выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности, который проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры .