Учителям-предметникам. | Учитель должен познакомиться с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителем, пространством школы, класса (при отсутствии большого количества детей и взрослых), а также для сбора первичной информации о ребенке; учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка; необходимо чётко организовать пространство классной комнаты оно должно быть разделено на зоны с явными границами. Если зона используется только для учебы, то это помогает учащемуся понять, что от него ожидается, когда он находится в этой зоне; необходимо рассказать ребёнку о требованиях к каждой зоне классной комнаты; необходимо ограничение поля зрения — это средство научить детей не отвлекаться в то время, когда от них требуется концентрация внимания. Для того чтобы научить ребёнка обращать внимание на самое важное во время занятий — его собственное задание, вокруг ребёнка с трех сторон (сзади и по бокам) непрозрачные панели. Таким образом, он словно помешен в «коробку», где есть возможность смотреть только вперед. Все, кроме его задания, убирается из его поля зрения. Или учитель должен рассаживать класс так, чтобы учащийся с РАС не отвлекался на других или на оборудование, предметы, которые могут помешать при выполнении заданий, необходимо удалять из поля зрения учащегося; используйте однообразное расписание занятий. Детям с аутизмом нужна четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, которая позволяет ему осознать порядок происходящего и использовать сложившиеся ритуалы в своем поведении. Внезапное нарушение порядка для ребенка с аутизмом всегда некомфортно; необходимо применять визуальное расписание, в котором будет видно последовательность происходящих событий за день. Также необходимо продумать символ на тот случай если что-то меняется в расписании (заболел учитель, отправили на курсы и.т), с таким символом ребёнка необходимо познакомить заранее. Чтобы аутичные дети освоили расписание занятий, им нужно подробно, конкретно и наглядно пояснить все, что в нем есть. И чем глубже аутистическая дезадаптация ребенка, тем более развернутой должна быть такая помощь. Разъяснения лучше записать в дневник, записную книжку или повесить на стене рядом с партой ребенка в виде понятных ему обозначений - рисунков, фотографий или надписей; создайте течение времени зримым. Расписание на целый день представляет слишком большую трудность для многих из них. Они не в состоянии охватить такой большой отрезок времени. Поэтому сначала следует помочь ему видеть предсказуемость двух последовательных событий. После того, как освоена последовательность двух действий, можно рассматривать распорядок одной половины дня. И только после этого, мы переходим к расписанию на весь день. используйте визуальные инструкции к учебным заданиям, представленные в виде изображений или печатных слов (текста), для облегчения обработки информации; познакомьте с правилами поведения в классе они должны быть тоже визуализированы, к ним можно прибегать во время урока; для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется; составляйте расписание его работы — план, содержащий все задания, которые он должен выполнить. Он может быть выполнен в цвете, и каждый цвет будет означать какое-либо задание. Например, красная карточка на плане указывает на коробку слева точно такого же цвета, зеленая карточка указывает на зеленую коробку, синяя карточка — на синюю коробку. Когда на плане не останется цветных карточек, работа выполнена. Необходимо обучать учащегося понятию «Закончено». Задания должны иметь четкое начало и конец, чтобы ребенок имел четкое представление о том, что от него требуется и в каком объеме. ограничьте выбор. Не стоит перегружать сознание ребенка-аутиста несколькими вариантами, представленными на выбор, так как это может сбить его с толку, 11 и он не сможет понять, что ему следует делать. Так, например, если вы хотите узнать какое занятие ему нравится больше всего, не стоит показывать ему картинки с изображением 5 – 6 занятий одновременно. Покажите ему всего лишь 2 картинки и позвольте ему выбрать одну из них. Необходимо иметь достаточно материалов для работы, чтобы учащемуся не пришлось делиться ими с другими. создайте гибкий график занятий, максимально соответствующего потребностям детей с РАС. Особый режим пребывания в школе, препятствующий переутомлению ребенка, включает увеличение количества перемен и возможность организации коротких перерывов в течение урока. Введение карточек с просьбой о перерыве. Если у ребенка много эпизодов поведения, направленного на избегание выполнения заданий (крики, разбрасывание предметов, агрессивные проявления), целесообразно сформировать у него альтернативный навык – просить перерыв. Вначале ребенок может просить перерыв очень часто. Педагог каждый раз будет предоставлять ему возможность уйти на перерыв. Это позволит ребенку быстро научиться пользовать просьбами для перерыва и снизит частоту дезадаптивного поведения. Постепенно учитель будет вводить ограничение на количество пере-рывов во время урока. необходимо создание комфортной сенсорной среды: организацию особого освещения для детей с сенсорной гиперчувствительностью (чрезмерной чувствительностью); использование специальных материалов и оборудования (например, утяжеляющегожилетадлясозданиядавления, в котором ребенок испытывает особую потребность); возможность проведения части урока не на стуле, а на большом надувном мяче (фитболе) для гиперактивных детей с повышенной истощаемостью (это может снизить утомляемость и не допустить вспышки дезадаптивного поведения); необходимо создание особого речевого режима на занятиях: замедление педагогом темпа речи для упрощения переработки сенсорной информации и предотвращения сенсорной перегрузки у ребенка; Давайте учащемуся достаточно времени для осмысления вашего вопроса – обработка речи у детей с РАС может быть намного медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Старайтесь не использовать перефразирование – это может вызвать замешательство; необходимо использовать эхолалии как основное средство формирования навыков речевой коммуникации у аутичного ребенка. Это называется эхо-подсказка. Для этого нужно демонстрировать ребенку образцы речевых высказываний и стимулировать его к их повторению; необходимо учить поднимать руку, чтобы привлечь к себе внимание, ответить на вопрос; необходимо учить выполнять фронтальные инструкции; необходимо учить выполнять действия по очереди. Это навык, в котором требуется умение ждать, когда наступит очередь совершать действие. Ребенок должен понимать, когда он начинает выполнение своей части, и когда он должен закончить выполнение и передать право действия другому человеку. необходимо использовать социальные истории. Формы социального поведения объясняются ребенку в виде описания ситуации и положительного результата в случае правильного поведения ребенка. Основная цель – предоставить ученику информацию о том, как себя вести в различных социальных ситуациях и как взаимодействовать с другими людьми. Для составления социальных историй используются описательные, директивные, контролирующие и перспективные предложения; используйте видеомоделирование – это метод обучения, в котором используется видеозапись и демонстрационное оборудование, создающие визуальную модель желательного поведения или навыка. используйте базовое видеомоделирование подразумевает, что ребенок смотрит видео, на котором какой-то другой человек или персонаж мультфильма, но не сам ученик, выполняет требуемое действие или цепочку действий; необходимо использовать генерализация навыков путем: -Создания ситуаций, максимально приближенных к естественным. В ходе обучающих ситуаций учитель планирует и организовывает необходимые условия для отработки навыка; -Моделирования ситуаций, актуальных и доступных для конкретного ребенка. Формируемый навык должен быть в области потребностей ребенка. Использование часто встречающихся ситуаций обеспечивает многократность повторения определенных действий. Это очень значимо для накопления необходимого опыта; необходимо поддерживать самостоятельность. После того как навык сформирован, его внедряют в цепочку из ранее сформированных навыков. Включение нового навыка в привычную цепочку действий способствует самостоятельности в его использовании; необходимо формирование навыков комментирования. Для формирования умения комментировать специально моделируются ситуации, провоцирующие ребенка на высказывание; необходимо вводить ритуал. На каждом уроке учитель и другие специалисты составляют расписание: раскладывают картинки и фотографии с изображениями различных видов деятельности в определенной последовательности. После завершения каждого вида деятельности (задания), ставится отметка («галочка», «плюс» или «крестик») напротив соответствующего пункта расписания и дается комментарий: «назвали части тела»;«раскрасили человечков»; «приклеили карточки». продумана организация перемены. Известно, что организация свободного спонтанного общения со сверстниками для него более трудна, чем структурированная ситуация обучения, возможно среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком; Функциональный анализ поведения включает: наблюдение за пове-дением ребенка, запись результатов наблюдения и их анализ. Данный метод основан на модели A–B–C, где B – собственно по-ведение, A – предшествующие ему обстоятельства, С – последствия, то есть события, которые произошли сразу после поведения. Функци-ональный анализ поведения осуществляется при помощи специального бланка (форма ABC). Ребенок с РАС нуждается в мощном и постоянном подкреплении своей деятельности. Чтобы определить, какие подкрепления лучше подходят для учеников, учитель может предложить им выбрать из списка те из них, которые они предпочитают или посоветоваться с родителями каждого ребенка. Для разных учащихся подкрепления могут быть различными. Для некоторых детей с РАС чрезвычайно важны пищевые подкрепления (крекер, кусочек яблока, конфета), а другие дети к ним равнодушны. Подкрепление будет эффективным только в том случае, если оно значимо для этого конкретного ребенка. дает подсказку, чтобы ребенок попросил о помощи, если задание является трудным; как только ребенок попросил помощь, педагог сразу предоставляет ее (подкрепление); Если ребенок категорически отказывается выполнять задание, то учитель: игнорирует дезадаптивное поведение ребенка, направленное на из-бегание выполнения задания: продолжает настаивать на его выпол-нении, не снимая требований; использует все возможные способы, чтобы задание было выполнено; дает подкрепление ребенку, когда задание выполнено (любимое ре- бенком лакомство, предмет, деятельность, перерыв, похвалу и т.д.). |
Классным руководителям | проводить работу по подготовке к празднику. Одной из необходимых составляющих такого целостного ритуала школьной жизни, как известно, являются праздники. Существует мнение, что дети с аутизмом не любят праздников, в которых не видят смысла, и их лучше уберечь от скопления людей, шума и суеты. Однако праздник может доставить им, как и всем другим детям, радость и стать важным смысловым механизмом организации их поведения. Это возможно, если привлечение их к общим праздникам будет происходить постепенно, дозированно и осмысленно. Ребенка надо направленно готовить к каждому празднику, объясняя, почему и для чего все соберутся, что будет происходить и в какой последовательности, чем закончится, будут ли подарки или выступления других детей, кто придет в гости и т. д. На самом празднике у ребенка должен быть индивидуальный сопровождающий, помогающий сориентироваться и понять, что происходит, куда все идут, кого слушают, куда смотрят, чему смеются. Ему на ходу надо подсказывать, что происходит и что надо делать и, в случае необходимости, даже помочь выполнить нужные действия. Ребенок обычно сам дозирует впечатления, и, если в первый раз он просто заглянет и посмотрит, как все веселятся, этого будет вполне достаточно. Остальное можно проговорить с ребенком индивидуально, и у него создается полное впечатление участия в празднике. Этот опыт в следующий раз позволит ему остаться подольше, больше воспринять и быть спокойнее и активнее. |
Музыка «Весёлые нотки» | использовать программы музыкального воспитания, программы дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективный материал. Совместные занятия ребенка с учителем и музыкотерапевтом позволяют: во-первых, формировать навыки музыкальной помощи в общении, которое более всего на данный момент необходимо ребенку (тогда как в традиционной музыкотерапии польза от взаимоотношений, устанавливаемых терапевтом, зависит от возможности переноса их на других людей); во-вторых, учитель использует в классе ритмы и диалоги, проработанные в музыкальной комнате, и может брать их за основу при обучении в течение недели. Причина, по которой музыка становится помощником, объясняется тем, что она более гибкая, чем разговорный язык, особенно если используется в сочетании с движениями. использовать эвритмию. С помощью эвритмии до ребенка пытаются довести практическое понимание того, что и диалог, и взаимодействие возможны, и ввести его в состояние поддерживания. В процессе занятия ребенок сам формирует сильные личностные и доверительные связи со своим учителем, которые переносятся в класс и сохраняются в течение всей учебной недели. Лингвистические навыки устной или жестовой речи накладываются на те рамки, которые созданы этой предварительной работой и, как оказалось, обучение речи идет с большей гибкостью и социальным отзвуком, чем когда работают только по линии коррекции поведения. Звуковое повторение не является большой проблемой для аутичных детей, и они могут осуществлять перенос сформированных навыков более свободно. Необходимо подчеркнуть, что эвритмия является частью школьного учебного плана, как бы «проторяет путь» для обучения по другим дисциплинам, что, в свою очередь, формирует целостную систему школьной интеграции. Эвритмия пригодна для любого ребенка с аутизмом, внезависимости от тяжести нарушения или от интеллектуального уровня |
«Песочная терапия» | необходимо использовать песочную терапию, так как она способствует преодолению барьеров сенсорной дезинтеграции. Песочная терапия, помогает ребенку научиться правильно распознавать стимулы всеми органами чувств и адекватно их интерпретировать. Необходимо разработать программу индивидуального сопровождения с использованием методов песочной терапии при поддержке визуального расписания. Все задания при работе с песочным столом можно классифицировать следующим образом: — знакомство со световым столом для песочной анимации, наблюдение за работой специалиста; — «Отпечатки»; — пересыпания в разные емкости (с различной высоты, скоростью); — рисование кисточкой/пальцем на песке; — рисование без подсветки/с подсветкой; — «Сделай так» (повторение действий за специалистом); — добавление/смена музыкального сопровождения к рисованию на песке; — добавление/смена цветного песка; — разные способы рисования; — написание букв/цифр на песке; — дорожки и линии» — рисование различных фигур, линий на песке; — и другие. — и другие. Задания, применяемые при работе с использованием классической (юнгианской) песочницы, можно классифицировать следующим образом: — использование сухого/мокрого песка; — «Давай вместе» (повторение действий за специалистом); — использование сенсорных игрушек в песке (игрушки-массажеры, из различного материала, звуковые игрушки); — игры с фигурками животных/людей; — проигрывание диалогов; — и другие. Задания, применяемые при работе с использованием кинетического песка, можно классифицировать так: — знакомство с «живым» и кинетическим песком, наблюдение за игрой специалиста; — «Рассада» (использование овощей и фруктов, лопаты, граблей без тактильного взаимодействия с песком); — «Найди буквы (камушки, цифры, бусинки, животных и др.)»; — «Пекарня» (использование формочек в соответствии с темой заня- тия; сравнение формочек в песочнице с «живым» и кинетическим песком); — «Найденыши» (прячется различный по тактильным ощущениям материал); — «Железная дорога» (перемещение предмета/поезда по заданной линии в песке); — «Сделай так»; — «Домик крота»; — «Строим замок»; — «Море» (добавление воды, морской соли, кораблей из пенопласта, плавающего пластилина, ракушек и камней). Результаты По итогам контрольной диагностики было выявлено, что дети: — стали более усидчивыми и контактными; — быстро освоили программу действий на занятии; — хорошо осваивали визуальное расписание, любимая сенсорная игра всегда служила эффективным подкреплением; — более глубоко включались в процесс работы, нежели при работе за партой; партой; — обогатили собственный сенсорный опыт, преодолели сенсорные барьеры, развили проприоцептивные ощущения. |