ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ
НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Ключевые слова
- язык программирования
- программа
- алфавит
- служебные слова
- типы данных
- структура программы
- оператор присваивания
Языки программирования - это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами .
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
A, B, C, …, X Y, Z
Латинские строчные
буквы
a, b, c,…, x, y, z
Арабские цифры
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Специальные
символы
= и Начало или конец комментария * и * " width="640"
Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
Неделимые элементы
Знак операции
присваивания
: =
Знаки больше или равно,
меньше или равно
= и
Начало или конец
комментария
* и *
Словарь языка
Служебное слово языка Паскаль
Значение служебного слова
and
и
array
массив
begin
do
начало
выполнить
else
иначе
for
для
if
если
of
из
or
или
procedure
процедура
program
программа
repeat
повторять
then
то
to
до (увеличивая до)
until
до (до тех пор, пока)
var
переменная
while
пока
Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Правильные имена
Неправильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as - начинается с цифры
Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.
Простые типы данных
Название
Обозначение
Целочисленный
Вещественный
Допустимые значения
integer
real
Символьный
- 32 768… 32 768
Область памяти
2 байта со знаком
Строковый
=(2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38
char
логический
string
Произвольный символ алфавита
6 байтов
1 байт
Последовательность символов длиной меньше 255
boolean
1 байт на символ
True и False
1 байт
Типы величин
Структура программы на языке Паскаль
Структура программы
Служебное слово program
и имя программы
Заголовок программы
Описание констант( const ) и
описание переменных ( var )
Описание данных
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Описание действий
Раздел описания переменных
Имена переменных
var
i, j: integer
x: real
a: char
Вещественный тип
Целый тип
Символьный тип
Общий вид программы
program ;
const ;
var ;
begin
;
;
…
end .
Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
:=
Команда присваивания
Выполнение оператора присваивания
Процессор
10 + 5
a:=10;
b:=5;
s:=a+b
5
10
15
Оперативная память
b
s
a
10
5
Самое главное
Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля.
Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие.
В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить:
1) заголовок программы;
2) описание используемых данных;
3) описание действий по преобразованию данных (программный блок).
Общий вид программы :
program ;
const ;
var ;
begin
;
;
…
end.
Вопросы и задания
Запишите оператор для:
а) вычисления среднего арифметического переменных
x 1 и x 2 ;
б) уменьшения на единицу значения переменной k ;
в) увеличения на единицу значения переменной i ;
г) вычисления стоимости покупки, состоящей из
нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких
карандашей.
Запишите раздел описания переменных, необходимых
для вычисления:
а) значения функции y = x 2 ;
б) площади прямоугольника;
в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей
и такого же количества обложек;
г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей,
нескольких ручек и нескольких карандашей.
Каких требований следует придерживаться при выборе
имён для различных объектов в языке Паскаль?
Указывая название, обозначение, диапазон и
занимаемую область памяти, опишите известные вам
типы данных, используемые в языке Паскаль.
В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке
Паскаль?
Какую структуру имеет программа, записанная на языке
Паскаль?
Как записывается раздел описания переменных?
Опишите процесс выполнения операторов
присваивания:
a:=3
b:=4
a:=a+b
В честь кого назван язык программирования Паскаль?
Почему язык программирования Паскаль считается
универсальным?
Что входит в состав алфавита Паскаля?
Опорный конспект
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Структура
программы
Алфавит языка
Паскаль
Латинские прописные
буквы
Заголовок программы
Латинские строчные
буквы
Описание данных
Арабские цифры
Описание действий
Оператор присваивания: :=
Источники информации
- http://informatika.mksat.net/wp-content/uploads/2012/01/virt.jpg - Никлаус Вирт
- http://schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/1_17-60.htm - Никлаус Вирт (информация о деятельности)
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf - команда присваивания