№ | Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
2 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | § 3.1, вопросы 2-9; №10 (в) №12(в).или РТ 173(в) | Работа с дневниками |
3 | Анализ контрольной работы | Указывает на типичные ошибки в заданиях, предлагает еще раз решить задание, в которых были сделаны ошибки. Задание 5 У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера: 1. прибавь 1; 2. умножь на b (b — неизвестное натуральное число; b ≥ 2). Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Альфа — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 6 в число 82. Определите значение b. Задание №6. Ниже приведена программа. На каком языке она записана? Какая конструкция используется Назовите служебные слова при записи алгоритма с ветвлением? Что записывается после слова «если» После слова «то»? После слова «иначе»? Когда будет выполняться Д1? алг нач цел x, y ввод x ввод y если x100 и y то вывод ”YES” иначе вывод ”NO” все кон Было проведено 10 запусков, при которых в качестве значений переменных вводились следующие пары чисел: (230, 140), (90, 100), (210, 140), (200, 100), (140, 210), (70, 80), (110, 120), (130, 140), (180, 190), (80, 220) Сколько было запусков, при которых программа печатала «YES»? Закончили работу с заданиями. На каком языке записаны алгоритмы? Как вы думаете на каком языке должны быть записаны алгоритмы, что они были понятны всем? | Дети анализируют свои ошибки, исправляют их. Решают задания, предложенные учителем. По завершению выполнения заданий задают вопросы, если таковые остались. На алгоритмическом языке. На английском. |
4 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Что у меня за предметы в руках? Домашняя работа предполагала ответы на ряд вопросов. Что может быть общего у этих объектов? Почему вдруг заговорили о Б.Паскале? В каждой науке есть знаменательные события, известные изобретатели и исследователи. Швейцарский учёный, Никлаус Вирт, тоже был воодушевлен трудами Паскаля и назвал в честь него 1970 г. своё изобретение – язык Pascal. Как называется алгоритм, записанный с помощью этого языка? Декодируй информацию и узнай - соответственно – процесс разработки программы называется ….. А язык Pascal- языком …. Какая будет тема нашего урока? Поэтому тема нашего урока: Задачи урока: - познакомиться: -научиться: | Мозговой штурм Отвечают на вопрос: шприц, тачка, барометр. Блез Паскаль программа; программированием языком программирования Общие сведения о языке программирования Паскаль. (записывают тему урока) - с основами языка Паскаль, структурой программы на языке Паскаль - различать типы данных; - использовать команду присваивания |
| | На экране перед вами окно среды программирования PaskalABC.NET, он как чистый лист на котором писатель пишет свои строки, также и программиста можно назвать писателем. | Рассматривают окно Паскаля |
| Актуализация знаний. | Какие характеристики нужно нам знать о языке? | Ответы учеников 1 Алфавит 2 Синтаксис 3. Семантика |
5 | Первичное усвоение новых знаний. | Итак, начнём знакомство с общими сведениями о языке Паскаль. Работа с учебником печатной тетрадью -
Каков алфавит языка Паскаль? Демонстрирую слайд, в котором нужно вставить недостающую информацию | - читают учебник с. 107 работают в рабочей тетради № 168 выполняют задание, используя свои записи. |
| | -
Какие составные знаки можно использовать в программе? | с.107 Записывают в тетрадь |
| | -
В языке также существует некоторое количество различных цепочек символов, рассматриваемых как единые смысловые элементы с фиксированным значением. Такие цепочки символов называются служебными словами. -
Познакомимся с служебными словами языка Паскаль Выполните задание в РТ №169 | работают в рабочей тетради № 169 |
| | -
На каком языке записаны служебные слова языка Паскаль? | отвечают на вопрос на английском |
6 | Первичная проверка понимания | -
Для обозначения констант, переменных, программ и др. используют имена. Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания. | записывают в тетрадь, что может служить именем |
| -
Какие имена записаны правильно? -
Выпишите правильные имена | выполняют задание, выписывают правильные имена |
| -
В языке Паскаль используются различные типы данных. Мы будем пользоваться некоторыми из них- простыми. Используя информацию на слайде, выполните задание № 170 | выполняют задание в печатной тетради №170 |
7 | Углубление в тему + первичное закрепление. | Подробнее познакомимся с языком Паскаль. Всё познаётся в сравнении: сравним два языка. | Сравнивают две программы. |
| | Сейчас мы с вами рассмотрим, как с алгоритмического языка перевести на язык программирования. Что за сокращение алг? В левом столбике алгоритм деления, а на языке программирования Паскаль, оно звучит так Program Division; а цел? Да это целые числа, которые в Паскале написаны так: начинается все с служебного слова var: a,b,c,d,m,n: integer; Нач это? Правильно начало в Паскале начинается со служебного слова Begin, далее пошагово разберем ввод a,b,c,d описывает readln(a,b,c,d); далее m:= a*d описывается также как и на алгоритмическом языке. Следующий шаг n:= в*с также описывается. Вывод m, n описывается write(m, n); Кон это? Правильно конец, и он описывается служебным словом end точка обязательно. | Изучают информацию на слайде и отвечают на вопросы. анализируют, называют сходство и отличия. |
| | Что будет входить в структуру программы? | Выдвигают гипотезы |
| | Давайте познакомимся с общим видом программы. Выполним № 171 | выполняют № 171 |
| | В программном блоке присутствует слово «оператор». Операторы - языковые конструкции, с помощью которых в программах записываются действия, выполняемые над данными в процессе решения программы. Операторы разделяются ; Рассмотрим оператор присваивания. Как записывается оператор присваивания? | := фронтальная работа с ЭОР смотрят Демо, выполняют задания и проверяют взаимопроверкой. |
| | Поработаем в роли экспертов. Давайте проверим программу на наличие ошибок. | Ищут ошибки в готовой программе. |
8 | Практикум | Переведите готовый алгоритм с алгоритмического языка на язык программирования Паскаль. Подчеркните одной линий служебные слова, типы данных, составные знаки. Выполните задание на карточке. | Работают в карточках. Самостоятельно переводят алгоритм, подчёркивают. Поочерёдно выходят к доске и записывают свой вариант перевода. Совместно проверяем программу. Сравнивают свой перевод с переводом на доске. |
9 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Пройдите за компьютеры и выполните тематический тест к параграфу. Выполняя тест за компьютером, перенесите свои ответы в бумажный вариант теста, лежащий на ваших рабочих местах. На бумажном варианте напишите свою фамилию и заполните таблицу внизу, после завершения электронного теста. | Выполняют тест за компьютером, заполняют бумажный аналог теста, сдают бумажный аналог учителю. |
Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? | |