СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общее представление об одаренности. Виды одаренности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит в себе информацию относительно общего представления об одаренности и о  виды одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Общее представление об одаренности. Виды одаренности.»

Общее представление об одаренности. Виды одаренности 

Основным определением одаренности выступает определение, данное авторами «Рабочей концепции одаренности», как «системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».  Похожее, но более конкретизированное определение одаренности, представил В. Панов: « Одаренность – это всегда системное качество, в котором в индивидуально-своеобразной форме взаимосвязано развиваются и познавательная, и эмоциональная, и личностная, и иные сферы психики данного человека и которое создает его предрасположенность к достижению высоких и сверхвысоких результатов в выполняемой им деятельности по сравнению с представителями своей возрастной или социальной группы».

В понятии «одаренности» необходимо учитывать также и биологическую составляющую. Так, по мнению А.И. Савенкова, «одаренность представляет собой сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды», а Ю.З. Гильбух считает, что «одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием, как природных задатков,  так и благоприятных условий воспитания. На такую составляющую указывает и Н.С. Лейтес: «одаренность – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития».

В целом, необходимо отметить, что развитие понятия «одаренности» будет происходить и в дальнейшем, что связано в большей степени описательным характером определения (включены  признаки проявления, но не признаки природы явления). Дополнительно, в виду неоднозначности проявления одаренности у детей в возрастном плане (сегодня – вундеркинд, а завтра – обыкновенный ребенок), нам необходимо использовать понятие  «ребенок с признаками одаренности» вместо понятия «одаренный» ребенок.

В психологической и педагогической практике различают общие и специальные признаки одаренности. Б.М. Теплов уточнил ряд моментов в соотношениях общего и специального в понятиях «одаренности»: «Было бы более точным говорить не об  общей и специальной одаренности, а об общих и специальных моментах в одаренности... Решительно во всякой одаренности есть и общее, и особенное». По мнению В.Д. Шадрикова ребенок изначально наделен общими способностями, специальные же способности – это общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.

Здесь, также, уместно определиться и в отношениях понятий «одаренность», «талант» и «гениальность». Думается, что одаренность включает в себя и талант, и гениальность, как степени или уровни проявления (практический выход) одаренности. Так талант представляется как высокий уровень (или степень) развития одаренности, результатом деятельности которого отмечается оригинальностью, принципиальной новизной (творческим подходом). А гениальность – как высшая степень творческой одаренности, выражающаяся в продукте, имеющим историческое значение для жизни общества.

Признаки одаренности представляют собой «особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены  на уровне наблюдения за характером его действий». Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка (таблица 1):

-         инструментальный (характеристика способов его деятельности);

-         мотивационный (характеристика отношений ребенка к той или иной стороне действительности).

 

Общие признаки одаренности

Таблица 1

Инструментальный аспект поведения

Признаки

Свойства

специфические стратегии деятельности

-быстрое освоение деятельности, высокая успешность ее выполнения;

-использование и изобретение новых способов деятельности;

-наличие и выдвижения новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом

качественно своеобразный индивидуальный стиль деятельности

когнитивные стили - индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (ее восприятия (зрительный опыт или внутренний опыт), анализа (быстрое или медленное решение), оценивания (обращение внимания на детали или сходства, упрощение или усложнение));

интеллектуальные стили – индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем. Различают:

-законодательный стиль - работа в своей собственной системе идей (ученый, писатель и т.д.);

-исполнительный стиль – работа в рамках правил (адвокат, военный, бухгалтер и т.д.);

- оценочный стиль – работа в минимуме собственных правил (судья, консультант и т.д.).

эпистомологические стили – индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему. Различают:

- эмпирический стиль, выражающийся через перцептивные способности и непосредственное восприятие;

- рационалистический стиль, выражающийся через определенные понятийные схемы и эмоциональную независимость;

- метафорический стиль как склонности к максимальному разнообразию впечатлений через эмоциональную стабильность и символические способности.

 

Высокая структурированность знаний

 

Особый тип обучаемости

-         легкость обучения;

-         резкие изменения структуры знаний

Мотивационный аспект поведения

Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности, сопровождающаяся переживанием чувства удовольствия

 

Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям

 

Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом

 

Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности

 

Предпочтение противоречивой и неопределенной информации

 

Высокая критичность к результатам собственного труда

 

Склонность ставить сверхтрудные цели

 

Стремление к совершенству

 

 

Одаренность подразделяется на виды (приобретает специальные признаки) в соответствии с критерием вида деятельности (таблица 2).

Виды деятельности и виды одаренности

                                                                                  Таблица 2

№ п/п

Виды деятельности

Виды одаренности

1.

Практическая

-         к ремеслам;

-         спортивная;

-         организационная.

2.

Познавательная

-         интеллектуальная различных видов

3.

Художественно-эстетическая

-         хореографическая;

-         сценическая;

-         литературно-поэтическая;

-         изобразительная;

-         музыкальная

4.

Коммуникативная

-         лидерская

5.

Духовно-ценностная

-         нравственная

 

Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Необходимо отметить, что «творческая» одаренность рассматривается как характеристика преобразования и развития при высоком уровне выполнения любой деятельности, т.е. для любого вида одаренности присущ творческий подход.

При рассматривании видов одаренности необходимо также учитывать их широту проявления в различных видах деятельности.

Выделяют:

-         общую одаренность, психологическим ядром которой являются умственные способности;

-         специальную одаренность, обнаруживающую себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

При учете «особенностей возрастного развития» одаренность можно дифференцировать как  раннюю (например, вундеркинды) и как позднюю (например, мудрые).

По критерию «форма проявления» выделяют одаренность:

-         явную, которая проявляется в деятельности ребенка отчетливо;

-         скрытую, которая проявляется в деятельности ребенка в замаскированной форме. Одна из возможных причин возникновения скрытых форм одаренности является неблагополучное социальное окружение ребенка.

Также в  психолого-педагогической практике различают «степень сформированности одаренности», которая проявляется в виде:

-         актуальной одаренности (ребенок проявляет себя в более высоком уровне деятельности в конкретной предметной области по сравнению со сверстниками);

-         потенциальной одаренности (ребенок не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности).

Специальные признаки одаренности

Одаренность к ремеслам или «практическая» одаренность, как «знание своих сильных и слабых сторон, способность использовать эти знания»,  предполагает в своей психологической характеристике наличие таких признаков как:

более точная наблюдательность и внимание к отдельным и частным деталям;

умение использовать для разрешения конкретной проблемы то особенное и единственное, присущее этой проблеме;

умение быстро переходить от размышления к действию и обратно;

выделение существенного элемента конкретной ситуации;

при изменении практической ситуации способность быстро находить новые решения;

способность к риску, решительность;

учет всех деталей конкретной ситуации;

способность предвидения.

Спортивная (психомоторная) одаренность  в большей степени зависит от характера спортивной деятельности, например, от индивидуальных или коллективных (игровых) видов спортивных дисциплин. Индивидуальные виды спорта (например, спортивная или художественная гимнастика) требуют от спортсмена  таких психомоторных качеств как выносливость, точность исполнения, телесная гибкость, сила и т.д., тогда как в игровых видах спорта (например, хоккей, футбол и т.д.) от спортсмена требуется скорость реагирования на ситуацию, умение мгновенно принимать правильное решение, выносливость и т.д. В  целом, для каждого выдающего спортсмена характерны такие личностные качества как воля к победе, способность максимальной самоотдачи, стремление постоянного самосовершенствования.

В рамках школьного обучения спортивная одаренность у ребенка проявляется, если он:

-              энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

-              любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

-              часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

-              бывает быстрее всех  в классе;

-              движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

-              любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

-               предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

-    физически выносливее сверстников.

Организационная или лидерская одаренность - большинство исследователей  относят к социальной одаренности, которая понимается как исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Легкость установления и высокое качество межличностных отношений предполагает появление лидерской одаренности. Для лидеров и организаторов предполагается ряд характерных признаков:

Умственное развитие выше среднего уровня;

Хорошее понимание цели и направление организованного движения;

Умение принимать приемлемое для большинства в конкретной ситуации решения;

Ситуационная гибкость;

Чувство ответственности за принимаемые решения;

Уверенность в себе и знания себя;

Настойчивость в достижении цели;

Терпимость в работе с людьми;

Трудолюбие и энтузиазм в процессе решения проблем;

Умение ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

Способность планировать  будущее и понимание временных ограничений;

В целом, физически привлекательны и аккуратны во внешнем облике;

Являются арбитрами в спорах, их принимает большинство людей, которые их знают;

 Отношение со сверстниками и старшими как с равными, не переносят неискренние и покровительственные отношения;

 Поведение носит открытый характер;

Не бояться выражать свои чувства по факту;

Поддерживают длительные взаимоотношения с знакомыми людьми;

Являются стимуляторами творческого продуктивного поведения других людей;

 Энергично справляются с любыми социальными ситуациями.

В рамках школьного обучения, помимо вышеперечисленных, характерных признаков, лидерская одаренность проявляется у ребенка, если он:

инициативен и легок в общении с одноклассниками и учителями;

сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим;

улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения;

хорошо понимает недосказанное.

М.А. Холодная  с позиций проявления интеллектуальной одаренности (состояние индивидуальных психологических ресурсов (умственных), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности) выделяет несколько типов интеллектуального поведения:

лица с высоким уровнем «общего» интеллекта, имеющие показатели коэффициента интеллекта больше 135-140 единиц (сообразительные);

лица с высоким уровнем академической успешности в виде показателей учебных достижений (блестящие ученики);

лица с высоким уровнем развития дивергентных способностей (креативы);

лица с высокой успешностью в выполнении тех или иных конкретных видов деятельности, имеющие значительный практический опыт работы в соответствующей предметной области (компетентные);

лица с интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно новых формах ( талантливые);

лица с высоким уровнем интеллектуальных возможностей, связанных с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей (мудрые).

Длительные исследования Л. Термена (на протяжении более 50 лет) 1500 «сообразительных» учащихся показали, что никто из них не стал в своей профессиональной области выдающейся творческой личностью, и более того, 15% ребят в своей взрослой жизни имели низкую зарплату. Было также показано, что «сообразительные» учащиеся могут иметь произвольные показатели творческого подхода (от высоких до самых низких оценок). В плане же решения тестовых заданий такие учащиеся при высоком уровне тревожности выполняют их более успешно, чем  «обыкновенные» учащиеся. М.А. Холодная  предполагает, что в случае высокого уровня развития переработки информации с целью получения единственно возможного ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации (конвергентные способности) изменяется сам тип организации интеллектуальной деятельности. «Сообразительные» учащиеся как бы становятся «профессионалами» по решению самых разнообразных тестовых заданий.

В области исследования «блестящих учеников» (академическая одаренность) показано, что дети,  успешные в учебной деятельности, в большинстве случаев могут быть отнесены к одаренным. Но с другой стороны, по-видимому, надо помнить, что некоторым одаренным ученикам требования традиционной системы школьного образования могут не подходить. О таком несоответствии свидетельствуют биографические данные ряда выдающихся личностей, которые в школе имели репутацию слабых учеников (Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, В. Скотт, У. Черчилль, Т. Эдисон, Ю. Либих).

                 В учебной деятельности интеллектуальная одаренность у ребенка может проявляться тогда, когда он:

-         хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

-         обладает хорошей памятью;

-         легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;

-         задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

-         любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;

-         обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

-         гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);

-         обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

                 Например, структура математических способностей, по мнению Крутецкого В.А., выглядит  как:

                 1. Получение математической информации (способность к формализированному восприятию математического материала, схватывание формальной структуры задачи);

            Переработка математической информации (способности к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий, свертыванию процесса математических рассуждений, мыслить свернутыми структурами. При этом отмечается, что мыслительные процессы должны быть гибкими и обратимыми. В математических рассуждениях присутствует стремление к ясности и простоте решений);

                 3. Хранение математической информации (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач);

4. Математическая направленность ума.

Очевидно, что ни «сообразительные», ни «блестящие» и тем более «креативные» ученики не являются в полной мере интеллектуально одаренными. Такое положение связано с тем, что в их взрослой дальнейшей жизни они не проявляют в полной мере свои способности и не добиваются каких-то выдающихся практических успехов. Понимание данного обстоятельства привело к появлению концепции одаренности (человеческого потенциала) Дж. Рензулли. Он выделяет три «составные части» одаренности. Среди них:

интеллектуальные способности выше среднего уровня, в том числе общие способности (словесные, пространственные, символические, абстрактно-логические, пространственные и т.д.) и специальные способности (возможности усвоения знаний и навыков в конкретных предметных областях – химии, биологии, балете и т.д.);

 креативность (гибкость и оригинальность мышления);

высокая мотивационная включенность в задачу (устойчивый интерес, высокий уровень увлеченности, настойчивость и терпение в решении проблем).Мотивация – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности. Мотивы учения можно классифицировать как:

3.1. Мотивы (содержательные), заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямыми продуктами, такими как:

-         содержанием – стремлением узнать новые факты, проникнуть в суть явлений;

-         процессом – увлекает сам процесс обучения (мастерство педагога).

3.2.         Социальные мотивы:

-         общественно ценные – мотивы долга, ответственности и чести;

-         узколичные – мотивы самоутверждения, самоопределения и самосовершенствования.

3.3.         Мотивы избегания неприятностей.

Если у ребенка  в учебной деятельности отсутствуют содержательные мотивы, то его нельзя относить к  детям с признаками одаренности.

Интеллектуальная одаренность – это место пересечения трех указанных факторов. Преобладание одного из факторов над другими приводит к торможению развития одаренности.

По поводу «компетентных», «талантливых» и «мудрых» лиц М.А. Холодная предполагает характеристики уже состоявшихся в практическом плане людей, и их рассмотрение выходит за рамки нашего пособия.

При анализе художественно-эстетического вида деятельности принято, что общие признаки одаренности присущи всем соответствующим видам одаренности, тогда как проявление специальных признаков одаренности зависят от конкретных видов искусства.

Общие признаки одаренности художественно-эстетического вида деятельности:

Особое отношение к миру.

Психологической основой художественно-эстетического вида деятельности является особое отношение человека к миру, представляющее собой преодоление раздельности человека и мира, свое видение и чувство единства и уникальности всех предметов и явлений в мире. То есть, весь мир – «его мир», всякий предмет – «говорящий» предмет.

Потребность в художественном творчестве, которая представляет собой невозможность молчать и бездействовать, «внутреннее» требование запечатлеть в творческом акте неповторимость и ценность этого бытия.

Наличие эстетической позиции - решение не только своих личных задач, но и задач, общих для всего искусства.

Способность создавать художественный образ, процесс формирования которого заключается в переводе внутреннего содержания замысла во внешний план с его последующим автономным существованием.

Наличие художественного воображения, которое определяет специфику и направленность художественного произведения, формирует художественный образ через свободное и гибкое обращение с богатым авторским запасом впечатлений от окружающего мира.

Специальные признаки одаренности:

Чтобы художественный образ получил полное материальное воплощение и оказался адекватным работе воображения необходимо достаточно полное овладение средствами конкретных видов искусств через развитие соответствующих специальных способностей.

В литературной одаренности должны быть развиты такие специальные способности,  как:

-         особая чуткость к слову, приводящая к умению различать оттенки его значений;

-         запоминание и наличие большого словарного запаса;

-         перевод зрительных впечатлений в насыщенное словесное описание;

-         высокая обучаемость и самообучаемость в правилах написания текстов.

В плане наблюдения за будущим «гением литературы» можно заметить, что такой ученик:

-         любит писать и сочинять рассказы и стихи;

-         может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

-         рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

-         придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

-         выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

-         умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

-         склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

-         умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

В сфере артистической одаренности одаренный ребенок:

-         легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

-         интересуется актерской игрой;

-          меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

-         разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

-         склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

-         стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

-         с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

-         любит игры – драматизации.

     У ребенка предпосылки вида изобразительной одаренности проявляют себя через:

-         глубокое сопричастие всему в мире;

-         открытие самоценной внутренней жизни вещей;

-         готовность относится ко всему как живому;

-         острую эмоциональную отзывчивость на все, что непосредственно познаваемо чувствами;

-         эмоциональное восприятие цвета;

-         воображение – способности создать чувственный зрительный образ, адекватно и выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание, делающий невидимое видимым;

-         различение цветов добра и зла;

-         целостное цветовое решение;

-         отсутствие цветовых стереотипов;

-         выразительность в цветовых решениях, композиции, характера линий или мазка.

-         преодоление разрыва между замыслом и воплощением путем постоянной работы над изобразительной техникой.

При наблюдении за работой будущего художника можно заметить, что у него в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций. Одаренный ребенок:

- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;

-         способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

-         любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

-         охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);

-         обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

-         любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

-         может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

В музыкальной одаренности (высшее и крайне индивидуализированное проявление музыкальных способностей) специальными признаками одаренности выступают:

-         блестящий музыкальный слух;

-         феноменальная музыкальная память;

-         высокая музыкальная обучаемость и самообучаемость;

-         титаническая работоспособность в плане овладения техникой игры на музыкальном инструменте;

-         прекрасно скоординированный двигательный «аппарат».

В плане наблюдения за будущим « музыкальным гением» можно заметить, что такой ученик:

-         проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

-         чутко реагирует на характер и настроение музыки;

-         хорошо поет;

-         вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

-         любит музыкальные записи;

-         стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

-         хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

-         в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

-         сочиняет собственные оригинальные мелодии.

В рамках исследования нравственной одаренности наметились два основных подходов Ж. Пиаже  и Л. Колберга. Оба подхода сосредотачивают внимание на изменениях нравственных позиций, происходящих в детские годы, и достаточно близки в их оценках. Так, Ж. Пиаже пришел к выводу о существовании двух стадий нравственного развития:

-         стадия нравственного реализма, где правила предписываются некоторыми авторитетами и поэтому являются незыблемыми, абсолютными и нерушимыми. Справедливость занимает подчиненное положение по отношению к авторитету взрослого. На этой стадии действия оцениваются более по их последствиям, а не по намерениям их совершившего;

-         стадия нравственного релятивизма, появляющаяся в возрасте 10-11 лет, в рамках которого формируются нравственные нормы как продукт сотрудничества, взаимодействия и обоюдного согласия на основе понимания, что у всех равные права на справедливое и уважительное отношения. Переход между двумя стадиями обусловлен уменьшением эгоцентризма, развитием ролевых навыков и способности рассмотрения ситуации с позиции другого человека.

Л. Колберг предлагал детям серию нравственных дилемм и просил их разрешить, обосновывая свои суждения. В результате анализа ответов Л. Колберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых в свою очередь делится на две стадии:

-         уровень 1 – доконвенциональный – оценка действий преимущественно по их последствиям. На первой стадии – нравственная позиция формируется с точки зрения соблюдения норм с целью избежания наказания, на второй стадии – начинают формироваться элементарные представления о взаимности (ты мне, я тебе) с основной ориентацией на эгоцентризм и конкретность ситуации;

-         уровень 2  - конвенциональный – на первый план выходит межличностное взаимодействие и социальные ценности. На первой стадии усиленно подчеркивается необходимость «быть хорошим в собственных глазах и в глазах других», ребенок стремится к получению одобрения за свое «хорошее поведение», на второй стадии – ребенок, помимо соблюдения социальных норм, стремится обосновать и оправдать эти нормы;

-         уровень 3 – постоконвенциональный – нравственные суждения основаны на обобщенных, абстрактных принципах, которые рассматриваются как справедливые по существу. На первой стадии – индивид по собственной воле следует социальному порядку и входит в соглашение с обществом, гарантирующее справедливое распределение свобод и прав, а также их охрану, на второй стадии – сдвиг в сторону абстрактных, универсальных и не связанных с какой-либо конкретной социальной группой нравственных принципов.

Л. Колберг выдвинул гипотезу, что развитие нравственных суждений связано с формированием когнитивных навыков, что действительно подтверждается рядом длительных исследований формирования формально-операционального мышления. Зрелость нравственных суждений также положительно связана с уровнем и качеством формального образования, интересом к искусству и гуманитарным наукам, принятием на себя жизненных обстоятельств, искренними, доверительными отношениями с другими людьми (Rest, 1986).

Необходимо отметить, что нравственно одаренные дети при вышеуказанных обстоятельствах формируются (вторая стадия третьего уровня) в возрасте 15-16 лет.

По мнению Э. Виннер  в целом одаренные дети характеризуются тремя основными признаками:

-         демонстрацией ранней зрелости;

-         в их собственном понимании последовательным поведением, собственным и самостоятельным обучением;

-         внутренней мотивированной неуемной жаждой знаний, повышенным интересом, высокой концентрацией внимания и желанием понять все до конца.

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!