СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественное и индивидуальное сознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Общественное и индивидуальное сознание.

Вид учебного занятия: лекция

Цель занятия: познакомиться с особенностями сознания.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть сущность, структуру и формы общественного сознания, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки. Формировать непримиримое отношение к наркомании и алкоголизму.

Методы: проблемного обучения, работа с презентацией и видеофрагментом. 

Просмотр содержимого документа
«Общественное и индивидуальное сознание.»

План учебного занятия № 37

Тема: Общественное и индивидуальное сознание.

Вид учебного занятия: лекция

Цель занятия: познакомиться с особенностями сознания.

Задачи:

Образовательная: рассмотреть сущность, структуру и формы общественного сознания, взаимосвязь общественного и индивидуального сознания.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах.

Воспитывающая: воспитание ответственности за свои поступки. Формировать непримиримое отношение к наркомании и алкоголизму.

Методы: проблемного обучения, работа с презентацией и видеофрагментом.

Межпредметные связи:

История.

Обеспечение занятия:

Презентация «Общественное и индивидуальное сознание», видео «Опасность наркомании, алкоголизма».

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: отличительные особенности человека от животного, определения «человек, индивид, личность».

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации представленной в разных знаковых системах, характеризовать основные социальные объекты.


Содержательный аспект занятия:


Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.


Мотивация:

Может ли сообщество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?

Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.


Целеполагание: определить особенности сознания человека.


Актуализация: (устный опрос)

  • Сформулируйте определение понятиям: «человек», «индивид», «личность»;

  • Определите отличительные черты человека от животного.

Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

  1. Общественное и индивидуальное сознание.

  2. Социализация индивида.

  3. Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность.


1. Общественное и индивидуальное сознание.

Объяснение материала с использованием презентации (лекция-визуализация с элементами беседы).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Конспект материала слайдов.

2. Социализация индивида.

Объяснение материала с использованием презентации (лекция-визуализация с элементами беседы).

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос - 5 минут.

Конспект материала слайдов.



3. Правомерное поведение как жизненный ориентир и ценность.

Эвристическая беседа о роли и значении правомерного поведения в жизни общества; и главной ценностью и жизненным ориентиром всего человечества.


Просмотр видео о вреде алкоголизма и наркомании.

Беседа обучающихся.

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: Вопросы по видео. Внеаудиторная работа: «Ценности и нормы» (1) таблица.


Преподаватель И.В. Атаманчук

Общественное и индивидуальное сознание.


Сущность и особенности общественного сознания


Одной из категорий, характеризующих жизнь общества, является категория общественного сознания. При этом среди учёных нет единства в отношении этой категории. Проблема связана с различным пониманием исходного понятия – сознание.

Большинство представителей классической философии разделяли представление о сознании как тождественном понятию «знание». Всё, что мы знаем, - это сознание, и всё, что осознаём, - знание.

Вместе с тем современная психология столкнулась с тем, что далеко не всё, что относится к знанию, осознаётся. Знания – это не только то, что я знаю, но о чём в данный момент не думаю и потому не сознаю, но и то, что я могу легко сделать достоянием своего знания, например, припомнить моё знание теоремы Пифагора, фактов моей биографии и т. д.

Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определённый объект. Суть этого заключается в следующем: человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания.

Наиболее широко распространено в философии и психологии понимание сознания как самосознания, самоотчёта. Оно связано с теорией английского философа Дж. Локка (1632-1704) о двух источниках знания: ощущениях, связанных с внешним миром, и рефлексии как наблюдении ума за собственной деятельностью. Последняя, по Локку, и есть сознание. Сознание при таком понимании выступает как специфическая реальность, особый внутренний мир, который субъект познаёт. Способом познания является самовосприятие, которое может проявляться в форме самонаблюдения.

Ещё одной точкой зрения на сущность сознания являлось понимание его как совокупности идей – индивидуальных или коллективных. Именно в этом значении употребляли термин «сознание» Г. Гегель и К. Маркс (1818-1883), говоря об общественном сознании, классовом сознании. Понятие общественного сознания нашло широкое применение в философии марксизма.

Развитие философского знания способствовало расширению понимания общественного сознания как целостного и сложного духовного явления. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания, а также отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социальной общностью закрепилась характеристика определённых качеств.

Формирование общественного сознания есть сложный процесс, в котором проявляется сильное влияние двух факторов.

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного, возвышенного. С другой – необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на всё общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии и общественные движения и организации.

Следует отметить, что хотя общественные идеи и другие элементы общественного сознания носят нематериальный характер, однако они функционируют в обществе, влияют на сознание отдельных людей, групп, объединений при помощи различных знаковых систем.

Учёные признают относительный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью, живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей, их поступках. Они могут сохраняться даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений, на базе которых они возникли. Бывает это потому, что изменение взглядов, убеждений людей происходит не сразу, как только изменяется, например, экономическое бытие или политические отношения. Сознание людей, их идеи, взгляды отстают от общественного бытия и могут в течение определённого времени не соответствовать ему. В случае такого отставания речь идёт либо о так называемых пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, как вам известно, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад» Фирса, который просто называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Подобные прогнозы социалистов-утопистов известны вам из курса истории.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни старого общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это воздействие проявляется не само по себе, а через деятельность людей. При этом действия людей могут оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Это происходит потому, что в любом обществе имеются разные идеи – новые и старые, передовые и консервативные; такое положение, безусловно, сказывается на состоянии общественного сознания.


Структура общественного сознания


Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Одним из таких оснований может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах. Каждая из этих форм общественного сознания имеет свою специфику, по-своему отражает сложность общественного бытия, отдельные его стороны, процессы жизни общества, имеет своё общественное назначение и свои функции.

Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

Мораль включает нравственные принципы общества, нормы поведения (которые сформировались в том числе под воздействием религиозных верований), способы формирования у человека нравственных чувств.

Искусство формирует в обществе эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному, стимулирует создание и сохранение его.

Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями, правильным пониманием действительности, процессов, событий, занимается накоплением фактов и их теоретическим объяснением, вооружает людей научными гипотезами и т. д.

Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль, оказывающую влияние на общественную мораль.


Общественная психология и идеология


Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например, комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века. Разумеется, в социально-психологических комплексах разных социальных групп в каждой стране имеются и общие черты, связанные с её историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем.

Идеология в широком смысле слова – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная», в отличие от возрастной, профессиональной и т. п., то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку нет идеологии индивидуальной, она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в ещё одном, более узком смысле – как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая её коренные интересы.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности «особо уполномоченных» представителей данной социальной группы – её идеологов.

Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассмотреть как соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый уровень сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из неё синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразную основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений. (Более подробно, что такое идеология, мы рассмотрим в следующем параграфе.)

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия обыденное сознание и массовое сознание. Как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания. Об обыденном сознании обычно ведут речь, когда оно не поднимается до теоретических обобщений. О массовом сознании – когда говорят о степени его распространённости в обществе.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, чётко проследить, как общественные настроения ведут к вызреванию социальных революций. Точно также существуют психологические факторы, которые позволяют стабилизировать общество после радикальных перемен. Так, анализируя процесс перехода от рабовладения к феодализму, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что «рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило своё ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй ещё не мог быть основной формой общественного производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 21. – С. 149). Отношение к рабству в данном случае характеризует именно психологический момент, который оказывает влияние на формирование отношений в обществе.


Индивидуальное и общественное сознание


Рассмотрев сущность и структуру общественного сознания, обратимся к проблеме его соотношения с сознанием отдельной личности.

И общественное, и личное сознание – продукт духовной деятельности, синоним духовной культуры. В этом смысле говорят об их единстве. Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие.

Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, значение социальной силы, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием, общим правилом или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли. Так, выдвинутая в определённых условиях идея общественного договора или идея разделения властей не утратила авторства, но стала важной частью общественного сознания.

Однако общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берёт, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. Это зависит от глубины и социальной значимости духовной деятельности данной личности, от потребности духа времени в её творчестве.

В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания без разбора. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) вбирает в себя существующие в общественном сознании элементы, по-разному может влиять на общественное сознание.

Судьба таких исторических личностей, как Дж. Бруно, Г. Галилей, Жанна д'Арк, судьбы многих наших современников свидетельствуют о наличии противоречия между личным и общественным сознанием, между принятой в обществе системой духовных принципов и идеями отдельных граждан того или иного общества. Вместе с тем, преодолевая сопротивление времени, личности, опережающие свою эпоху, вносят свой вклад в развитие общественного сознания.

Подобно тому как общественное сознание не сводится к количественной сумме индивидуальных сознаний, а проявляется в качественно новом виде – по-особому организованная идеально-объективная действительность, так и индивидуальное сознание не является точным слепком с общественного сознания. Человек вступает в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее ему сознание есть реальность, с которой приходится считаться. Личное сознание представляет собой аккумулированный опыт. Человек, индивид может ощущать свою связь с историей своей семьи, страны, своего народа. Каждое индивидуальное сознание имеет собственные источники развития, поэтому каждая личность уникальна, несмотря на единство интегрирующей её человеческой культуры.

Наряду с индивидуальным и общественным сознанием духовную жизнь общества отражает и массовое сознание. Этим понятием принято определять такой тип общественного сознания, широкую совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определённые стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс.

Состояние массового общественного сознания, которое отражает отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности, называют общественным мнением. Можно сказать, что общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех. Любопытное высказывание о существе общественного мнения принадлежит французскому философу и социологу Ж. Бурдо (1848-1928), называвшему общественное мнение социальной силой, которая, получая внешнее воплощение через осознание самой себя, вытекает из «сходства суждений, вынесенных большинством индивидов по поводу некоторого вопроса». В современном мире общественное сознание активно изучается, ему уделяют внимание политики, стремясь добиться признания и поддержки в обществе. А руководитель Американского института общественного мнения Джордж Гэллап утверждает, что «общественное мнение – это просто данные социологических исследований». Разумеется, последнее высказывание можно назвать парадоксальным преувеличением, однако в нём есть доля истины, поскольку в формировании общественного мнения выделяют следующие этапы: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, возникновение общей точки зрения и единой позиции. Многие явления социальной жизни сначала вызывают удивление, потом оживлённые дискуссии, затем кажутся настолько привычными, что спорить о них просто глупо. Так было, например, с идеей отмены рабства в Америке или крепостного права в России. (Вы и сами можете продолжить этот ряд примеров.)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!