СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обществознание, 10, профильный класс. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Свобода и необходимость в человеческой деятельности" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Обществознание, 10, профильный класс. Свобода и необходимость в человеческой деятельности»

Обществознание, профильный уровень Урок 38-40 СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА  / Свобода в деятельности человека / Д.З: § 16, ?? (с.163), задания (с.163-165), повторить § 7-16 по ?? (с.166-168)  © А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Урок 38-40

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА / Свобода в деятельности человека /

Д.З: § 16, ?? (с.163), задания (с.163-165),

повторить § 7-16 по ?? (с.166-168)

© А.И. Колмаков

 способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества;  развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;  способствовать выработке научной позиции учащихся.
  • способствовать формированию понимания свободы и меры ответственности в развитии человека и общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.
Универсальные учебные действия Знать:  роль свободы и необходимость в человеческой деятельности, соотносить понятия «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора Уметь:  участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Универсальные учебные действия

  • Знать: роль свободы и необходимость в человеческой деятельности, соотносить понятия «свобода» и «произвол», «свобода» и «ответственность», обсуждать проблему выбора
  • Уметь: участвовать в дискуссии, работать с документами, выступать публично, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
 свобода;  свобода выбора;  необходимость;  ответственность;  свободное общество;  деиндивидуализация;  предопределение
  • свобода;
  • свобода выбора;
  • необходимость;
  • ответственность;
  • свободное общество;
  • деиндивидуализация;
  • предопределение
Изучение нового материала Почему невозможна абсолютная свобода. Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. «Свобода от» или «свобода для». Что такое свободное общество. Вспомните. В чём выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?

Изучение нового материала

  • Почему невозможна абсолютная свобода.
  • Свобода как познанная необходимость.
  • Свобода и ответственность.
  • «Свобода от» или «свобода для».
  • Что такое свободное общество.

Вспомните. В чём выражается необходимость в природе? Что означал лозунг свободы в годы Великой французской революции?

СВОБОДА Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков Проблема свободы связана  со спецификой человеческой истории Для человека родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания

СВОБОДА

Способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать его в зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков

Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории

Для человека

родоплеменного общества быть свободным – значит, принадлежать к роду, племени, быть своим

Для человека индустриального общества свобода носит юридический и экономический смысл: свобода распоряжаться своими деятельными силами, своей личностью, владеть средствами самостоятельной жизни, обладать возможностью их создания

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования  Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности Фатализм Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор

В истории человеческого общества свобода традиционно рассматривается в соотношении с необходимостью

Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования

Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя ее до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности

Фатализм

Рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего человеческий выбор

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе. Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм общественной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность – две стороны сознательной деятельности человека . Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

  • Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований .
  • Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности :

–  историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;

–  индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

  • Социальная ответственност ь выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
  • По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Абсолютно свободным  человек быть не может В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него

Абсолютно свободным человек быть не может

В своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен

Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания  Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами   Свобода человека во всех её проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Человек сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами

Свобода человека во всех её проявлениях - основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях  Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Свобода находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод гражданина в конституциях государств, в международных пактах и декларациях

Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64) Равные права - ст. 2, 19; Право на жизнь и свободу - ст. 3, 20, 22; Свобода передвижения - ст. 13, 27; Свобода мысли, совести и рели­гии - ст. 18, 28, 29; Владение имуществом - ст. 17, 35

Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет

Глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (ст. 7-64)

Равные права - ст. 2, 19;

Право на жизнь и свободу - ст. 3, 20, 22;

Свобода передвижения - ст. 13, 27;

Свобода мысли, совести и рели­гии - ст. 18, 28, 29;

Владение имуществом - ст. 17, 35

Выбор  Природная необходимость  Общественные условия  Право, мораль, обычаи  Особенности восприятия мира  Выбор зависит от собственных побуждений?

Выбор

Природная необходимость

Общественные

условия

Право, мораль, обычаи

Особенности восприятия мира

Выбор зависит от собственных побуждений?

Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества.  При необходимости вы можете использовать материал 4 пункта § 16  Результаты работы оформите в виде коллажа (можно использовать вырезки из журналов и газет)

Разбившись на группы, создайте свой проект свободного общества.

При необходимости вы можете использовать материал 4 пункта § 16

Результаты работы оформите в виде коллажа (можно использовать вырезки из журналов и газет)

Проверь себя 1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Проверь себя

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

3) Как свобода трактуется в христианском вероучении?

4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей.

5) В чем выражается общественная необходимость?

6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»?

7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество».

8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе.

9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

рефлексия Что узнали? Каким способом? Чему научились? Какие испытывали трудности? Интересно ли было на уроке?

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?
1. Свобода - это: а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования; б) ничем не стесняемый личный выбор человека; в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями; г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.

1. Свобода - это:

а) деятельность человека, выстраиваемая в соответствии с той необходимостью, которая содержится в объективных условиях его существования;

б) ничем не стесняемый личный выбор человека;

в) способность и возможность человека делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;

г) такое поведение индивида, которое определяется его внутренними побуждениями и устремлениями.

2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой: а) свобода есть осознанная необходимость; б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения; в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого члена общества ограничены.

2. Фатализм - это позиция, в соответствии с которой:

а) свобода есть осознанная необходимость;

б) каждый человеческий поступок представляет собой неотвратимую реализацию изначального предопределения;

в) свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими людьми; свободы каждого

члена общества ограничены.

3. Волюнтаризм представляет собой:  а) ничем не ограниченную свободу воли индивида; б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями; в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием; г) постоянное расширение свободы человека.

3. Волюнтаризм представляет собой:

а) ничем не ограниченную свободу воли индивида;

б) способность и возможность делать собственный выбор и поступать в соответствии со своими интересами и целями;

в) формирование целей деятельности в соответствии со своим собственным желанием;

г) постоянное расширение свободы человека.

4. Что из перечисленного характеризует общество как систему:        1) тысячелетняя история существования;        2) взаимосвязь сфер общественной жизни;        3) изменчивость форм;        4) непредсказуемость будущих состояний?

4. Что из перечисленного характеризует общество как систему:       1) тысячелетняя история существования;       2) взаимосвязь сфер общественной жизни;       3) изменчивость форм;       4) непредсказуемость будущих состояний?

5.  Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных:        1) действие механизмов наследственности;        2) работа органов чувств;        3) видовая специализация;        4) членораздельная речь?

5. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных:       1) действие механизмов наследственности;       2) работа органов чувств;       3) видовая специализация;       4) членораздельная речь?

6.  Исключите лишнее из списка.        Только человеку свойственно(ы):        1) прямохождение;        2) нравственные чувства;        3) членораздельная речь;        4) использование орудий.

6. Исключите лишнее из списка.       Только человеку свойственно(ы):       1) прямохождение;       2) нравственные чувства;       3) членораздельная речь;       4) использование орудий.

7. Переход к индустриальному обществу характеризуется:        1) промышленным переворотом;        2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг;        3) появлением новых информационных технологий;        4) уменьшением социальной мобильности.

7. Переход к индустриальному обществу характеризуется:       1) промышленным переворотом;       2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг;       3) появлением новых информационных технологий;       4) уменьшением социальной мобильности.

8.  Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?        А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.        Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.        1) Верно только А;        2) верно только Б;        3) верны оба суждения;        4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?       А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы.       Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.       1) Верно только А;       2) верно только Б;       3) верны оба суждения;       4) оба суждения неверны.

9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2) роль народных масс; 3) прогнозируемость последствий.

9. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям:

1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь;

2) роль народных масс;

3) прогнозируемость последствий.

Темы для домашнего эссе • Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше). • Свобода - это право не лгать (А. Камю). • Свобода начинается с иронии (В. Гюго). • Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу). • Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев). • Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн). • Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).

Темы для домашнего эссе

Свобода - это воля к личной ответственности (Ф. Ницше).

Свобода - это право не лгать (А. Камю).

Свобода начинается с иронии (В. Гюго).

Свобода требует ответственности, вот почему так много людей ее боятся (Б. Шоу).

Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко (Н.А. Бердяев).

Свобода - великий призыв, звуки которого несутся по всему миру (А. Грюн).

Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности (И. Кант).

Источники Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.  Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.
  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П .А . Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П .А . Баранов, А.В . Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П .А . Баранова . - М . : АСТ : Астрель, 2009.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!