Обществознание, 5 класс
Урок № 20-21
ТРУД И ТВОРЧЕСТВО
§ 10, ?? (с.89), «в классе и дома»
(с.89-90)
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- подвести учащихся к пониманию сущности человеческой деятельности и процесса творчества; познакомить с различными видами творчества;
- на доступном образном материале учить сравнивать работу человека и «работу» животных, труд ремесленника и мастера;
- Воспитывать уважение к труду, людям труда и результатам деятельности.
Универсальные учебные действия
1. Личностные УУД:
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности
2. Познавательные УУД:
- Различать творчество и ремесло.
- Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
3. Регулятивные УУД:
- устанавливать целевые приоритеты.
- умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей
Понятия, термины
- творчество;
- мастер;
- ремесленник;
- творец;
- творение;
- творческий труд
Проверка знаний
- Каким бывает труд человека?
- Почему труд по-разному оценивается?
- Чем богатый человек отличается от бедного?
- Какие правила помогают успешно трудиться?
Изучение нового материала
- Ремесло.
- Признаки мастерства.
- Творческий труд.
- Творчество в искусстве .
Актуализация проблемы
Вспомни!
Кого называют ремесленником? Какое значение имел труд ремесленника для развития общества и жизни людей?
Обсудим вместе!
Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать творчески?
Как понять пословицу: «Труд из обезьяны сделал человека»?
Актуализация проблемы
Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят!
Е. Серова
Подумай! О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»?
Такую фразу можно сказать
о человеке, который воплощает
в жизнь то, чему он научился и
что он сам придумал.
Именно об этом и пойдет речь на уроке.
1. Что такое творчество
Почему слово „работать“ пишется в
кавычках, когда речь идет о животных?
В трудовой деятельности человека есть такие отличительные черты, как планирование своего труда, создание нужных машин и механизмов, умение работать творчески.
Что такое творчество?
Творчество – это создание чего – то нового, ценного не только для данного человека, но и для других
«Люди творческих профессий». О ком так говорят?
Так говорят о писателях, художниках,
поэтах, композиторах, режиссерах,
артистах
1. Что такое творчество
Творчество можно проявить в любом занятии. Если человек придумал что-то новое, интересное и полезное, он проявил себя как творец. И в данном случае неважно, что то же самое могли придумать задолго до него, — он же этого не знал! Он мыслил, фантазировал, придумывал и добился цели.
А история даже знает примеры того, как одно и то же изобретение было сделано почти одновременно людьми, незнакомыми друг с другом. Например, дважды родился в Англии телефон. Его изобретателем считают преподавателя школы глухонемых Белла. Но Белл подал заявку на изобретенный им аппарат всего на два часа раньше физика Грея — в тот же самый день 14 февраля 1876 года!
Изобретение радио продемонстрировал в мае 1895 года в России А. С. Попов, а через месяц в Англии завершил свою работу и получил патент на точно такое же изобретение итальянец Гульельмо Маркони.
Жил на свете человек, стр. 134
Первый телефон –
«Трубка Белла»
Александр Грейам Белл
Радио Попова
2. Мастер и ремесленник
Ремесленник — человек, владеющий ремеслом, умеющий делать полезные вещи.
Мастер — человек,
достигший высокого
Мастерства (искусства) в
своем деле,
вкладывающий в свой труд смекалку,
творчество, делающий
предметы необычные
и оригинальные.
1. Предположите, может ли один ремесленник всю жизнь
делать одинаковые изделия.
2. Если человек работает без
выдумки и фантазии,
правильно ли его называть ремесленником или мастером?
3. Будут ли отличаться друг от друга изделия одного и того же мастера?
4. Что отличает труд ремесленника от труда мастера?
Жил на свете человек
- Константину Эдуардовичу принадлежала совершенно новая идея для тех времен постройки аэроплана, имеющего металлическую обшивку и каркас. К тому же в 1898 году Циолковский стал первым российским гражданином, самостоятельно разработавшим и построившим аэродинамическую трубу, которая впоследствии стала использоваться во многих летающих аппаратах.
- Страсть познать небо и космос побудила Константина Эдуардовича написать более четырех сотен работ, которые известны лишь малому кругу его почитателей.
- Помимо всего прочего, благодаря уникальным и продуманным предложениям этого великого исследователя, на сегодняшний день практически вся военная артиллерия использует эстакады для запуска залпового огня. Кроме этого, именно Циолковский продумал способ дозаправки ракет во время их непосредственного полета.
великий советский ученый, исследователь, изобретатель в сфере ракето- и аэродинамики, а также главный основоположник современной космонавтики.
3. Творчество в искусстве
Путешествие в прошлое, стр.137-139
- Почему многие произведения искусства древних мастеров безымянны?
- Что важнее было для мастера: передать красоту и дать возможность людям ею насладиться или увековечить свое имя?
- Что означают следующие выражения: «отнять у людей красоту», «бережно относиться к труду мастеров»?
- Какие памятники истории и произведения искусства вы видели? Где они находятся?
- Приведите примеры произведений искусства российских мастеров.
Кижи
Андрей
Рублев.
Троица
Жил на свете человек , стр. 140
Проверь себя
- Какие два значения имеет слово «ремесленник»?
- Любой ли труд является творческим?
- Как соотносятся красота и творчество?
- Приведите примеры научного и художественного творчества.
- Как связаны по смыслу и происхождению слова: «творчество», «творить», «творец», «творение», «рукотворный»?
- Всякий ли мастер может быть назван творцом?
рефлексия
- Что узнали?
- Каким способом?
- Чему научились?
- Какие испытывали трудности?
- Интересно ли было на уроке?
- Вы можете использовать шаблон презентации, но при создании работы вы должны указать источник: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /