Общий анализ ВПР по русскому языку в 7-х классах, 2023г
Учитель:7-а Голдырева Н.И., 7-б Иванова О.Л.., 7-в Селиверстова В.В.., 7-г Бочкарева А.П.
Дата проведения: апрель 2023г.
В классах – 100 чел., выполняли ВПР – 86 чел. (84%).
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС, осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Вариант | 1К1 (4б) | 1К2 (3б) | 1К3 (2б) | 2К1 (3б) | 2К2 (3б) | 2К3 (3б) | 2К4 (3б) | 3.1 (1б) | 3.2 (1б) | 4.1 (1б) | 4.2 (1б) | 5 (2б) | 6 (2б) | 7.1 (1б) | 7.2 (1б) | 8.1 (2б) | 8.2 (1б) | 9 (2б) | 10 (1б) | 11.1 (2б) | 11.2 (3б) | 12 (1б) | 13.1 (1б) | 13.2 (1б) | 14 (2б) |
сумма баллов | 242 | 91 | 166 | 163 | 114 | 34 | 91 | 30 | 20 | 30 | 29 | 54 | 33 | 36 | 27 | 77 | 26 | 60 | 38 | 106 | 90 | 28 | 26 | 22 | 102 |
процент выполнения | 70,35 | 35,27 | 96,51 | 63,18 | 44,19 | 13,18 | 35,27 | 34,88 | 23,26 | 34,88 | 33,72 | 31,40 | 19,19 | 41,86 | 31,40 | 44,77 | 30,23 | 34,88 | 44,19 | 61,63 | 34,88 | 32,56 | 30,23 | 25,58 | 59,30 |
«2» | «3» | «4» | «5» |
0-21 | 22-31 | 32-41 | 42-47 |
47 чел. | 27 чел. | 11 чел. | 1 чел |
55 % | 31 % | 13 % | 1 % |
Понизили отметку на 1 балл 68 чел. | Подтвердили 18 чел. | Повысили- нет | |
Общий анализ
Кол-во участников / Доля участников | Доля участников, выполнивших работу | Проблемы, выявленные в освоении предмета | План предупреждающих действий в виде рекомендаций на 2020 /2021 учебный год |
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
86 (86%) | 27 (31%) | 11 (13%) | 1 (1%) | 1. Очень низкая функциональная орфографическая и особенно критически низкая пунктуационная грамотность (1К1, К2); 2. Неумение выполнять полный морфологический и синтаксический разбор - 2.3.; 2.4. (обуч-ся не указали какие-либо морфологические признаки части речи и способ выражения члена предложения частью речи); 3. Неумение работать с объемной текстовой информацией и извлекать необходимую в соответствии с заданными условиями; нежелание приступать к некоторым типам заданий. | 1. Отрабатывать умения грамматических разборов в соответствии с критериями ВПР; 2. Работать над формированием орфографической и пунктуационной зоркости, используя разные виды заданий; 3. Продолжить отрабатывать навыки смыслового чтения текста |
Определение доли неуспешных результатов по предметам по итогам ВПР 2023г.
класс | Количество обучающихся, выполнявших работу | Количество обучающихся, не справившихся с работой (ФИ учеников) 2022 г | Количество обучающихся, не справившихся с работой в апреле 2023 г.(ФИ учеников) | % обучающихся, не справившихся с работой |
7-е | 86 (86 %) | Всего: 34- 44% 7-а -6 ч 1. Аскеров Руслан 2. Головков Матвей 3. Дунаева Юлия 4. Мешавкин Илья 5. Токарев Даниил 6. Шубин Сергей 7-б - 13 ч. 13 :Булатова А.,, Исламов С, Медведева Д., Кондратьев А., ОсинцеваА.,СеребренниковМ., ТынкасовЕ., Тарасов Е., Титова В.,Русинова А, Русинов А,ШатуноваВ.,Тынкасов Е. 7-в – 9 ч. -
Верзаков -
Власова -
Дрокина -
Искандарова -
Магасумова -
Мухаметсафин -
Самойлова -
Стахеева Тулина -6 ч Зубарев Катырев Кондратьева Спирин Цыганов Шарабанова | Всего : 47 чел.- 55% | В 2023 г «2»- 55% (47 чел) на 11% больше, чем в 2022 г В 2022 г несправившихся с ВПР - было 44%, что на 10% больше, чем в 2021 г, поэтому результат можно считать неудовлетворительным. |
Уровневый анализ результатов ВПР (уровни из демоверсий), соответствующий пятибалльной шкале:
уровни | Количество обучающихся, выполнявших работу | Количество обучающихся, освоивших уровень | Доля участников, освоивших уровень(%) |
отличный | 86 | 1 чел | 1% |
хороший | 11 чел. | 13% |
удовлетворительный | 27 чел. | 31% |
неудовлетворительный | 47 чел. | 55% |
Общая гистограмма отметок по результатам ВПР
Уровни из демоверсий, соответствующие пятибалльной шкале:
«2» - неудовлетворительный уровень,
«3» - удовлетворительный уровень,
«4» - хороший уровень,
«5» - отличный уровень.
Вывод: в 2023 г , если сравнивать результаты ВПР 2022 г., на 5 % уменьшилось количество «хороших» результатов, удовлетворительных результатов на 4% меньше, «неудовлетворительных» результатов стало на 11% больше.
Анализ решаемости заданий ВПР в соответствии с планом КИМ (из общего анализа ВПР)
Всего в работе – 14 заданий
Максимальный балл – 47.
Время выполнения работы – 90 мин.
Характеристика КИМ
Задание 1 проверяет традиционное правописное умение обучающихсяправильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограммтекст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационныеправила.
Задание 2предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:
- морфемный разбор направлен на проверку предметного учебно – языкового аналитического умения обучающихся делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слов;
- словообразовательный разбор – на проверку предметного учебно – языкового аналитического умения обучающихся анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную (производящую основу) и словообразующую морфему(ы); различать изученные способы образования слов разных частей речи;
- морфологический разбор – на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать слово с точки зренияего принадлежности к той или иной части речи, умения определятьморфологические признаки и синтаксическую роль данного слова вкачестве части речи;
- синтаксический разбор − на выявление уровня предметного учебно-языкового аналитического умения анализировать различные виды
предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.
Задание 3 направлено на проверку учебно-языкового умения распознавать производные предлоги в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные предлоги, устно обосновывая условия выбора написаний.
Задание 4направлено на проверку учебно-языкового умения распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы, устно обосновывая условия выбора написаний
Задание 5 направлено на выявление уровня владения орфоэпическими нормами русского литературного языка, вместе с тем оно способствует проверке коммуникативного универсального учебного действия (владеть устной речью).
Задание проверяет умение распознавать случаи нарушения грамматических норм русского литературного языка в заданных предложениях и исправлять эти нарушения.
Задания 7 и 8 проверяют ряд предметных умений: учебно-языковое опознавательное умение (опознавать предложения с причастным оборотом, деепричастным оборотом, обращением; находить границы причастного и деепричастного оборотов, обращения в предложении); умение применять знание синтаксиса в практике правописания; пунктуационные умения, а именно соблюдать изученные пунктуационные нормы в процессе письма и обосновывать выбор предложения и знаков препинания в нем, в том числе с помощью графической схемы.
В задании 9 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 10 предполагает ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, выбор оснований и критериев для сравнения (познавательные универсальные учебные действия), проверку предметного коммуникативного умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
Задание 11 предполагает ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации (ключевых слов и словосочетаний) в подтверждение своего ответа на вопрос (познавательные универсальные учебные действия и предметные коммуникативные умения), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления.
Задание 12 выявляет уровень предметного учебно-языкового опознавательного умения обучающихся распознавать лексическое значение слова с опорой на указанный в задании контекст; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 13 проверяются учебно-языковые умения распознавать стилистически окрашенное слово в заданном контексте, подбирать к найденному слову близкие по значению слова (синонимы), предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
Задание 14 предполагает объяснение значения пословицы (учебно языковое умение) и проверят умение строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учетом норм построения предложения и словоупотребления; задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты).
Сопоставительный анализ результатов ВПР и четвертных отметок по предмету
Класс 7-е | Отметки | Количество обучающихся, получивших отметки по 3 четверти | Количество обучающихся, получивших отметки по результатам ВПР |
«2» | 1 чел.-1% | 47 чел.- 55% |
«3» | 52 чел.-65% | 27 чел.-31% |
«4» | 20 чел.-25% | 11 чел.-13% |
| «5» | 7 чел. -9% | 1 чел- 1% |
Кол-во уч-ся | Повысили отметку (в сравнении с четвертной) | Понизили отметку (в сравнении с четвертной) | Подтвердили отметку (в сравнении с четвертной) |
80 чел. | 0 чел. (0 %) | 68 чел. (79 %) | 18 чел. (21 %) |
Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу
Выводы: наблюдается значительное расхождение в годовых отметках и в отметках за ВПР 2023 г., что говорит о необъективности оценивания по результатам 3 четверти.
Сравнивая результаты выполнения ВПР в 2023 г. и 2022г. можно сделать вывод, что количество неуспешных результатов
за ВПР по сравнению с отметкой за 3 четверть стало еще больше, т.к. подтвердили отметку на 2% обучающихся меньше, чем в 2022 г, а понизили отметку на 22% больше обучающихся, чем было в 2022 г
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметки по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | | 22-31 | 32-41 | 42-47 |
Анализ решаемости заданий ВПР в соответствии с планом КИМ (из общего анализа ВПР)
Всего – 14 заданий.
Максимальный балл – 47.
Время выполнения проверочной работы – 90 минут.
4. Анализ выполнения заданий обучающимися
Вариант | 1К1 (4б) | 1К2 (3б) | 1К3 (2б) | 2К1 (3б) | 2К2 (3б) | 2К3 (3б) | 2К4 (3б) | 3.1 (1б) | 3.2 (1б) | 4.1 (1б) | 4.2 (1б) | 5 (2б) | 6 (2б) | 7.1 (1б) | 7.2 (1б) | 8.1 (2б) | 8.2 (1б) | 9 (2б) | 10 (1б) | 11.1 (2б) | 11.2 (3б) | 12 (1б) | 13.1 (1б) | 13.2 (1б) | 14 (2б) |
сумма баллов | 242 | 91 | 166 | 163 | 114 | 34 | 91 | 30 | 20 | 30 | 29 | 54 | 33 | 36 | 27 | 77 | 26 | 60 | 38 | 106 | 90 | 28 | 26 | 22 | 102 |
процент выполнения | 70 | 35 | 97 | 63 | 44 | 13 | 35 | 35 | 23 | 35 | 34 | 31 | 19 | 41 | 31 | 45 | 30 | 35 | 44 | 62 | 35 | 33 | 31 | 26 | 59 |
Если сравнивать результаты ВПР 2022 г и 2023 г , то можно сделать вывод, что по всем видам заданий они стали значительно ниже.
Самые низкие результаты (менее 50%) по критериям
1. Соблюдение норм пунктуации- 35%,
2. Анализ слова – морфологический- 13%, синтаксический разбор -35%
3. Распознавание производных предлогов – 35%
4. Распознавание производных союзов -35%
5. Распознавание орфоэпических норм – 31%
6. Исправление нарушений грамматических норм 19%
7. Применение пунктуационных умений -45%
8. Применение пунктуационных умений – 30%
9. Определение содержания текста -35%
10. Распознавание типов речи – 44%
11. Проверка понимания смысла текста – 35%
12. Распознавание лексического значения слова – 33%
13. Распознавание стилистической принадлежности слова- 31%
14. Подбор синонима – 26%
15. Распознавание значения фразеологической единицы
Вывод: Считать результаты ВПР в 7 классах в апреле 2023 г катастрофическими, т.к. идет снижение значительное % выполнения практически ВСЕХ заданий
Проблемы, выявленные в освоении предмета:
1. Неумение выполнять морфемный, морфологический и полный синтаксический разбор - 2.4. (обуч-ся не указали способ выражения частью речи, следовательно, даже при правильном разборе получили «0» баллов);
3. Неумение распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (12);
4. Неумение распознавать значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); неумение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (14);
5. Обучающиеся, не владеющие навыками чтения, не могут справиться с объемом работы и восприятием инструкций к заданиям, следовательно, не приступают к ним –У некоторых обучающихся ограниченный потенциал способностей: кратковременная память, неумение устанавливать причинно-следственные связи между языковыми явлениями, замедленное чтение и письмо; неустойчивое внимание, бедный словарный запас.
Сложность для ребят составили следующие задания :
- определение основной мысли текста;
- распознавание предложения и мест расстановки запятых;
- распознавание стилистически окрашенного слова;
- работа с текстом, лексическим значением тех или иных слов, представляющих сложность для понимания обучающимися; закреплением орфографических навыков;
Стабильны показатели по критерию «Правильность списывания» (1К1,3), понимание обучающимися предъявляемой текстовой информации, ориентирование в содержании текста, уч-ся умеют анализировать прочитанный текст с точки зрения его основной мысли, распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме. Уч-ся умеют объяснять значение пословиц и строить речевое высказывание в письменной форме.
Необходимо продолжить усиленную работу в таких направлениях, как ориентирование в содержании прочитанного текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, необходимо продолжить формирование умения распознавать производные союзы в заданных предложениях, отличать их от омонимичных частей речи; орфографического умения правильно писать производные союзы; умения опознавать функционально-смысловые типы речи, представленные в тексте.
Отработать навыки морфологического разбора, распознавания лексического значения слов в контексте. Следует продолжить работу над текстом, лексическим значением слов, представляющих сложность для понимания обучающимися; закреплением орфографических навыков.
Предложения для решения данных проблем:
1. Продолжить работу над обогащением словарного запаса обучающихся (раздел «Лексика и фразеология», этим разделам уделяется небольшой объем);
2. Привести в соответствие порядок синтаксического разбора с критериями ВПР;
3. Работать над формированием орфографической зоркости, используя разные виды заданий;
4. Необходимо усилить работу в таких направлениях, как «Соблюдение орфографических и пунктуационных норм», «Работа с текстом», «Стили речи», « Основная мысль текста» пословицы и использование их в речи», завершить прохождение тем «Предлог» ,»Союз», отработать навыки морфологического разбора, распознавание лексического значения слова в контексте. следует продолжить работу над ошибками. На уроках выполнять морфемный и словообразовательный разборы слов.
Рук ШМО: Селиверстова В.В.