СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общий правовой статус участников образовательных отношений

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общий правовой статус участников образовательных отношений

Просмотр содержимого документа
«Общий правовой статус участников образовательных отношений»

План выступления: Личные права и свободы Политические права и свободы Экономические права Социальные права Культурные права Конституционные обязанности человека и гражданина

План выступления:

Личные права и свободы

Политические права и свободы

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Конституционные обязанности человека и гражданина

Цели выступления: -познать права и свободы участников образовательных отношений; -познать конституционные обязанности участников образовательных отношений

Цели выступления:

  • -познать права и свободы участников образовательных отношений; -познать конституционные обязанности участников образовательных отношений
Классификация НПА по их юридической силе 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ 2. Конституция РФ  3. Федеральные конституционные законы РФ  4. Федеральные законы РФ 5. Указы и распоряжения Президента РФ 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты

Классификация НПА по их юридической силе

  • 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
  • 2. Конституция РФ
  • 3. Федеральные конституционные законы РФ
  • 4. Федеральные законы РФ
  • 5. Указы и распоряжения Президента РФ
  • 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
  • 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
  • 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты

Виды правовых статусов субъектов права  Правовой статус участника образовательных отношений– это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в обществе. Различают следующие виды правовых статусов участников образовательных отношений : индивидуальный статус участника образовательных отношений – это совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного физического лица с учетом его пола, возраста, образования, семейного положения, профессии и т.д.;

Виды правовых статусов субъектов права

  • Правовой статус участника образовательных отношений– это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в обществе.
  • Различают следующие виды правовых статусов участников образовательных отношений :
  • индивидуальный статус участника образовательных отношений – это совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного физического лица с учетом его пола, возраста, образования, семейного положения, профессии и т.д.;
Виды правовых статусов субъектов права специальный статус участника образовательных отношений – это совокупность закрепленных в законах и подзаконных нормативно-правовых актах прав, свобод и обязанностей определенных категорий физических лиц, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, студентов, несовершеннолетних, учителей, пенсионеров и т.д.; общий правовой статус участника образовательных отношений – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Основном законе государства.

Виды правовых статусов субъектов права

  • специальный статус участника образовательных отношений – это совокупность закрепленных в законах и подзаконных нормативно-правовых актах прав, свобод и обязанностей определенных категорий физических лиц, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, студентов, несовершеннолетних, учителей, пенсионеров и т.д.;
  • общий правовой статус участника образовательных отношений – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Основном законе государства.
Общий правовой статус участника образовательных отношений В зависимости от содержания прав и свобод участника образовательных отношений их можно подразделить на: а) личные права и свободы; б) политические права и свободы; в) экономические, социальные и культурные права.

Общий правовой статус участника образовательных отношений

  • В зависимости от содержания прав и свобод участника образовательных отношений их можно подразделить на:
  • а) личные права и свободы; б) политические права и свободы; в) экономические, социальные и культурные права.
Личные права и свободы: право на жизнь – ст.20; право на достоинство личности – ст.21; право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22; право на частную жизнь – ст.23 и 24; право на неприкосновенность жилища – ст.25; право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26; право на пользование родным языком – ст.26; право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27; право на свободу совести и вероисповедания – ст.28; право на свободу мысли и слова – ст.29

Личные права и свободы:

  • право на жизнь – ст.20;
  • право на достоинство личности – ст.21;
  • право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;
  • право на частную жизнь – ст.23 и 24;
  • право на неприкосновенность жилища – ст.25;
  • право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;
  • право на пользование родным языком – ст.26;
  • право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;
  • право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;
  • право на свободу мысли и слова – ст.29
Политические права и свободы:  право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29; право на объединение – ст.30; право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31; право участвовать в управлении делами государства;  право избирать и быть избранным;  право на равный доступ к государственной службе;  право участвовать в отправлении правосудия – ст.32; право обращений – ст.33

Политические права и свободы:

  • право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;
  • право на объединение – ст.30;
  • право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;
  • право участвовать в управлении делами государства;
  • право избирать и быть избранным;
  • право на равный доступ к государственной службе;
  • право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;
  • право обращений – ст.33
Экономические права:  право на экономическую деятельность – ст.34; право частной собственности – ст.35; право частной собственности на землю – ст.36; право на свободу труда;  право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;  право на вознаграждение за труд;  право на защиту от безработицы;  право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;  право на отдых – ст.37

Экономические права:

  • право на экономическую деятельность – ст.34;
  • право частной собственности – ст.35;
  • право частной собственности на землю – ст.36;
  • право на свободу труда;
  • право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • право на вознаграждение за труд;
  • право на защиту от безработицы;
  • право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;
  • право на отдых – ст.37
Социальные права: право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38 право на социальное обеспечение – ст.39 право на жилище – ст.40 право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41 право на экологическую безопасность - 42

Социальные права:

  • право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38
  • право на социальное обеспечение – ст.39
  • право на жилище – ст.40
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41
  • право на экологическую безопасность - 42
Культурные права: право на образование – ст.43 право на свободу творчества – ст.44 право на участие в культурной жизни – ст.44

Культурные права:

  • право на образование – ст.43
  • право на свободу творчества – ст.44
  • право на участие в культурной жизни – ст.44
Неотменяемость прав и свобод – ч.3 ст.55 Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны, обеспечения безопасности государства

Неотменяемость прав и свобод – ч.3 ст.55

  • Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
  • защиты основ конституционного строя,
  • нравственности,
  • здоровья,
  • прав и законных интересов других лиц,
  • обеспечения обороны страны,
  • обеспечения безопасности государства
Конституционные обязанности: обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15 обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57 обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58 обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59 обязанность нести военную службу обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17 обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38 обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43 обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44

Конституционные обязанности:

  • обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15
  • обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57
  • обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58
  • обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59
  • обязанность нести военную службу
  • обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17
  • обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38
  • обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43
  • обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции: Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности. Основания: Национальная образовательная инициатива

Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы по теме лекции:

  • Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.
  • Основания:
  • Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" /Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г. Пр-271;
  • Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)