Общий, специальный и индивидуальный правовой статус обучающихся общеобразовательных организаций
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
План выступления:
1. Общий правовой статус обучающихся :
-личные права и свободы;
-политические права и свободы;
-экономические права;
-социальные права;
-культурные права;
-общие гарантии прав и свобод;
-конституционные гарантии правосудия;
-конституционные обязанности обучающихся
2. Специальный правовой статус обучающихся
Цели выступления:
- -познать права и свободы обучающихся ; -познать конституционные обязанности обучающихся .
Актуальность темы выступления
- В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента: - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность; - правовая компетентность ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Актуальность темы выступления
- Должностные обязанности учителя. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Соблюдает права и свободы обучающихся.
- Учитель должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, трудовое законодательство, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования")
Задачи деятельности классного руководителя:
- - защита прав и интересов обучающихся ;
- - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
- Основной задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания ("Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений").
Пункт 2 часть 6 ст. 28, п.2 ч.6 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
Виды правовых статусов субъектов права
- Правовой статус человека – это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в обществе.
- Различают следующие виды правовых статусов субъектов права:
- индивидуальный статус гражданина РФ – это совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного физического лица с учетом его пола, возраста, образования, семейного положения, профессии и т.д.;
Часть 1 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Под специальным правовым статусом обучающегося понимается совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Классификация НПА по их юридической силе
- 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
- 2. Конституция РФ
- 3. Федеральные конституционные законы РФ
- 4. Федеральные законы РФ
- 5. Указы и распоряжения Президента РФ
- 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
- 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
- 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты
Часть 4 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании РФ, трудовым законодательством РФ положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
-
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество.
1. Общий правовой статус:
-личные права и свободы;
-политические права и свободы;
-экономические права;
-социальные права;
-культурные права;
-общие гарантии прав и свобод;
-конституционные гарантии правосудия;
-конституционные обязанности
Виды правовых статусов субъектов права
- специальный (родовой) статус граждан РФ – это совокупность закрепленных в законах и подзаконных нормативных правовых актах прав, свобод и обязанностей определенных категорий физических лиц, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, студентов, несовершеннолетних, педагогических работников, пенсионеров и т.д.;
- общий правовой статус человека и гражданина РФ – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Основном законе государства .
Согласно ст. 38 Конституции РФ - материнство, детство и семья находятся под защитой государства
Общий правовой статус
- В зависимости от содержания прав и свобод педагогических работников их можно подразделить на:
- а) личные права и свободы; б) политические права и свободы; в) экономические, социальные и культурные права.
1. Общий правовой статус:
-личные права и свободы;
-политические права и свободы;
-экономические права;
-социальные права;
-культурные права;
-общие гарантии прав и свобод;
-конституционные гарантии правосудия;
-конституционные обязанности
Личные права и свободы:
- право на жизнь – ст.20;
- право на достоинство личности – ст.21;
- право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;
- право на частную жизнь – ст.23 и 24;
- право на неприкосновенность жилища – ст.25;
- право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;
- право на пользование родным языком – ст.26;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;
- право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;
- право на свободу мысли и слова – ст.29
Политические права и свободы:
- право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;
- право на объединение – ст.30;
- право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;
- право участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;
- право обращений – ст.33
Экономические права:
- право на экономическую деятельность – ст.34;
- право частной собственности – ст.35;
- право частной собственности на землю – ст.36;
- право на свободу труда;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд;
- право на защиту от безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;
- право на отдых – ст.37
Социальные права:
- право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38
- право на социальное обеспечение – ст.39
- право на жилище – ст.40
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41
- право на экологическую безопасность - 42
Культурные права:
- право на образование – ст.43
- право на свободу творчества – ст.44
- право на участие в культурной жизни – ст.44
Юридические гарантии реализации прав и свобод
- В Конституции РФ закреплены юридические гарантии реализации прав и свобод.
- Эти гарантии условно делятся на следующие две группы : - общие гарантии прав и свобод; - конституционные гарантии правосудия
Общие гарантии прав и свобод:
- защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45
- самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45
- судебная защита прав и свобод – ч.1 и 2 ст.46
- международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46
- право на возмещение вреда – ст.53
- неотменяемость прав и свобод – ст.55
- полная дееспособность – ст.60
Конституционные гарантии правосудия:
- гарантии подсудности – ст.47
- право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48
- презумпция невиновности – ст.49
- запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50
- гарантия от самообвинения и право на не свидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51
- права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52
- запрет обратной силы закона – ст.54
Неотменяемость прав и свобод – ч.3 ст.55
- Права и свободы педагогического работника могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
- защиты основ конституционного строя;
- нравственности;
- здоровья;
- прав и законных интересов других лиц;
- обеспечения обороны страны;
- обеспечения безопасности государства
Конституционные обязанности человека и гражданина:
- обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57
- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58
- обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59
- обязанность нести военную службу
- обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17
- обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38
- обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43
- обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44
Права ребенка закреплены в следующих основных законах о правах ребенка:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16).
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).
Права ребенка закреплены в следующих основных законах о правах ребенка:
- Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802).
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177).
Права ребенка закреплены в следующих основных законах о правах ребенка:
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).
- Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410).
- Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552).
- Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).
- Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).
- Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4312).
Конвенция о правах ребёнка
- это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее.
- в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.
Декларация прав ребенка
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
- на имя;
- гражданство;
- любовь;
- понимание;
- материальное обеспечение;
- социальную защиту;
- возможность получать образование;
- развиваться физически,
- нравственно;
- духовно в условиях свободы и достоинства.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
- Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
- Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
- Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
- Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
- Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
- Статья 14. Право исповедовать любую религию.
- Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
- Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 17. Право на доступ к информации.
- Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
- Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
- Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
- Статья 28. Право на образование.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 31. Право на отдых и досуг.
- Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
- Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
- Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
- Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- 2. Специальный правовой статус обучающихся
Гарантирует:
- право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
- право ребёнка на защиту его законных интересов и обязанности органа опеки и попечительства принять меры в случае нарушения его прав (ст. 56);
при этом предусмотрены:
- лишение родительских прав как мера защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (69).
Семейный кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ разделяет права несовершеннолетних детей на два вида:
- личные неимущественные права
- и имущественные права.
Семейный кодекс РФ
- К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- -право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- -право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
- -право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- -право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- -право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Семейный кодекс РФ
- К личным имущественным правам несовершеннолетних детей относятся (ст. 60 СК РФ):
- - право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
- - право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;
- - право на владение, пользование и распоряжение общим имуществом (общей совместной собственностью).
Утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных организациях, на уважение их человеческого достоинства. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, не допускается.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 1. Обучающимся предоставляются академические права на:
- 1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет;
- 2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 3) обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
- 4) участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- 1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- 2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
- 3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата
- 4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета
- 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- 6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
- 7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
- 8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
- 9. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Уровни общего образования
Нормативный правовой акт, утвердивший стандарт
Дошкольное образование
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
Начальное общее образование (1 - 4 кл.)
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373
Основное общее образование (5 - 9 кл.)
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
Среднее общее образование (10 - 11 кл.)
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования);
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- 8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе";
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
- 10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- 11) каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 12) академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455 "Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2013 N 28912)
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;
- 14) переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Приказ Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443 (ред. от 07.04.2017) "Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2013 N 29107)
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
- 17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- 20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 21) пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;
- 26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;
- 28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 2. Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
- 1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
- 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;
- 4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;
- 5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании ;
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 (ред. от 28.09.2017) "О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности«
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1381 "О порядке предоставления и выплаты грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности" (вместе с "Положением о предоставлении и выплате грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов")
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Постановление Правительства РФ от 20.06.2014 N 568 (ред. от 01.10.2018) "О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией" (вместе с "Программой социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их...
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 3. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Законные представители физических лиц
Представляемый
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет
Законный представитель
Основание возникновения представительства
Родители, усыновители, попечители
Несовершеннолетние, не достигшие 14-ти лет (малолетние)
Статья 26 Гражданского кодекса РФ (часть первая), статья 64 Семейного кодекса РФ
Родители, усыновители, опекуны
Статья 28 Гражданского кодекса РФ (часть первая), статья 64 Семейного кодекса РФ
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Дети, оставшиеся без попечения родителей, до передачи в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Органы опеки и попечительства
Граждане, нуждающиеся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждане, находящиеся под опекой или попечительством
Статья 123 Семейного кодекса РФ, статьи 7 и 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
Несовершеннолетние и недееспособные граждане, находящиеся под опекой или попечительством, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Ст.2 ч.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности«. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Ч.1 ст.19 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
- Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Приказ Минобрнауки России от 12.03.2014 N 177 (ред. от 17.01.2019) "Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности"
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- 10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль "За особые успехи в учении", образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Приказ Минобрнауки России от 23.06.2014 N 685 "Об утверждении Порядка выдачи медали "За особые успехи в учении" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.07.2014 N 32997)
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
- Приказ Минобрнауки России от 23.06.2014 N 684 "Об утверждении образца и описания медали "За особые успехи в учении" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2014 N 32998)
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- 1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому"
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 "Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2016 N 41705)
Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания
- 2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 N 1663 (ред. от 02.04.2018) "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
- Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 N 1663 (ред. от 02.04.2018) "Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
- Указ Президента РФ от 12.04.1993 N 443 (ред. от 23.02.2006, с изм. от 14.02.2010) "О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования"
Статья 36. Стипендии и другие денежные выплаты
- Постановление Правительства РФ от 27.08.2016 N 854 (ред. от 01.10.2018) "Об утверждении Положения о назначении и выплате стипендий Президента Российской Федерации обучающимся по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики"
Статья 37. Организация питания обучающихся
- 1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
- 2. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Статья 37. Организация питания обучающихся
- Приказ МЧС России от 26.05.2014 N 260 (ред. от 09.02.2015) "Об организации обеспечения питанием обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (вместе с "Порядком обеспечения питанием обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед...
Статья 37. Организация питания обучающихся
- Приказ Росгвардии от 15.11.2018 N 499 "Об утверждении Порядка продовольственного обеспечения военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, и некоторых других категорий лиц, а также организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях, рационов питания, рационов выживания, бортовых пайков, комплектов аварийного запаса, норм замены одних продуктов другими, а также Порядка и нормы обеспечения питанием обучающихся в кадетском училище войск национальной гвардии Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.12.2018 N 52957)
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила ее ношения, если иное не установлено настоящей статьей. Соответствующий локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при его наличии).
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- 2. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- Приказ ФСБ России от 05.04.2010 N 160 (ред. от 12.09.2016) "О вещевом обеспечении обучающихся (мужского пола) в Первом пограничном кадетском военном корпусе ФСБ России" (вместе с "Правилами ношения формы одежды, знаков различия обучающихся (мужского пола) в первом пограничном кадетском военном корпусе ФСБ России", "Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания обучающихся (мужского пола) в первом пограничном кадетском военном корпусе ФСБ России") (Зарегистрировано в Минюсте России 30.04.2010 N 17070)
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- Приказ МВД России от 20.07.2010 N 538 (ред. от 15.11.2017) "О вещевом обеспечении обучающихся в суворовских военных училищах МВД России" (вместе с "Правилами ношения формы одежды и знаков различия обучающихся в суворовских военных училищах МВД России", "Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, банно-прачечного обслуживания и организации ремонта вещевого имущества в суворовских военных училищах МВД России") (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2010 N 18193)
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- Приказ МВД России от 15.04.2014 N 346 (ред. от 15.11.2017) "О вещевом обеспечении обучающихся в федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении "Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации" (вместе с "Правилами ношения формы одежды и знаков различия обучающихся в федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении "Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Правилами владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, банно-прачечного обслуживания и организации ремонта вещевого имущества в федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении "Самарский кадетский корпус Министерства внутренних дел Российской Федерации") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2014 ...
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- Приказ Министра обороны РФ от 13.11.2018 N 645 "Об утверждении Правил ношения формы одежды обучающимися в находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, которые имеют целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2018 N 52884)
Статья 38. Одежда обучающихся. Форменная одежда и иное вещевое имущество (обмундирование) обучающихся
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2013 г. N ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся"
Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
- 1. Нуждающимся в жилых помещениях в общежитиях обучающимся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, предоставляются жилые помещения в общежитиях при наличии соответствующего жилищного фонда у этих организаций.
Статья 39. Предоставление жилых помещений в общежитиях
- Приказ Минздрава России от 25.12.2014 N 905н "О максимальном размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения в образовательных организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2015 N 35958)
Статья 40. Транспортное обеспечение
- 1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Статья 40. Транспортное обеспечение
- Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- 1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- 2) организацию питания обучающихся;
- 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- 6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;
- 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- 8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
- 11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- 2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- 4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
- 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;
- 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
- 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
- Приказ Минобрнауки России от 27.06.2017 N 602 "Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2017 N 48372)
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 1. Обучающиеся обязаны:
- 1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
- 4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;
- 5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 3. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
- 6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 10. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- 11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
- 12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
- Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.06.2013 N 28648)
- Первичное закрепление новых знаний
Какие различия (расовая, национальная принадлежность, пол, состояние здоровья) могут повлиять на неодинаковое использование детьми своих прав: а) таких различий нет;
б) национальная принадлежность; в) состояние здоровья.
а) таких различий нет.
Согласно ст. 2, все права распределяются на всех детей независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических и других убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения.
Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка: а) педагоги; б) родители; в) члены правительства.
б) родители.
Согласно ст. 18, родители несут основную ответственность за воспитание ребенка.
На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей: а) на благотворительные организации; б) на иностранных спонсоров; в) на государство.
в) на государство.
Согласно ст. 20, государство обязано обеспечить социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, и обеспечить соответствующую альтернативу семейной заботы либо помещение в соответствующее учреждения по уходу за детьми.
Государство должно защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая: а) не указана в официальных справочниках; б) может мешать образованию и вредить здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребенка.
б) может мешать образованию и вредить здоровью.
Согласно ст. 32, ребенок имеет право на защиту в случаях, когда ему поручается работа, предоставляющая опасность для его здоровья или развития.
Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию в них: а) чувства страха перед наказанием; б) осторожности в реализации своих желаний; в) чувства достоинства и значимости.
в) чувства достоинства и значимости. Согласно ст. 40, ребенок, нарушивший закон, имеет право на такое обращение, которое способствует развитию у него чувства собственного достоинства и значимости, принимает во внимание его возраст и нацелено на его социальную реинтеграцию.
ООН считает человека ребенком от рождения до: а) 16 лет; б) 18 лет; в) 19 лет.
б) 18 лет. Согласно ст. 1, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.
- Основание:
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
Пункты 2 и 3 ст.15 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях РФ различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права.
Пункты 2 и 5 ст.18 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
2) развитие практики обучения основам права в образовательных организациях РФ различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
- Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы. Целесообразно разработать:
- - Концепцию государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правового просвещения детей в образовательных организациях РФ до 2230 года;
- - Программу государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правового просвещения детей в образовательных организациях РФ до 2230 года;
- - План мероприятий по реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания детей в образовательных организациях РФ до 2230 года.
- Основание: пункты 2 и 3 ст.15 и пункты 2 и 5 ст.18 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168).
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы. Целесообразно разработать:
- Проект Федерального закона N 98105170-2 "Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету».
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы. Целесообразно разработать в картинках: