Первое декабря.
Классная работа.
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Особый вид определения, выраженный существительным , – приложением
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Главный член предложения, отвечающий на вопрос
“ что есть такое?”, – сказуемое
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Какой второстепенный член может быть прямым и косвенным? Приведите примеры
дополнение
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Может ли определение быть выражено существительным?
Тетрадь в клетку
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Может ли определение быть выражено существительным?
Тетрадь в клетку
Обстоятельство. Виды обстоятельств.
Цель урока:
- расширить и обобщить сведения об обстоятельствах;
- познакомиться с основными видами обстоятельств и способами их выражения.
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ?
Обстоятельство
ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕ?
Обстоятельство
Отвечает на вопросы: как, где, откуда, куда?
Может быть выражен наречием, сущ., местоимением
Второстепенный член, подчеркивается пунктиром с точкой
Найдите обстоятельства, подчеркните, определите, чем они выражены.
Примеры
Способы выражения обстоятельств:
1.Звонко кукушка вдали куковала.
2. Она изменилась до неузнаваемости.
3.Он работал не покладая рук.
4. Бегут, играя на солнце, шумные ручьи.
5. Я приехал повидать тебя.
6. Пруд местами, как сталь, сверкал на солнце.
7. И звуки полетят, красуясь и играя.
ПРОВЕРЬ !
Примеры
Способы выражения обстоятельств:
1. Звонко кукушка вдали куковала.
наречие
2. Она изменилась до неузнаваемости .
сущ. с пред.
3.Он работал не покладая рук .
фразеол. оборот
4. Бегут, играя на солнце , шумные ручьи.
дееприч. оборот
5. Я приехал повидать тебя.
инфинитив
6. Пруд местами, как сталь , сверкал на солнце.
сравнительный об.
7. И звуки полетят, красуясь и играя .
деепричастие
Основные группы обстоятельств:
образа действия или степени
как? каким образом? в какой степени?
места
где? куда? откуда?
времени
условия
когда? как долго?
с каких пор? до каких пор?
при каком условии?
причины
почему? отчего?
уступки
вопреки чему?
цели
несмотря на что?
зачем? для чего?
Закрепление изученного материала
Добежал медведь до леса, едва дышит. А тут девушки пришли по грибы.
Выскочил медведь на поляну, девушки завизжали и так грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово.
Закрепление изученного материала
Добежал медведь до леса (место), едва (образ действия) дышит. А тут девушки пришли по грибы (цель).
Выскочил медведь на поляну (место), девушки завизжали и так (образ действия) грохнули палками по бидону, что медведь упал. Он ткнулся мордой в сухую траву (место) и затих. Девушки убежали.
Медведь стонал-стонал, а потом (время) съел какой-то гриб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в своё логово (место).
Конструирование текста:
1) Утром …(существительное с предлогом, обстоятельство места) появились орлы.
2) Орлы начали …(наречие, обстоятельство образа действия) выписывать в раздольном поднебесье огромные круги.
3) …(существительное с предлогом, обстоятельство времени) они попарно опустились на землю.
4) …(деепричастие, обстоятельство образа действия), орлы вышли на открытое место.
Обстоятельство
Зависит от сказуемого. Существует 8 видов обст-в.
Обозначает признак действия или др. признака
Может быть выражен нареч., сущ., местоим.
Отвечает на ??: как, где, откуда, куда, когда.
Второстепенный член, подчеркивается пунктиром с точкой
зачем, почему, с каких пор, в какой степени каким образом , вопреки чему и др.
деепричастным оборотом, срав-нительным оборотом, инфинитивом
Рефлексия.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Кто испытал трудности сегодня на уроке?
С чем они были связаны? Над чем еще нужно поработать?