Обучающее изложение
4 класс
«Школа России»
«Помощь дроздам»
Автор: учитель начальных классов
ГБОУ Школа №1389 г.Москва
Кукушкина Ольга Владимировна
Цель:
учиться создавать текст и
записывать его.
Отгадайте загадку:
Из семейства воробьиных. Буро-жёлтый, видом прост. Насекомых ест, малину Небольшой, но певчий…
(дрозд)
Конструирование текста
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Можно ли прочитанное назвать текстом?
-Почему?
- Откройте в учебнике стр. 66, найдите упр.110.
Для работы я предлагаю вам объединиться в пары и расположить части по порядку.
- Кто желает прочитать свой текст?
Беседа по содержанию
- Какова тема текста?
- Какова главная мысль?
- Как вы относитесь к поступку героев?
- Как бы вы поступили в подобной ситуации?
- Подберите заголовок к тексту.
- Прочитайте первую часть.
Однажды мы с Димой услышали в лесу громкие голоса дроздов. Мы подошли к большому дереву, где кружились птицы. Из травы донёсся тоненький писк.
- Как называется первая часть?
Это начало события или завязка
- Прочитайте, как дальше развивается действие?
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца. Птенчик был крошечный и головастый. Он то и дело открывал большой, жёлтый по краям клюв и жалобно попискивал. Родители не могли ему помочь.
- Какая это часть?
Развитие действия
- Какой самый острый интересный момент?
Невысоко от земли среди веток виднелось гнездо. Мы водворили птенца в гнездо. Дрозды сразу смолкли. Только из гнезда ещё доносился писк. Это голодные детишки требовали, чтобы их накормили.
- Как называется самый напряжённый момент ?
Кульминация
Прочитайте, чем всё закончилось?
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
- эта часть называется …
Конец события или развязка
Развязка.
Развитие действия.
- Что мы составили?
Схему текста повествования.
Кульминация.
Завязка.
Составление плана текста
Поработаем над каждой частью в отдельности.
В каком предложении отражено основное содержание первой части?
Из травы донёсся тоненький писк.
-Как можно короче выразить эту основную мысль? Сократите предложение до пункта плана.
1.Тоненький писк.
Назовите предложение в котором выражена главная мысль второй части.
Мы осторожно раздвинули травинки и увидели птенца.
Сократите предложение до пункта плана.
1.Тоненький писк.
2.Птенчик.
Каким предложением выражена главная мысль третьей части?
Мы водворили птенца в гнездо.
Как можно озаглавить эту часть?
1.Тоненький писк.
2.Птенчик.
3.Птенец в гнезде.
Каково содержание последней части?
Так мы с Димой впервые увидели крошечных птенчиков.
Как одной фразой выразить основную мысль части?
1.Тоненький писк.
2.Птенчик.
3.Птенец в гнезде.
4. Первая встреча.
Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа
План:
1.Тоненький писк.
2.Птенчик .
3.Птенец в гнезде.
4. Первая встреча.
- Что ещё кроме плана поможет вам написать рассказ?
- Что необходимо выписать из текста?
Выпишите слова - опоры к первой части.
План:
1.Тоненький писк.
услышали
подошли кружились
донёсся
Какие слова нужно выписать ко второй части?
План:
2.Птенчик.
раздвинули
увидели
крошечный
головастый
большой
жёлтый
жалобно
попискивал
- Какие слова возьмём из третьей части?
План:
3.Птенец в гнезде.
водворили
смолкли
доносился
требовали
накормили
- Что значит водворили , как поняли это слово?
Водворить - поселить на жительство, поместить.
- Какие слова возьмёте из последней части?
План:
4. Первая встреча.
впервые
увидели
Орфографическая подготовка
Игра «Эхо»
Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся.
о днажды
[аднажды]
[ падашлʼи ]
[ астарожна ]
[ крошычʼныйʼ ]
[ галавастыйʼ ]
[ жалабна ]
[ данасʼилсʼа ]
[ штобы ]
[ клʼуф ]
[ папʼискʼивал ]
п о д о шли
о ст о рожн о
крош ечн ый
г о л о вастый
жал о бн о
д о н о сился
ч тобы
клю в
п о писк и вал
Повторное чтение текста
В последний раз перед записью
прочитайте текст.
Самостоятельная запись текста
Пользуясь планом и словами опорами, напишите изложение.
- Когда напишите, чем закончите работу?
- Что будете проверять?
План:
1.Тоненький писк.
(услышали, подошли, кружились, донёсся)
2.Птенчик.
(раздвинули, увидели, крошечный, головастый, большой, жёлтый, жалобно, попискивал)
3.Птенец в гнезде.
(водворили, смолкли, доносился, требовали, накормили)
4. Первая встреча.
(впервые, увидели)
Памятка:
1.Читаю как написано.
2.Выделяю те места, где сомневаюсь.
3.Помогаю себе …
*Вспомню правило.
*Спрошу у взрослых.
*Посмотрю в словаре.
*Посмотрю слова – опоры.
Самопроверка написанного
Итог урока:
-Чему учились на уроке?
-Кто справился с работой?
-Кому ещё нужно время?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!