СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее сочинение по картине А. Венецианова «Вот те и батькин обед!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Данная разработка поможет формированию коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания: умения прогнозировать тему и основную мысль, структуру текста, языковые особенности, предупреждать некоторые речевые ошибки.
  • Развивать воображение и творческие способности детей, умения прогнозировать содержание картины по её заголовку
  • Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы в группах, любовь к России
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение по картине А. Венецианова «Вот те и батькин обед!»»




ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ В ЧЕСТЬ

КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

г. Нижневартовска









Методическая разработка

урока:

Сочинение по картине

А. Венецианова «Вот те и батькин обед!»





4 класс







Шмелева

Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов







2018 год


Задачи урока:

  • Обучение учащихся написанию сочинения по картине

  • А.Г. Венецианова «Вот те и батькин обед!» путём прогнозирования текста.

  • Развитие умения прогнозировать содержание картины по её заголовку.

  • Формирование коммуникативно-речевых умений, направленных на восприятие и воспроизведение речевого высказывания: умения прогнозировать тему и основную мысль, структуру текста, языковые особенности, предупреждать некоторые речевые ошибки.



Ход урока

  1. Постановка задач урока.

Прогнозирование содержания картины по её названию:

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

- Кто автор данной картины?

- Как называется картина?

- А какое второе название было у данной картины?

(Картина Алексея Гавриловича Венецианова имела два названия, данных ей художником в разное время: «Мальчик, проливший бурачок с молоком» и «Вот те и батькин обед!».)

-Какое из этих названий  кажется вам наиболее интересным?

- На каком из них как на окончательном варианте, по вашему мнению, остановился сам художник?

- В каком заголовке, по вашему мнению, выражена тема картины, а в каком - её основная мысль?

-Как вы понимаете её название?

- Кому могло принадлежать это восклицание?

2. Словарная работа

С помощью словаря выясняется значение следующих слов и выражений:

Бурачок (бурак) — круглый коробок из бересты (диалектное, просторечное, устаревшее слово);

Батька (батя) — отец (просторечная, разговорная форма);

Вот те! (вот тебе!) — удивлённое восклицание  по поводу чего-то неожиданного;

Вот те и батькин обед! — горестное недоумение, сожаление о том, что обед безнадёжно испорчен, пропал.

    1. Рассматривание картины

— Рассмотрите внимательно картину. Можем ли мы с вами что-либо по ней предугадать?

    1. Беседа по картине ( домашнее задание: дети готовили творческие вопросы)

Работа в группах:

1 группа - задаёт творческие вопросы, касающиеся главного героя картины мальчика Васятки.

2 группа - творческие вопросы, касающиеся белого лохматого пса.

3 группа - творческие вопросы: окружение мальчика и собаки, настроение и фон картины.


Творческие вопросы по картине (задают дети)

— Что изображено на картине? Какое время года? Кто главный герой картины? Сколько ему лет? Попробуйте по внешнему облику охарактеризовать его. (На картине изображён крестьянский  мальчик и собака,  сидящие около какого-то дерева: видна часть его старого могучего ствола. Сейчас лето: около дерева виден кустик с зелёными листьями, мальчик бос и легко одет. Одежда, причёска, внешний облик выдают в нём крестьянского мальчика. Рядом лежит опрокинутый бурачок, из которого пролилось молоко.  Мальчик держит в руке крышку от бурачка.)

— Какие чувства выражают лицо и поза мальчика? Как смотрит на своего маленького хозяина собака? (Мальчик сидит, горестно подперев голову  рукой. Он очень расстроен. Белый лохматый пес смотрит на своего хозяина так, словно сочувствует ему.)

— Как и любой крестьянский мальчик, герой этой картины с детства не привык бездельничать. Как вы думаете, какое поручение выполнял мальчик? (Мама велела ему отнести отцу обед в поле.)

— Куда, как вы думаете, нёс мальчик обед? Из чего  этот обед состоял? Что случилось по дороге? Кто, как вы думаете, был виноват в том, что молоко пролилось из бурачка? (Мальчик нёс обед отцу, ведь в названии картины сказано «Вот те и батькин обед!» Мальчик заигрался с собакой или споткнулся, опрокинул бурачок и пролил молоко. Наверное, в этом происшествии виноваты оба. Но нет теперь обеда для «батьки». И отец голодным останется и от матери попадёт. Может быть, и нечем ей больше кормить домашних.)

— Как вы думаете, каково отношение самого художника к изображённому на картине?  Какие изобразительные средства помогают нам это понять? (В этой картине нет ярких красок, в основном это оттенки коричневого, серого, белого цветов. Всё внимание художника устремлено на мальчика, он, его лицо являются композиционным центром картины. К этому центру как бы притягивается всё остальное изображение: собака, голова которой поднята по направлению к хозяину, тёмный фон, который подчёркивает белизну и детскую округлость лица мальчика, его светлые волосы и белую рубашку. Видно, что художник жалеет мальчика, сочувствует ему.)

Вывод: Чему учились, выполняя данный вид работы?



    1. Рассказ о художнике

- Как вы думаете какой человек мог написать данную картину?

- Какие черты характера были присущи художнику? (Высказывания детей)

Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) очень хотел стать художником. Долгое время он старался учиться сам, затем поехал в Петербург, где стал учеником очень известного портретиста В.Л.Боровиковского. Но и в Петербурге он много занимался самостоятельно. В Эрмитаже, знаменитом собрании зарубежной живописи, копировал картины старых европейских мастеров, стараясь постичь секреты живописного искусства. Долгие годы жил в своей усадьбе Сафонково в Тверской губернии. Там он организовал художественную школу, которая просуществовала около двадцати лет. Обучая живописи других, создавая картины  сам, Венецианов всегда придерживался своего главного метода: «Ничего не изображать иначе, как только в натуре… и повиноваться ей одной».

Эпизоду из жизни крестьянского мальчика, как мы это уже узнали, посвящена и его картина «Вот те и батькин обед!»

Вывод:

    1. Рассказ эпизода. Гордеева Анастасия

=Как вы думаете, какое происшествие из жизни самого художника помогла написать ему его картину «Вот те и батькин обед!»

а) это история из детства художника; б) Венецианов был свидетелем подобного случая из жизни знакомого ему крестьянского мальчика и, наверное, чем-то помог ему.

— Этот эпизод рассказывается в книге писателя Л.Вагнера «Повесть о художнике Венецианове».

«ВОТ ТЕ И БАТЬКИН ОБЕД!»

Однажды Венецианов возвращался из леса в деревню. Вдруг под дубом около дороги он увидел светловолосого крестьянского мальчика. Тот горестно задумался о чем-то. Рядом валялся пустой бурачок. Белый лохматый пёс печально смотрел на маленького хозяина.

Алексей Гаврилович окликнул Васятку. Мальчик вскочил с земли и хотел бежать, но, увидев доброго барина, рассказал о  своём несчастье. Он нёс отцу в поле обед, заигрался с Шариком и пролил всё молоко.

Мальчик с надеждой смотрел на Венецианова . Вдруг он выручит из беды?

Художник отвёл его к бабке Аксинье. У неё купили молока. Вскоре счастливый Васятка нёс отцу обед.

А на другой день мальчик вместе с Шариком снова пришёл к дубу. Там ждал его художник. Он попросил Васятку сесть, как вчера. Тот кивнул. Пёс улёгся рядом.

Венецианов установил этюдник и стал быстро писать. Через несколько дней картина была окончена. Художник дал ей название «Вот те и батькин обед!»




    1. Составление таблицы на основе текста. Лексическая работа



Кто? Что?

Какой? Как?

Что делал? Что сделал?

мальчик
тот
хозяин
он
Васятка

крестьянский
светловолосый
маленький
печальный
знакомый

сидел
вскочил

художник
Венецианов
Алексей Гаврилович
барин

добрый

возвращался
увидел
окликнул

пёс
Шарик

белый
лохматый

смотрел
печально

бурачок
посуда для молока

берестяной

валялся


    1. Составление плана сочинения

  1. Художник и его картина.

  2. Беда. Огорчён.

  3. Васятка и Шарик.

  4. Цвет и настроение картины.

  5. Моё отношение к картине.


    1. Орфографическая подготовка к написанию сочинения


10. Написание сочинения учащимися

  1. Контрольно-оценочная деятельность

-Как вы думаете, достиг ли наш урок цели?

-Почему?

-Какие виды работ вам понравились?

-Чьи вопросы были самыми интересными?



.



6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!