СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающие игры на старшем этапе обучения иностранному языку

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье «обучающие игры при изучении немецкого языка на старшем этапе» описана роль обучающих игр в обучении иностранному языку. Показана практическая значимость и теоретически обоснована эффективность применения компьютерных обучающих игр. В работе охарактеризована компьютерная игра «Путешествие по Берлину», принципы ее использования в очном и дистанционном форматах обучения.

Просмотр содержимого документа
«Обучающие игры на старшем этапе обучения иностранному языку»

УДК 372.881.161.1

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

А.Н. Аникеев

Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ»

e-mail: hanss86@mail.ru


Аннотация: В статье «обучающие игры при изучении немецкого языка на старшем этапе» описана роль обучающих игр в обучении иностранному языку. Показана практическая значимость и теоретически обоснована эффективность применения компьютерных обучающих игр. В работе охарактеризована компьютерная игра «Путешествие по Берлину», принципы ее использования в очном и дистанционном форматах обучения.

Ключевые слова: обучающие игры, немецкий язык.

Обучающая и воспитательная роль игры интересовала человечество давно. Еще Платон рассматривал игру именно в этом ключе. Он утверждал, что «игра наиболее свойственна человеку, особенно же – молодому, и поэтому преподносимое в игровом виде усваивается лучше всего, как и лекарственное снадобье; врач старается приготовить в наиболее легко усваиваемом виде, однако, играя, можно познать истину; это особенно касается воспитания детей, которое наиболее успешно, когда совершается в игре» [1, с. 106]

В эпоху Средневековья, когда школа основным методом обучения считала зубрежку и порку, о дидактической роли игры надолго забыли. И только в XVI веке, в эпоху Возрождения, когда в мире восторжествовал гуманизм и дидактика «повернулась лицом» к ребенку, признав его не «сосудом греха», а уникальной, самоценной личностью, педагоги всего мира снова заинтересовались игрой как средством обучения. Чешский педагог Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» подчеркивал, что с помощью детской игры учитель «может сделать обучение легким, разумным и прочным, доводя своих учеников до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [2, с.31].

Педагоги-практики всех времен также признавали важность игры в обучении. Так, А.С. Макаренко не уставал подчеркивать, что «игра доставляет ребенку удовольствие, а …. хорошо организованная игра поможет ему …. пройти переходный этап к труду…. С помощью игры можно приучить человека к трудолюбию. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу» [4, с. 43]

На уроке иностранного языка, когда общение вынужденно моделируется через учебные ситуации, игра способствует созданию психологической готовности обучаемых к речевому общению. При этом игра должна отвечать целому ряду требований: быть экономной по времени и направленной на решение определенных учебных задач; быть «управляемой», «вписываться» в ритм работы на уроке; снимать напряжение урока и поддерживать речевую активность учащихся; акцентировать внимание обучаемых на игровом моменте, оставляя для них учебные цели на втором плане; вовлекать всю группу обучаемых в речевую деятельность [6, C. 217].

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры в обучении, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».[5]

Таким образом, игра на уроке иностранного языка выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую.

Использование игрового метода при обучении иностранному языку позволяет выполнить множество методических задач.

Игра – средство, которое создает условия реальности, подъем мотивации, общего интереса к изучаемому предмету, активизирует общение ученик-ученик, в условиях равенства и партнерства, стирает непреодолимый барьер учитель-ученик.

Игра вовлекает в процесс обучения даже самого слабого, ведь важны не только твердые знания предмета, но и сообразительность и находчивость.

В наше время особое место среди обучающих игр заняли компьютерные игры. Компьютерная игра, специально разработанная к конкретной теме урока, становится тренажером в самостоятельной работе учащегося, помогает ему избавиться от рутины тренировок, управляет учебной деятельностью обучаемого и создает условия для формирования прочных знаний. Использование программированных игр на уроках иностранного языка – обязательное условие качественного и эффективного обучения в наше время. Интегрирование повседневного урока с компьютером и игрой позволяет учителю сделать процесс обучения ярче, интереснее, эффективнее и увлекательнее для обучаемого.

Решая свои игровые задачи, учащиеся получают возможность выполнить коммуникативно-познавательные задачи урока, причем проходить работа будет в психологически комфортной, непринужденной обстановке игры и вызовет в итоге не усталость, а ощущение победы плюс прочные знания [3,с.14].

Приведем пример компьютерной обучающей игры «Путешествие по Берлину». Игра является универсальной, так как может использоваться на разных этапах обучения (среднем и старшем) и в классах с повышенных уровнем обучения иностранному языку, и преследовать разные функции (обучающую, развивающую, контролирующую). Игра разработана в файле «exe» и способна работать на любой версии Windows. Она очень проста в использовании и работе, но эффективна при обучении. В современных реалиях обучения у данной игры появляется еще одно преимущество: ее можно использовать при дистанционном обучении. Игра разработана таким образом, что практически исключается присутствие учителя. Файл «весит» 10 мегабайт и может быть размещен не только на компьютере учителя или в кабинете информатики, но и на различных платформах, будь то «Moodle», «Дневник.ру», облако и т.д.

Данная компьютерная игра предназначена в основном для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Но также ее можно использовать в 10-11 классах и СПО. Раздел «лингвострановедение» актуален на всех этапах изучения языка.

Игра составлена на основе учебников И.Л. Бим «SCHRITTE 4» и «SCHRITTE 5». В ней собраны самые известные достопримечательности столицы Германии Берлина. Она помогает изучить темы: «Подготовка к путешествию по Германии» и «Путешествие по Берлину».

Игра выполняет обучающую, тренировочную, так и контролирующую функцию. Она используется на уроке, во внеурочной работе и при самоподготовке обучающихся. Она представляет собой интерактивную экскурсию по Берлину; знакомит с достопримечательностями центра столицы, их расположением и основными туристическими маршрутами по центру города.

Щелчком по кнопке открывается карта. На карте выделяется Берлин, его виды, и обучающемуся дается несколько общих вопросов по столице Германии. При условии правильного ответа на них обучающийся получает доступ к интерактивной карте города с обозначенными на ней достопримечательностями. Нажав кнопку «показать маршрут», обучающийся видит маршрут, по которому будет проходить экскурсия, чтобы заранее подготовиться к работе. Экскурсия начинается щелчком по кнопке «старт». Интерактивный автобус движется по маршруту до первой остановки (достопримечательность №1), автоматически останавливается, и обучающийся видит фото достопримечательности и серию вопросов по ней (от 3 до 7). Вопросы даны в виде теста множественного выбора с 4 вариантами ответа. Экскурсия продолжается до конца маршрута. В конце программа показывает количество правильных и неправильных ответов и выставляет оценку по 5-балльной шкале. Кнопка «контроль» открывает вопросы с ответами обучающегося и комментариями («правильно»/ «неправильно»). Кнопка «назад» возвращает обучающегося к карте и позволяет пройти экскурсию снова. Вопросы предоставляются в рандомном порядке, который генерируется в момент открытия карты, что позволяет проходить экскурсию неограниченное количество раз и исключает возможность механического списывания.

Таким образом, применение дидактических игр в преподавании иностранного языка позволяет сделать обучение ненавязчивым, мотивированным и увлекательным, способствует поддержанию мотивации к обучению в целом и изучению иностранного языка в частности.





Список литературы

  1. Абдуллаева С. А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - №3(16). - С. 11-14

  2. Богданова Д. А. Об использовании ИКТ в школах // Новые информационные технологии в образовании. Сборник трудов конференции. - 2015. - С. 31-36

  3. Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. Москва: изд. Флинта: Наука, 2005.

  4. Васильева Л. И. ИКТ компетентность учителей в общеобразовательной школе // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. - 2013. - С. 171-174

  5. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/5599-2014-06-24-13-54-51

  6. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М., 2008. — 272 с.

Аникеев Александр Николаевич, преподаватель ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум», магистрант 1 курса БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!