УДК 372.881.161.1
ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
А.Н. Аникеев
Борисоглебский филиал ФГБОУ ВО «ВГУ»
e-mail: hanss86@mail.ru
Аннотация: В статье «обучающие игры при изучении немецкого языка на старшем этапе» описана роль обучающих игр в обучении иностранному языку. Показана практическая значимость и теоретически обоснована эффективность применения компьютерных обучающих игр. В работе охарактеризована компьютерная игра «Путешествие по Берлину», принципы ее использования в очном и дистанционном форматах обучения.
Ключевые слова: обучающие игры, немецкий язык.
Обучающая и воспитательная роль игры интересовала человечество давно. Еще Платон рассматривал игру именно в этом ключе. Он утверждал, что «игра наиболее свойственна человеку, особенно же – молодому, и поэтому преподносимое в игровом виде усваивается лучше всего, как и лекарственное снадобье; врач старается приготовить в наиболее легко усваиваемом виде, однако, играя, можно познать истину; это особенно касается воспитания детей, которое наиболее успешно, когда совершается в игре» [1, с. 106]
В эпоху Средневековья, когда школа основным методом обучения считала зубрежку и порку, о дидактической роли игры надолго забыли. И только в XVI веке, в эпоху Возрождения, когда в мире восторжествовал гуманизм и дидактика «повернулась лицом» к ребенку, признав его не «сосудом греха», а уникальной, самоценной личностью, педагоги всего мира снова заинтересовались игрой как средством обучения. Чешский педагог Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» подчеркивал, что с помощью детской игры учитель «может сделать обучение легким, разумным и прочным, доводя своих учеников до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя» [2, с.31].
Педагоги-практики всех времен также признавали важность игры в обучении. Так, А.С. Макаренко не уставал подчеркивать, что «игра доставляет ребенку удовольствие, а …. хорошо организованная игра поможет ему …. пройти переходный этап к труду…. С помощью игры можно приучить человека к трудолюбию. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу» [4, с. 43]
На уроке иностранного языка, когда общение вынужденно моделируется через учебные ситуации, игра способствует созданию психологической готовности обучаемых к речевому общению. При этом игра должна отвечать целому ряду требований: быть экономной по времени и направленной на решение определенных учебных задач; быть «управляемой», «вписываться» в ритм работы на уроке; снимать напряжение урока и поддерживать речевую активность учащихся; акцентировать внимание обучаемых на игровом моменте, оставляя для них учебные цели на втором плане; вовлекать всю группу обучаемых в речевую деятельность [6, C. 217].
Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры в обучении, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».[5]
Таким образом, игра на уроке иностранного языка выполняет следующие функции: обучающую, воспитательную, развлекательную, коммуникативную, релаксационную, психологическую, развивающую.
Использование игрового метода при обучении иностранному языку позволяет выполнить множество методических задач.
Игра – средство, которое создает условия реальности, подъем мотивации, общего интереса к изучаемому предмету, активизирует общение ученик-ученик, в условиях равенства и партнерства, стирает непреодолимый барьер учитель-ученик.
Игра вовлекает в процесс обучения даже самого слабого, ведь важны не только твердые знания предмета, но и сообразительность и находчивость.
В наше время особое место среди обучающих игр заняли компьютерные игры. Компьютерная игра, специально разработанная к конкретной теме урока, становится тренажером в самостоятельной работе учащегося, помогает ему избавиться от рутины тренировок, управляет учебной деятельностью обучаемого и создает условия для формирования прочных знаний. Использование программированных игр на уроках иностранного языка – обязательное условие качественного и эффективного обучения в наше время. Интегрирование повседневного урока с компьютером и игрой позволяет учителю сделать процесс обучения ярче, интереснее, эффективнее и увлекательнее для обучаемого.
Решая свои игровые задачи, учащиеся получают возможность выполнить коммуникативно-познавательные задачи урока, причем проходить работа будет в психологически комфортной, непринужденной обстановке игры и вызовет в итоге не усталость, а ощущение победы плюс прочные знания [3,с.14].
Приведем пример компьютерной обучающей игры «Путешествие по Берлину». Игра является универсальной, так как может использоваться на разных этапах обучения (среднем и старшем) и в классах с повышенных уровнем обучения иностранному языку, и преследовать разные функции (обучающую, развивающую, контролирующую). Игра разработана в файле «exe» и способна работать на любой версии Windows. Она очень проста в использовании и работе, но эффективна при обучении. В современных реалиях обучения у данной игры появляется еще одно преимущество: ее можно использовать при дистанционном обучении. Игра разработана таким образом, что практически исключается присутствие учителя. Файл «весит» 10 мегабайт и может быть размещен не только на компьютере учителя или в кабинете информатики, но и на различных платформах, будь то «Moodle», «Дневник.ру», облако и т.д.
Данная компьютерная игра предназначена в основном для обучающихся 8-9 классов общеобразовательной школы. Но также ее можно использовать в 10-11 классах и СПО. Раздел «лингвострановедение» актуален на всех этапах изучения языка.
Игра составлена на основе учебников И.Л. Бим «SCHRITTE 4» и «SCHRITTE 5». В ней собраны самые известные достопримечательности столицы Германии Берлина. Она помогает изучить темы: «Подготовка к путешествию по Германии» и «Путешествие по Берлину».
Игра выполняет обучающую, тренировочную, так и контролирующую функцию. Она используется на уроке, во внеурочной работе и при самоподготовке обучающихся. Она представляет собой интерактивную экскурсию по Берлину; знакомит с достопримечательностями центра столицы, их расположением и основными туристическими маршрутами по центру города.
Щелчком по кнопке открывается карта. На карте выделяется Берлин, его виды, и обучающемуся дается несколько общих вопросов по столице Германии. При условии правильного ответа на них обучающийся получает доступ к интерактивной карте города с обозначенными на ней достопримечательностями. Нажав кнопку «показать маршрут», обучающийся видит маршрут, по которому будет проходить экскурсия, чтобы заранее подготовиться к работе. Экскурсия начинается щелчком по кнопке «старт». Интерактивный автобус движется по маршруту до первой остановки (достопримечательность №1), автоматически останавливается, и обучающийся видит фото достопримечательности и серию вопросов по ней (от 3 до 7). Вопросы даны в виде теста множественного выбора с 4 вариантами ответа. Экскурсия продолжается до конца маршрута. В конце программа показывает количество правильных и неправильных ответов и выставляет оценку по 5-балльной шкале. Кнопка «контроль» открывает вопросы с ответами обучающегося и комментариями («правильно»/ «неправильно»). Кнопка «назад» возвращает обучающегося к карте и позволяет пройти экскурсию снова. Вопросы предоставляются в рандомном порядке, который генерируется в момент открытия карты, что позволяет проходить экскурсию неограниченное количество раз и исключает возможность механического списывания.
Таким образом, применение дидактических игр в преподавании иностранного языка позволяет сделать обучение ненавязчивым, мотивированным и увлекательным, способствует поддержанию мотивации к обучению в целом и изучению иностранного языка в частности.
Список литературы
Абдуллаева С. А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - №3(16). - С. 11-14
Богданова Д. А. Об использовании ИКТ в школах // Новые информационные технологии в образовании. Сборник трудов конференции. - 2015. - С. 31-36
Бовтенко М.А. Компьютерная лингводидактика: Учебное пособие. Москва: изд. Флинта: Наука, 2005.
Васильева Л. И. ИКТ компетентность учителей в общеобразовательной школе // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации. - 2013. - С. 171-174
Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1986. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/5599-2014-06-24-13-54-51
Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М., 2008. — 272 с.
Аникеев Александр Николаевич, преподаватель ГБПОУ ВО «Борисоглебский дорожный техникум», магистрант 1 курса БФ ФГБОУ ВО «ВГУ»