СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающие структуры сингапурской технологии, как одна из форм повышения активности на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания английского языка. Это – фундаментальная методика, классический подход к изучению английского языка, лингвосоциокультурный метод, коммуникативный метод, интенсивная методика и многие другие. 

В зависимости от поставленных целей учителя английского языка сегодня активно используют самые разные образовательные технологии.

Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности.  Одна из перспективных технологий - обучение в сотрудничестве.

На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения — страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования. 

Просмотр содержимого документа
«Обучающие структуры сингапурской технологии, как одна из форм повышения активности на уроках английского языка»

Тема: Обучающие структуры сингапурской технологии, как одна из форм повышения активности на уроках английского языка


ВВЕДЕНИЕ

Поиск эффективных технологий, путей и методов, приемов и средств развития различных умений и навыков обучения иноязычному общению ведется давно. Особенно значимой и актуальной эта проблема становится сегодня в контексте ФГОС нового поколения.

На сегодняшний день существует множество различных методик и способов преподавания английского языка. Это – фундаментальная методика, классический подход к изучению английского языка, лингвосоциокультурный метод, коммуникативный метод, интенсивная методика и многие другие.

В зависимости от поставленных целей учителя английского языка сегодня активно используют самые разные образовательные технологии.

Несомненно, предпочтение должно отдаваться методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности. Одна из перспективных технологий - обучение в сотрудничестве, где главная идея - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Наиболее интересные варианты этого метода.

 Student Team Learning (STL, обучение в команде)

 Jigsaw (пила)

 Learning Together (учимся вместе)

На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения — страны, признанной по международным рейтингам, лидером в развитии школьного образования.

В основе Сингапурской методики - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Эта система очень похожа на советские и российские разработки Льва Выготского, Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Специалисты из Сингапура откровенно признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее из имеющегося в России и пропустили через американский опыт. Сингапурские методы обучения активно изучают и применяют на своих уроках наши коллеги из Татарстана.


КАК ЭТО РАБОТАЕТ

На сегодняшний день выявлены общие принципы Сингапурской методики:

  • равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;

  • графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;

  • обеспечение сменного состава пар и групп;

  • использование речевых клише;

  • возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.


Данные обучающие структуры помогут организовать:

  • работу в командах;

  • работу в парах;

а также

  • фронтальную работу.


Организация работы по „сингапурской“ методике

Первое, что бросается в глаза это необычное расположение парт. Обучаемые разделены на команды по 3–4 человека. Они сидят за сдвоенными партами, в центре которых находится табличка “Manage Mat”, с цифрами 1, 2, 3, 4 и буками А, В, А, В, чтобы легко распределять учеников для работы в команде, где каждый участник имеет свой номер, и работы в парах, где партнеры обозначены буквами.

При этом двое из них неизбежно оказываются спиной или боком к школьной доске. Урок сосредотачивается не у доски, даже если она интерактивная. Самое интересное происходит в центре класса.

В Сингапурской методике насчитывают около 250 структур, в нашей стране пока используются около 30.

В своей практике, для достижения поставленных целей и задач я использую такие обучающие структуры

Jot Thoughts

Round Robin

Similtanious Round Table

Tic-Tac-Toe

Rally Robin

Teambuilding

Think Write Round Robin

Timed Pair Share

Clockbuddies

Coners

Stir The Class

Mix-freeze-group


Сегодня хочу познакомить вас с некоторыми из них.


СТРУКТУРЫ БЛИЗКИЕ МНЕ

Я сама использую эти структуры совсем недавно. Сначала все это казалось довольно непонятным, а когда начала применять на практике, мне даже понравилось. Только вот на подготовку к уроку уходит много времени. Необходимо подбирать правильно и удачно материал для урока, так как у учеников может не хватить времени на ответы. На каждый ответ ученика отводится от 10 до 30 секунд. Время каждый раз засекается. Поэтому в кабинете (классе) должны находиться часы.


Структура «Teambuilding»

Одной из часто используемых мною структур является Teambuilding. Данное описание представлено по теме «After school». Эту структуру можно использовать в процессе актуализации изученного материала (новых лексических единиц и языкового материала), а также в качестве контроля приобретенных знаний и умений.

Традиционный урок, как правило, предполагает фронтальный опрос для активизации введенной лексики и отработки навыка использования различных грамматических структур. Такой вид работы обычно занимает около пяти минут, в зависимости от количества опрашиваемых. Например, учащимся 5 класса необходимо повторить Present Simple и рассказать, чeм они занимаются в свободное время.

Это же задание, при использовании структуры «Teambuilding» будет выглядеть следующим образом:

Урок в 5-м классе по учебнику ― Rainbow English. Традиционный урок предполагает фронтальный опрос для повторения пройденной лексики (ученики рассказывает о своих увлечениях: хожу в театр, рисую, слушаю музыку и т. Д.), Отработки навыка использования простого настоящего времени Present Simple Tense и модальных глаголов.

1. Все обучаемые (1 минуту) обдумывают или записывают свои увлечения в виде списка.

2. Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик), и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3. Центральный треугольник подписывается «everybody» (15-30 сек)

3. Каждый участник проговаривает одно из своих увлечений по кругу, остальные участники группы знаком (большой палец вверх, вниз) показывают, ели ли они то же самое. Если все участники команды поднимают большой палей вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все). Если выполняют трое – в часть под номером 3, двое - во второй треугольник и т. Д. (1 минута)

4. Фронтальная работа, учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике и просит одного из участников группы сообщить всему классу: «один (двое, трое) из нас….(играют в футбол)». Учитель корректирует предложения при необходимости. Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1 мин). В итоге получается несколько словосочетаний, записанных в определенных частях листка.


5. Выбор слогана команды, исходя из общих предложений, (1 минута)

Вся работа займет также, около пяти минут.


Что дает использование структуры «Teambuilding»?

Во первых:

-  полного вовлечения всех обучаемых,

-  равного участия,

-  учета всех типов восприятия: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (складывание листа, жесты) дигиталов (использование в комплексе вышеперечисленного, четкое формулирование правил).


Обычная работа на уроке - ответ на вопрос учителя, благодаря этой структуре, становиться работой, вовлекающей учеников в активное взаимодействие друг с другом, где каждый осознает себя частью команды и коллектива.


Структура Take Off – Touch down – «встать – сесть», структура для получения информации о классе, кто считает так или иначе;

Учащиеся слушают высказывание учителя или аудиофрагмент, после учитель задает вопрос и если утверждение верное, то учащиеся должны встать.

Teacher: Now we’ll listen to the text (слушаем аудиоматериал)

A: This is the picture of my friend’s family. They are all out in the garden, which is behind their house.

B: And who is that boy with a ball?

A: That’s Tom. He is my friend. He’s ten. He has a sister. Her name is Alice. She is ten too. And+ she likes to play with her dog.

B: And look at that man in the armchair with a book in his hands. Is he your friend’s brother?

A: Oh no. That is Tom’s father. His brother is the man in a dark T-shirt. His name is Peter. He speaks with a postman. He is Tom’s elder brother. He is nineteen.

B: And who are those two girls looking at the flowers?

A: Oh, one of them is Tom’s mother. She is on the left. And the other is Tom’s elder sister, Ann. And she’s on the right.


Teacher: Listen to me, if my statement is true, you should stand up. ( Слушаем меня внимательно, если утверждение верное, вы должны встать)

This is the picture of my cousin’s family? (False)

Tom is his friend. (True)

Tom is 14 (False)

Tom has two sisters (False)

She likes to play with her doll (False)

The man in the armchair with a book in his hands is Tom’s father. (True)

His brother is the man in a suit. (False)

Tom’s brother name is Peter. (True)

Tom’s mother is on the left. (True)

His elder sister is next to him. (False)


Teacher: Good job! You did it!( Отличная работа! Молодцы!)


В результате работы по структуре «Take Off – Touch down»


Каждый в классе:


  • Слушает учителя.

  • Пытается самостоятельно и не вслух осмыслить высказывания учителя,

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

  • Оценивает поле своего незнания, ставит учебные цели и задачи.


Следующая структура, используемакя мною на уроках это


Структура Single Round Robin

состоит в обсуждении вопроса каждого в группе по очереди, учащиеся должны говорить сами и слушать, и запоминать ответы других.

На подготовку дается 2 минуты для группы.

Возьмем пример из учебника Spotlight за курс 7 класса

Вопрос: Which predictions do you think will come true?

Учитель объявляет, что теперь у каждого из четырех участников команды, сидящих вместе, будет 15 секунд, чтобы сказать, о своих прогнозах трем остальным. Скажите, что нежелательно читать ответ с листа, следует рассказывать. Начинает участник под номером 1, включатся таймер. Должен ответить каждый участник команды.

Через 15 секунд, попросите учеников, сидящих под номером №4 встать (чтобы они точно знали, кто должен говорить), и сказать только что ответившему №1: «Было очень интересно тебя слушать». Пусть №1 скажет «Thank you» в ответ.

Такие же действия проделывают во время выступления последующих выступающих.

Реплики можно варьировать по своему усмотрению.

Рефлексия: Опрашиваю несколько участников о себе и о том, что сказал их партнер.

В заключении, можно дать задание записать, что говорил партнер «по лицу», то есть сидящий, напротив. Таким образом, каждый в команде:

  • запишет и расскажет, какие прогнозы на будущее сбудутся,

  • расскажет (и запишет), что говорил об этом его партнер,

  • поблагодарит одноклассника за рассказ,

  • будет иметь возможность ответить перед всем классом.


В 6 классе я с легкостью и с удовольствием применяю структуру Jot Thoughts на уроках по темам: Великобритания, спортивные игры, праздники, в результате у учеников накапливается словарный запас, также с этими словами можно составлять и предложения.

А со структурой Corners можно узнать предпочтения учеников, к примеру тема Лондон, задаю вопрос: Какой из достопримечательностей Лондона вы бы хотели посетить и почему? Ученики встают по углам по предпочтению, а на вопрос почему со структурой Timed Pair Share, они высказывают своим одноклассникам свое мнение, не боясь ошибиться. для контроля можно опросить одно-двух учеников, что нового он узнал у своего друга.


СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ


Как же контролировать правильность ответов, когда несколько человек говорят одновременно, и как их оценивать?

Обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность

Отметки можно выставлять следующим образом:

  • учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;

  • на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;

  • в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;

  • учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу.


РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ ПО СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКЕ


Использование Сингапурской методики

  • Не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.

  • Обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;

  • Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;

  • Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;

  • Отвечает требованиям всех стилей обучения.

  • Предоставляет возможность реальной организации сотрудничества детей и учителя

  • Обеспечивает социализацию;

  • Создает условия для развития мышления и речи учащихся

  • Имеет здоровьесберегающую направленность


Наряду с закреплением изученного способствует воспитанию чувства уважения друг к другу, толерантности. Здесь нет лидеров, все равны. Такой метод нравится и самим ребятам. А учителям помогает правильно распределить время, на одном уроке проверить знания всех учеников. Но самое главное, на мой взгляд, заключается в том, что учитель вместе с учениками должен теперь посмотреть на образовательный процесс по-иному: преподавателю следует практиковаться в использовании новых структур, а самим учащимся – учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. Замечу: данная методика не требует изменения хода всего урока, она предусматривает применение лишь одного-двух элементов методики, которые вправе выбирать сам учитель. Использование обучающих структур сингапурской методики на различных этапах урока считаю приемлемым, когда идет повторение домашнего задания и закрепление темы: при общении со своими партнерами учащийся вынужден несколько раз повторить материал, что способствует его отработке и усвоению. Да и перемещение по классу во время урока, поиск партнера для сотрудничества оказывают положительное влияние на весь ход обучения.

Таким образом, используя выше приведённую технологию, можно решить вопрос повышения мотивации к обучению у учащихся и ряд вопросов по реализации ФГОС.

Однако есть в применении обучающих структур сингапурской технологии и некоторые сложности или минусы.

  • Этой методике надо сначала научить. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  • К минусам некоторые относят и обезличенное обращение к детям по номерам. Некоторые считают, что зацикленность на нумерации - главный недостаток сингапурской системы. Номера используются в тот момент, когда учителю нужно рационально использовать время урока, например, распределяя между учащимися задания. А когда дети начали отвечать, педагог обращается к ним только по имени.

  • Статичность сингапурской системы. Она запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык их нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности). Система не меняется, не подстраивается под наш менталитет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо подчеркнуть, что любой опыт - успешный или не очень - бесценен, так как дает нам возможность проверить все на практике. Опыт дает нам основания двигаться дальше, пробовать и рисковать. Знание и применение современных тенденций в методике обучения позволяет сделать практическую работу учителя более интересной и разнообразной, поможет выполнить главную задачу учителя сегодня – найти эффективные средства обучения для качественного образования детей, научить их самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Спасибо за внимание!