СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее занятие для подготовки волонтеров

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Обучающее занятие для подготовки волонтеров»

Обучающее занятие для подготовки волонтеров

«Формы работы волонтерского объединения »

Цель: Определение форм организации социального служения.

Ход занятия

  1. Блок «снятие эмоционального напряжения, взаимодействие»

Упражнение 1 «Встреча»

Инструкция: каждый обучающийся получает задание, поздороваться со всеми членами группы, так как это делают в разных странах. Приложение 1

Упражнение 2 «Интервью»

Инструкция: группа делиться на пары, берут друг друга интервью. Приложение 2

Текст интервью:

- Как бы ты хотела, чтобы к тебе обращались на занятии?

- Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время

- Кого бы ты взяла с собой на необитаемый остров?

- Чтобы ты в себе изменила?


  1. Принятие правил работы в группе


1.Умейте слушать друг друга.

Это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его.

2. Говорите по существу

3. Проявляйте уважение

4. Закон «НОЛЬ- НОЛЬ»

5.Конфеденциальность

То что происходит на занятии, остается между участниками.

6.Правило «СТОП»

Если обсуждение какого – то личного опыта участников становиться неприятным или небезопасным, тот , чей опыт обсуждается , может закрыть тему, сказав «стоп».

7.Каждый говорит за себя , от своего имени.

Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю , что ….» и т.п.

8.Правило «Понятой руки »


Обучающиеся предлагают свои правила.

Психологический комментарий: обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться в дальнейшем работа.





  1. Теоретический блок.

Формы организации социального служения.

1.Социальные акции – привлечение внимания людей к определенной проблеме, попыткам заставить задуматься.

Социальная акция – это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определенных социальных целей.

Социальные акции могут иметь совершенно разные способы организации и взаимодействия людей. Например, это могут быть встречи в школе с каким – то значимым персонажем, митинг, распространение листовок и флешмобы.

В акции есть определенный алгоритм:

1.Постановка цели и смысла акции

Прежде всего, необходимо как можно более четко выбрать одну цель, ради которой проводится акция. Либо это создание известности, либо это просвещение и пропаганда, либо это сбор денег, привлечение средств (франдрайзинг)

2.Бюджет события

Оценить что можно сделать своими силами, а для чего понадобится помощь спонсоров

3.Снижение риска

Риск провала акции возможен на любом ее этапе, поэтому надо постараться максимально снизить все отрицательные моменты

4.Команда

Четкое распределение обязанностей, один руководитель, человек который за все должен отвечать, координировать. Некоторые акции сможет провести и один человек, а вот в организации должны участвовать все члены команды.

5.Общение с социальными партнерами

Все организации с которыми будет организовано сотрудничество

Первый шаг – создание фонда социальных партнеров, определение значимости каждого

Второй шаг – подготовка представлений , специально продуманных текстов для обращения к потенциальному партнеру. Важно заранее написать текст обращения, состоящий из коротких понятных предложений, объясняющих цели и содержание акции и необходимость сотрудничества.

Третий шаг – работа с социальными партнерами, общение, получение результата.

Последний шаг – прощание с партнером, нужно всегда оставаться друзьями. Поэтому нужно сделать что – то приятное (Подумайте чего).

6. Обратная связь

Благодарность всем кто принял участие в акции. Мнение социума, обратная связь.

Флешмоб

Флешмоб или флэшмоб (от англ.flash mob – flash- вспышка; mob – толпа, дословный перевод «вспышка толпы» или как «мгновенная толпа» ) – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей (мобберы ) внезапно появляются в общественном месте, выполняют заранее оговоренные действия (сценарий), и затем расходяться.

Основные принципы флешмоба :

Спонтанность в широком смысле слова; отсутствие централизованного руководства, отсутствие рекламных или политических целей , в ходе акции участники не должны никак показывать то что они знакомы и их что – то связывает.

Флешмоб рассчитан на случайных зрителей, вызывая смешанные чувства непонимания, интереса и даже участия.

Цель : участники могут преследовать абсолютно разные цели. Кто – то развлечение, почувствовать себя свободным от стереотипов поведения, произвести впечатление на окружающих, получить острые ощущения, эмоциональная подзарядка.

Это основные моменты, а более подробно мы с вами поговорим когда будем готовы организовать флешмоб.

Упражнение «Социальные партнеры»

Напишите все возможные структуры, с кем мы можем общаться.

Упражнение «Планирование акции»

Работа по группам

Пример: пропаганда зож, зкологическая акция.

2. Волонтёрский проект – вид социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является седством разрешения противоречия между социальной проблемой и потребностью личности.

Проекты добровольческой деятельности должны отвечать трем основным требованиям:

во-первых, проект – это план действий по удовлетворению конкретных потребностей его участников и по решению конкретных проблем местного сообщества;

во-вторых, проект – это способ привлечения дополнительных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.п.). Проект – психолого-педагогическое и материально-экономическое обоснование способов решения конкретных проблем и потребностей.

Цели и задачи проектирования:

Цель проектирования:

- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи проектирования:

- повышение общего уровня культуры школьников за счет получения дополнительной информации;

- формирование навыков «разумного социального» поведения в сообществе;

- закрепление навыков командной работы;

- совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).


Функциональное назначение проекта:

  • оказывает влияние на социальное окружение, в котором он реализуется;

  • формируется в конкретных социальных, пространственных и временных условиях;

  • имеет образовательное воздействие на участников и позволяет учиться на основе эксперимента;

  • является продуктом интеллектуальной деятельности;

  • подразумевает оценку эффективности изменений, которая связывает идею и ее воплощение в социальном проекте.

Успешность того или иного проекта зависит как от индивидуальной или общественной потребности в организации определенной деятельности, так и от достижения эффекта в социальной сфере и расширения числа людей, получающих пользу от реализации проекта.


Проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по ее реализации. Проект, как правило, включает:

  1. Введение (анализ, разъяснение актуальности и новизны по сравнению с аналогами, указание сферы применения, функционального назначения, выявление конкретной, локальной и решаемой проблемы).

  2. Постановка цели деятельности и конкретных, измеряемых и достижимых задач.

  3. Управленческо-кадровый аспект (механизм управления, квалификация персонала).

  4. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий).

  5. Характеристика и способ оценки планируемых результатов.

  6. Бюджет. Материально-техническое обеспечение.


Методика работы над проектом включает восемь стадий.

1-я стадия. Подготовка к работе над проектом

Данная стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений детей, необходимых для социально значимой деятельности, их представлений о современном этапе развития общества, знания ситуации и перспектив развития своего города, района, области. В частности, акцентируется внимание на проблемах своего образовательного учреждения. Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете прежде всего себе!».


2-я стадия. Выбор проблемы

Здесь детям предстоит детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для их жизни и деятельности и требуют решения. После обсуждения проблем, характерных для конкретной ситуации, можно разделить участников на творческие группы по 3—5 человек, каждая из которых должна представить свои аргументы по данной проблеме.

При выборе проблемы следует обращать внимание на такие существенные критерии, как:

  • посильность задачи для команды детей;

  • ее соответствие возрасту и возможностям ребят;

  • сумма затрат на реализацию проекта;

  • ожидаемые результаты.


Графически этот этап можно отразить следующей схемой:


3-я стадия. Сбор информации

После того как выбрана проблема для изучения, необходимо собрать исчерпывающую информацию. Примерный перечень источников:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, другие источники);

  • библиотека (книги, брошюры);

  • педагоги;

  • общественные организации;

  • родители;

  • административные органы и др.

После проведения широкомасштабной работы по сбору информации целесообразно создать редакционную группу, которая бы осуществила первичную обработку всего массива данных.


4-я стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы

Главной задачей этого этапа является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта.

При участии педагога ребята компонуют материалы по разделам:

  • актуальность и важность данной проблемы;

  • информация о различных подходах к решению данной проблемы;

  • программа действий, которую избрали ребята;

  • разработка варианта реализации выбранной программы с элементами моделирования позитивного решения администрацией.

Это трудоемкий этап работы, потому что дети должны не только формализовать процесс разработки проекта, но и просчитать, каким образом можно сдвинуть проблему с мертвой точки, и предложить администрации свою версию, свой проект решения.

При разработке собственного варианта реализации программы приемлема методика обсуждения:



Подходы

Стратегический

  1. Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта.

  2. Анализ проекта (тест на реальность) с позиций:

    • Эффективности

    • Посильности

    • Общественной приемлемости

    • Законности


План действий конкретной команды можно проиллюстрировать примером разработки учащимися акции «Дети против наркотиков».



5-я стадия. Реализация плана действий

Данная стадия предполагает, что дети сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы.

В этих целях возможны самые различные акции: ребята могут реализовать проект непосредственно через свое практическое участие, проведение трудовых дел, сбор средств, организацию фестивалей и др.

6-я стадия. Подготовка к защите проекта

Для того чтобы можно было компетентно оценить качество представленных проектов, они должны быть подготовлены по определенной логике и в соответствии с едиными требованиями.

Весь собранный материал надо сгруппировать в папку документов группы. Она состоит из двух разделов: демонстрационного и документального, каждый из которых отражает деятельность творческих микрогрупп.

7-я стадия. Презентация проекта

На этом этапе проходит устная защита проекта, где ребята представляют его и обосновывают его логичность и эффективность.

Данная часть работы может быть организована как конкурс групп, подготавливающих проекты по различной проблематике. Работы участников оценивает квалифицированное жюри, в которое могут входить не только педагоги, но и юристы, журналисты, представители правоохранительных, законодательных органов, общественности.

На презентации жюри суммарно оценивает как папку документов, так и устное выступление команды.

Презентация проекта является универсальным средством проявления знаний детей, их коммуникативных качеств, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически мыслить, делать обоснованные выводы.

8-я стадия. Рефлексия

Главная цель этого этапа — анализ самими детьми стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. При поддержке педагога проходит разбор проделанной работы, отмечаются встретившиеся трудности, оценивается вклад микрогрупп и отдельных участников, выявляются слабые стороны проекта, обсуждаются пути их исправления.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!