ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ЛИДЕР
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ – 2013»
Номинация «Менеджмент в профессиональном образовании» Храмова Людмила Глебовна
Обучающий семинар-практикум
«МОДЕЛИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Организация обучающего семинара-практикума
- Участники обучающего семинара – практикума - преподаватели и мастера производственного обучения ГБОУ СПО КО «Технологический колледж»
- Место проведения: ГБОУ СПО КО «Технологический колледж»
- Форма проведения: обучающий семинар-практикум
- Дата проведения: 22.10.2013 г.
- Учебное время: 45 минут
- Место проведения: учебная аудитория
Цели обучающего семинара-практикума:
- Овладение педагогами умениями определять и создавать условия профессионального развития обучающихся и проектировать индивидуальные образовательные маршруты по проблемам.
- Приобретение опыта разработки моделей, выбора средств формирования профессиональных компетенций у студентов и личности профессионала в целом.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт»
«Профессиональные стандарты должны стать системным механизмом, обеспчивающим профессиональный и карьерный рост учителя, чтобы через повышение квалификации преподавателей улучшалось и качество образования детей».
В.В. Путин
В.В. Путин, акцентирует внимание на важности введения профессионального стандарта педагога, который должен стать системным механизмом, обеспечивающим профессиональный рост педагога и как результат - качество образования детей.
5
Актуальность выбора темы:
- 1. Специалисты среднего профессионального образования востребованы на рынке труда. Получение среднего профессионального образования в колледже - это хороший старт для начала любой профессиональной карьеры.
- 2. Результаты обучения в системе среднего профессионального образования – сформированные общие и профессиональные компетенции и профессиональное развитие личности.
- 4. Моделирование как метод создает возможности для решения задач профессионального становления и определения условий для формирования профессиональных компетенций обучающихся.
- 6. Модель личности профессионала - идеальный образ выпускника, включает интегральные характеристики и ключевые профессиональные качества.
- 7. Доминирующая роль преподавателей и мастеров производственного обучения в подготовке конкурентспособных специалистов, в создании условий для формирования у студентов компетенций и личности профессионала в колледже.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
" Среднее профессиональное образование - направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования".
Этапы профессионального развития:
I.Самоопределение (профессиональное и личностное)
II. Самовыражение (в учебно-профессиональной деятельности)
III. Самореализациия в профессиональном процессе и продукте деятельности .
Требования к личности :
первокурсника:
выпускника:
интеллектуальная, мотивационная, поведенческая, социально- психологическая готовность к обучению по специальности
уровень сформированности общих и профессиональных компетенций, личностная готовность в профессиональной деятельности, профессиональному саморазвитию и самореализации
Метод моделирования
Позволяет:
- рассмотреть по аналогии на основе упрощения модель реального процесса формирования компетенций и личности профессионала;
- определить пути эффективного управления процессом формирования компетенций и личности профессионала;
- определить условия формирования компетенций через различные направления учебно-профессиональной деятельности, выбрать средства.
Практическая цель моделирования
- описание условий для прохождения студентами пути профессионального становления (от абитуриента до выпускника) с учетом имеющихся у него возможностей, ресурсов, а также нормативно обозначенных профессиональных требований к специалисту в системе среднего профессионального образования.
Этапы формирования профессиональных компетенций
Первый этап – развитие ключевых компетенций в аспекте реализации профессиональной подготовки.
Второй этап – становление базовых компетенций на основе выбора алгоритма решения профессиональных задач.
Третий этап – интеграция базовых и ключевых компетенций на основе решения профессиональных задач различной сложности (профессиональные пробы).
Четвертый этап – становление специальных компетенций путем погружения в профессиональную деятельность.
Модель личности профессионала (Митина Л.М.)
Ключевые профессиональные качества
Специальная компетентность
Организованность
Профессиональная жизненная активность
Интеллигентность
Социально-профессиональная мобильность
Креативность
Коммуникативность
«Мозговой штурм»
Какие проблемы возникают у студентов на пути их профессионального самоопределения и профессионального становления?
Задачи групповой проектной работы
- Рассмотреть исходный образ первокурсника, осваивающего субъектную позицию в учебно-профессиональной деятельности в аспекте "облака проблем", возникающих в процессе;
- Сравнить этот образ с идеальной моделью конкурентоспособного специалиста;
- Выбрать инструментарий для создания условий и конструктивного разрешения проблем профессионального становления (компенсации);
- Определить условия формирования субъектной позиции студентов в профессиональном развитии, профессиональных компетенций и личности профессионала в целом.
Цели обучающего семинара-практикума:
- Овладение педагогами умениями определять и создавать условия профессионального развития обучающихся и проектировать индивидуальные образовательные маршруты по проблемам.
- Приобретение опыта разработки моделей, выбора средств формирования профессиональных компетенций у студентов и личности профессионала в целом.
Спасибо за работу!