СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение анализу стихотворения Тютчева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой развернутый анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Silentium".

Просмотр содержимого документа
«Обучение анализу стихотворения Тютчева»

Урок литературы  в 10 классе

Урок литературы

в 10 классе

Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
  • Стихотворение представляет собой образец философской лирики Тютчева, раскрывающей проблему человеческого взаимопонимания (или непонимания?).
Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении? Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор. Молчи, скрывайся и таи… Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении, что усиливает стремление убедить кого-то. Любуйся ими – и молчи. Энергию убеждения поддерживает подбор рифм- точных, смежных, мужских.

Как развивается лирическая мысль поэта в стихотворении?

  • Обратите внимание на повелительную интонацию 1-ой строки, настойчивый повтор.
  • Молчи, скрывайся и таи…
  • Строфа заканчивается глаголами в повелительном наклонении, что усиливает стремление убедить кого-то.
  • Любуйся ими – и молчи.
  • Энергию убеждения поддерживает подбор рифм- точных, смежных, мужских.
Кого же хочет убедить поэт? К кому он обращается? Первая строфа- энергичное убеждение,обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека. Смысл этого убеждения : твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине , «как звезды в ночи».

Кого же хочет убедить поэт? К кому он обращается?

  • Первая строфа- энергичное убеждение,обращенное к себе ли, к другому, но нуждающемуся в помощи словом со стороны более опытного человека.
  • Смысл этого убеждения : твои чувства и мечты не погибнут, они будут жить той же прекрасной жизнью в душевной глубине , «как звезды в ночи».
Как понять смысл второй строфы?  Речь идет о возможности передать словом жизнь сердца , души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума. Сравнение – жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, - Питайся ими - и молчи.

Как понять смысл второй строфы?

  • Речь идет о возможности передать словом жизнь сердца , души, подсознания, то есть жизнь человеческого духа, которая не сводится к работе разума.
  • Сравнение – жизнь души сравнивается с незамутненными ключами, чистейшей водой.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстает внешний мир? Два мира ( внешний с наружным шумом и светом и внутренний, названный «таинственно-волшебным» вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными. Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…». Сохрани свой внутренний мир. Лишь жить в себе самом умей – Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи, - Внимай их пенью – и молчи!..

О каких двух мирах говорит поэт? Как они взаимодействуют? Каким предстает внешний мир?

  • Два мира ( внешний с наружным шумом и светом и внутренний, названный «таинственно-волшебным» вступают в противоречие. И последствия этих соприкосновений могут быть опасными.
  • Поэт предостерегает, уговаривая: «Лишь жить в себе самом умей…». Сохрани свой внутренний мир.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, -

Внимай их пенью – и молчи!..

Обратите внимание на слово, которым начинается и заканчивается стихотворение. Какой можно сделать вывод из этого наблюдения? Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф. Такова композиция стихотворения.

Обратите внимание на слово, которым начинается и заканчивается стихотворение. Какой можно сделать вывод из этого наблюдения?

  • Призывом «Молчи!..» начинается стихотворение. И этим же рефреном заканчивается каждая из трех его строф. Такова композиция стихотворения.
Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? ( «оне», « звезды»). Какова их функция? Найдите строки, ставшие афоризмом
  • Слова какого стиля вы обнаруживаете, читая стихотворение? ( «оне», « звезды»). Какова их функция?
  • Найдите строки, ставшие афоризмом
Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины:
  • Смысловой центр стихотворения - афористическое выражение философской мысли, познанной поэтом истины: "Мысль изреченная есть ложь" .
  • Акцент сделан на образе молчания, вынесенном и в заглавие. Им начинается и завершается стихотворение: "молчанием" лирический герой стремится "окольцевать" богатый мир души - рвущихся наружу, стремящихся к сердцу "другого" чувств, мыслей, мечтаний.
  • Образ молчания символизирует психологический заслон, которым человек должен оградить свой внутренний мир и от непонимания, и от "наружного шума", "дневной" суеты, прозы жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!