СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение чтению на начальном этапе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Обучение чтению младших школьников"

Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению на начальном этапе»

 ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ

   При первоначальном изучении всякого иностранного языка есть всегда скучные трудности, которые должен преодолеть ребенок по возможности быстрее. Когда он начнет уже кое-что понимать и читать хотя какие-нибудь легонькие вещи, тогда занятие становится для него приятным…  К. Д. Ушинский

При первоначальном изучении всякого иностранного языка есть всегда скучные трудности, которые должен преодолеть ребенок по возможности быстрее. Когда он начнет уже кое-что понимать и читать хотя какие-нибудь легонькие вещи, тогда занятие становится для него приятным…

К. Д. Ушинский

СТРУКТУРА ЧТЕНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Чтение – это средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков.

СТРУКТУРА ЧТЕНИЯ КАК ВИДА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения.
  • Чтение – это средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ Лингвистический компонент. Психологический компонент. Методологический компонент .

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ

  • Лингвистический компонент.
  • Психологический компонент.
  • Методологический компонент .
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Буквы. Буквосочетания. Слова. Словосочетания. Предложения .

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  • Буквы.
  • Буквосочетания.
  • Слова.
  • Словосочетания.
  • Предложения .
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Навыки чтения вслух и по себя слов, словосочетаний, предложений, текста.  Умения антиципации, вычленения главного, сокращения, интерпретации.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  • Навыки чтения вслух и по себя слов, словосочетаний, предложений, текста.

  • Умения антиципации, вычленения главного, сокращения, интерпретации.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ Умение читать по ключевым словам. Умение пользоваться транскрипцией при чтении. Умение пользоваться справочным аппаратом. Умение осуществлять языковую и контекстуальную догадку.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  • Умение читать по ключевым словам.
  • Умение пользоваться транскрипцией при чтении.
  • Умение пользоваться справочным аппаратом.
  • Умение осуществлять языковую и контекстуальную догадку.
СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ) Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал; Соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации;  Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова; Нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия); Использование двуязычного словаря учебника .

СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ)

  • Чтение вслух небольших текстов, содержащих изученный языковой материал;
  • Соблюдение правильного ударения в словах и фразах, правильной интонации;
  • Чтение про себя и понимание небольших текстов (содержащих только изученный материал), а также несложных текстов, содержащих отдельные новые слова;
  • Нахождение в тексте необходимой информации (имени главного героя, места действия);
  • Использование двуязычного словаря учебника .
СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ)   Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):  с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое \ поисковое чтение).  Использование словаря независимо от вида чтения .

СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ)

Чтение и понимание текстов с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения):

  • с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение);
  • с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
  • с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое \ поисковое чтение).

Использование словаря независимо от вида чтения .

Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.   Формирование умений : Определять тему, содержание текста по заголовку; Выделять основную мысль; Выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные; Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с пониманием основного содержания аутентичных текстов на материалах, отражающих особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка.

Формирование умений :

  • Определять тему, содержание текста по заголовку;
  • Выделять основную мысль;
  • Выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;
  • Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров Формирование умений : Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана); Оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; Комментировать \ объяснять те или иные факты, описанные в тексте.

Чтение с полным пониманием содержания несложных аутентичных адаптированных текстов разных жанров

Формирование умений :

  • Полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (раскрытие значения незнакомых слов, грамматический анализ, составление плана);
  • Оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
  • Комментировать \ объяснять те или иные факты, описанные в тексте.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации  Умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации

  • Умение просмотреть текст (статью или несколько статей из газеты, журнала) и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ)   Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей): Ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера; Изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных); Просмотрового \ поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой \ интересующей информации из текста статьи, проспекта.

СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ЧТЕНИЕ)

Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных (в том числе страноведческих), художественных, прагматических, а также текстов из разных областей знания (с учетом межпредметных связей):

  • Ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
  • Изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
  • Просмотрового \ поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой \ интересующей информации из текста статьи, проспекта.

Развитие умений: выделять основные факты;  отделять главную информацию от второстепенной; предвосхищать возможные события \ факты;  раскрывать причинно-следственные связи между фактами; понимать аргументацию; извлекать необходимую \ интересующую информацию; определять свое отношение к прочитанному.

Развитие умений:

  • выделять основные факты;
  • отделять главную информацию от второстепенной;
  • предвосхищать возможные события \ факты;
  • раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
  • понимать аргументацию;
  • извлекать необходимую \ интересующую информацию;
  • определять свое отношение к прочитанному.
КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧАТЬ ЧТЕНИЮ? С самых первых уроков. Одновременно с формированием всех остальных навыков и умений. После достаточно продолжительного устного вводного курса. После небольшого устного вводного курса. После того. Как будут освоены базовые речевые модели в рамках нескольких учебных тем.

КОГДА НАЧИНАТЬ ОБУЧАТЬ ЧТЕНИЮ?

  • С самых первых уроков.
  • Одновременно с формированием всех остальных навыков и умений.
  • После достаточно продолжительного устного вводного курса.
  • После небольшого устного вводного курса.
  • После того. Как будут освоены базовые речевые модели в рамках нескольких учебных тем.
КАКОВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ? Последовательно обучать алфавиту с разграничением названия буквы и звуков, ею предаваемых. Обучать буквам, которые чаще всего встречаются в тех речевых моделях, которым мы обучаем (включая гласные и согласные). Начинать обучение с согласных букв в тех речевых моделях, которыми овладевают учащиеся. Сформировать звуко - буквенные соответствия на уровне согласных, которые в языке составляют «костяк» слова, а затем переходить к чтению гласных в разных типах слогов. Обучать чтению слов, не выделяя отдельные буквы, закрепляя лишь графический образ слова в целом. Читать интернациональные слова, одновременно изучая буквы и звуки, ими передаваемые, а также устанавливая их различия в родном и иностранном языках.

КАКОВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ?

  • Последовательно обучать алфавиту с разграничением названия буквы и звуков, ею предаваемых.
  • Обучать буквам, которые чаще всего встречаются в тех речевых моделях, которым мы обучаем (включая гласные и согласные).
  • Начинать обучение с согласных букв в тех речевых моделях, которыми овладевают учащиеся. Сформировать звуко - буквенные соответствия на уровне согласных, которые в языке составляют «костяк» слова, а затем переходить к чтению гласных в разных типах слогов.
  • Обучать чтению слов, не выделяя отдельные буквы, закрепляя лишь графический образ слова в целом.
  • Читать интернациональные слова, одновременно изучая буквы и звуки, ими передаваемые, а также устанавливая их различия в родном и иностранном языках.
Чтение про себя – основная форма чтения - имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой. Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другму лицу.
  • Чтение про себя – основная форма чтения - имеет целью извлечение информации, оно «монологично», совершается наедине с собой.
  • Чтение вслух – вторичная форма, оно «диалогично», его назначение в основном в передаче информации другму лицу.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ И ПРО СЕБЯ Форма чтения Начальный этап Вслух 90% Средний этап Про себя Старший этап 50% 10% 10% 50% 90%

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ И ПРО СЕБЯ

Форма чтения

Начальный этап

Вслух

90%

Средний этап

Про себя

Старший этап

50%

10%

10%

50%

90%

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ Дотекстовый период – отработка первичной материи (графики), чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, простых предложений. Текстовый период – чтение простых, но связных текстов.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ

  • Дотекстовый период – отработка первичной материи (графики), чтение букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний, простых предложений.
  • Текстовый период – чтение простых, но связных текстов.
РЕЖИМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ Чтение вслух на основе эталона (речь учителя, звукозапись). Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени. Чтение без эталона и предварительной подготовки.

РЕЖИМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ВСЛУХ

  • Чтение вслух на основе эталона (речь учителя, звукозапись).
  • Чтение вслух без эталона, но с подготовкой во времени.
  • Чтение без эталона и предварительной подготовки.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ Темп чтения (определенное количество слов в минуту); Соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.); Соблюдение норм паузации; Использование правильных моделей интонирования; Понимание прочитанного.

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ

  • Темп чтения (определенное количество слов в минуту);
  • Соблюдение норм ударения (смыслового, логического; не ударять служебные слова и т.д.);
  • Соблюдение норм паузации;
  • Использование правильных моделей интонирования;
  • Понимание прочитанного.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА Отбор жюри (3-4 человека из занявших первые призовые места на предыдущем конкурсе). Определить параметры, по которым проводится конкурс: качество произношения наиболее трудных звуков, ударение (словесное, фразовое), паузы, мелодика, беглость и выразительность. Чтения текста участниками конкурса (тексты могут быть разными). Решение смысловых задач, отличающихся от тех, которые предлагались при первом обращении к этим текстам. Оценка чтения членами жюри, определение призовых мест.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА НА ЛУЧШЕГО ЧТЕЦА

  • Отбор жюри (3-4 человека из занявших первые призовые места на предыдущем конкурсе).
  • Определить параметры, по которым проводится конкурс: качество произношения наиболее трудных звуков, ударение (словесное, фразовое), паузы, мелодика, беглость и выразительность.
  • Чтения текста участниками конкурса (тексты могут быть разными).
  • Решение смысловых задач, отличающихся от тех, которые предлагались при первом обращении к этим текстам.
  • Оценка чтения членами жюри, определение призовых мест.
ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ТЕКСТАМ Соблюдать разумный баланс в объеме текстов. Слишком длинные тексты утомляют. Только на коротких невозможно формировать многие виды чтения. Место основной идеи либо в начале, либо в конце текста. Соотносить тематику текстов с учебной программой и с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания. Образования и развития личности. Соответствие проблематики текстов возрасту, интересам и возможностям обучаемых.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНЫМ ТЕКСТАМ

  • Соблюдать разумный баланс в объеме текстов. Слишком длинные тексты утомляют. Только на коротких невозможно формировать многие виды чтения.
  • Место основной идеи либо в начале, либо в конце текста.
  • Соотносить тематику текстов с учебной программой и с реальными возрастными интересами и потребностями учащихся, с едиными задачами воспитания. Образования и развития личности.
  • Соответствие проблематики текстов возрасту, интересам и возможностям обучаемых.
ФОРМЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОНТРОЛЬ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ Задания на множественную подстановку. Задания на множественный выбор. Восстановление текста. Поиск конкретной информации.

ФОРМЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА КОНТРОЛЬ РАЗНООБРАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧТЕНИЯ

  • Задания на множественную подстановку.
  • Задания на множественный выбор.
  • Восстановление текста.
  • Поиск конкретной информации.
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ Дотекстовый. Цель – определить речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей. Текстовый. Цель – проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Послетекстовый. Цель – использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Дотекстовый. Цель – определить речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.
  • Текстовый. Цель – проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.
  • Послетекстовый. Цель – использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
ЗАДАНИЯ ДОТЕКСТОВОГО ЭТАПА Работа с заголовком. Определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения и т.д. Использование ассоциаций, связанных с именем автора. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику текста на основе языковой догадки. Просмотреть текст (абзац) и определить, о чем текст. Прочесть вопросы по тексту и определить его тематику.

ЗАДАНИЯ ДОТЕКСТОВОГО ЭТАПА

  • Работа с заголовком. Определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения и т.д.
  • Использование ассоциаций, связанных с именем автора.
  • Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
  • Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику текста на основе языковой догадки.
  • Просмотреть текст (абзац) и определить, о чем текст.
  • Прочесть вопросы по тексту и определить его тематику.
ЗАДАНИЯ ТЕКСТОВОГО ЭТАПА Найти \ выбрать \ прочесть \ соединить \ вставить ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности (ложности) утверждений; подходящий заголовок к абзацам; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; описание внешности, места и т.д. Догадаться о значении слова по контексту; какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события в следующей части.

ЗАДАНИЯ ТЕКСТОВОГО ЭТАПА

  • Найти \ выбрать \ прочесть \ соединить \ вставить ответы на предложенные вопросы; подтверждение правильности (ложности) утверждений; подходящий заголовок к абзацам; подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; описание внешности, места и т.д.
  • Догадаться о значении слова по контексту; какой из предложенных переводов наиболее точно отражает его значение в данном контексте; как будут развиваться события в следующей части.
ЗАДАНИЯ ПОСЛЕТЕКСТОВОГО ЭТАПА Использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи: Опровергнуть утверждения или согласиться с ними. Доказать, что… Охарактеризовать… Составить план текста. Рассказать текст от лица… Кратко изложить содержание текста Придумать, что могло бы случиться, если… Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д.

ЗАДАНИЯ ПОСЛЕТЕКСТОВОГО ЭТАПА

  • Использовать ситуацию текста в качестве языковой \ речевой \ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи:
  • Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.
  • Доказать, что…
  • Охарактеризовать…
  • Составить план текста.
  • Рассказать текст от лица…
  • Кратко изложить содержание текста
  • Придумать, что могло бы случиться, если…
  • Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в другом жанре и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!