Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Иркутской области
«Центр развития дополнительного образования детей»
Рабочая программа 2-ого года обучения
по дополнительной общеразвивающей программе
«Обучение чтению и письму. Начальный этап говорения»
Адресат программы: младший школьный
возраст (2-4 класс)
Срок реализации: 1год
Направленность: естественно-научная
Форма обучения: очная
Тип программы: адаптированная, для детей с ОВЗ
Разработчик программы: Щербакова Наталья Сергеевна
педагог дополнительного образования центра дистанционного образования ЦРДОД
(I КК)
г. Иркутск, 2016 год
Задачи и цели, соответствующие 2-ому году обучения
Цель: помощь детей с ограниченными возможностями здоровья в овладении иноязычными компетенциями в области письменной и устной речи; помощь в их социальной адаптации к условиям жизни в современном обществе.
Задачи программы:
Обучающие:
- научить читать связные тексты с полным пониманием (с включением незнакомой лексики);
- научить читать тексты с целью общего понимания содержания;
- научить читать тексты с целью нахождения нужной информации;
- научить выстраивать простейшие диалоги на бытовую тематику;
- научить выстраивать простейшие высказывания информационного или -описательного характера на бытовую тематику;
-научить образовывать и использовать в практическом применении глаголы во
временах следующих групп:
Simple (Past, Present, Future)
Развивающие:
- улучшить координацию движений, память, мелкую моторику рук;
- развивать артикуляционные возможности речевого аппарата как на английском, так и на родном языке;
- развить интерес к произносительным особенностям устной речи на родном языке;
- развить творческие способностей детей через активные творческие задания, пение и декламацию на английском языке;
- развивать интерес и способность к самостоятельному поиску информации по интересующим вопросам как на бумажных, так и электронных носителях, а также посредством Internet.
Воспитательные:
- помочь поверить в свои силы;
- воспитывать терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели;
- развивать этику коммуникативных отношений, уважительное отношение к старшим;
- воспитывать толерантное отношение к иноязычным культурам;
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: дети-инвалиды, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий, имеющие нормальный коэффициент умственного развития.
Срок освоения программы: 1 год, 36 учебных недель, 9 месяцев.
Возраст учащихся: 8-10 лет.
Режим занятий
Этапы образовательного процесса | 2016-2017 учебный год |
Начало учебных занятий (периодов) | с 15 сентября 2016 г. |
Количество учебных недель | 36 |
Количество учебных дней | 36 |
Входной контроль | 15 сентября 2016 г. |
Итоговая аттестация (при завершении изучения ДРП) | 15 июня 2016 г. |
Окончание учебных занятий (периодов) | 15 июня 2016 г. |
Каникулы осенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы зимние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Каникулы весенние | Занятия по расписанию, досуговые мероприятия по плану отдела |
Объём программы: 36 часов.
Планируемые результаты 2-ого года обучения
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию в письменной и устной речи на английском языке на начальном этапе.
В результате обучения в течение полного учебного года по программе 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
Предметные результаты:
знакомство с гласными буквами английского языка;
• знакомство с согласными буквами английского языка;
• знакомство с гласными звуками английского языка;
• знакомство с согласными звуками английского языка;
• овладение приёмами написания заглавных и строчных букв английского языка;
• овладение приёмами записывания звуков английского языка через транскрипцию (основные звуки без звукосочетаний);
• умение читать простые слова с гласными в закрытом и открытом слогах;
• умение читать большие по объёму рифмованные тексты с предварительным заучиванием;
• умение писать под диктовку знакомые и незнакомые слова на демонстрацию различных правил чтения;
• умение воспроизвести английский алфавит наизусть;
• умения читать слова приветствия и прощания.
Метапредметные результаты:
• умение сознательно использовать знания и умения, полученныe на занятиях для воплощения собственного замысла;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение рационально планировать и использовать время на выполнение заданий;
• умения применить компетенции пользователя компьютером во время учебных действий.
Личностные результаты:
• формирование терпимого и уважительного отношения к особенностям грамматики английского языка, отличного от языковой логики русскоязычных учащихся;
• дальнейшее формирование уважительного отношения к иноязычным культурам;
• развитие образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса;
• привитие этических норм межличностных отношений
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе положительной мотивации к обучению и познанию.
Календарно-тематический план второго года обучения
№ | Дата | Корректировка | Название раздела и темы | Форма занятия | Форма контроля результативности | Часы |
1.1 | 09/15/16 | | Вводный урок. Знакомство с фонетическим строем английскогоязыка | Вводная лекция с элементами беседы | | 1 |
2.1 | 09/22/16 | | Гласные звуки. Буква Ii. Правила произношения. Способы передачи в письменной речи. Словообразовательная функция | Ознакомление с ноым материалом | | 1 |
2.2 | 09/29/16 | | Практика. Чтение и письмо, Диалог в кафе | Применение знаний и умений | Подстановочное упражнение | 1 |
2.3 | 10/06/16 | | [l] — [o].Правила произношения. Способы передачи в письменной речи. Словообразовательная функция | Ознакомление с ноым материалом | | |
2.4 | 10/13/16 | | [l] -[o].Практика и письмо: Время пить чай | Применение знаний и умений | Письменное высказывание по образцу | 1 |
2.5 | 10/20/16 | | [r] - [a].Правила произношения. Способы передачи в письменной речи. Словообразовательная функция | Ознакомление с ноым материалом | Письменное высказывание по образцу | 1 |
2.6 | 10/27/16 | | [r] — [a].Практика. Чтение и письмо: Время пить чай | Применение знаний и умений | | |
2.7 | 10.11.16 | | [h]-[u]-[e]Правила произношения. Способы передачи в письменной речи. Словообразовательная функция | Ознакомление с ноым материалом | | 1 |
2.8 | 17.11.16 | | [h]-[u]-[e]Практика. Чтение и письмо: Маленькая кошка . Стишки | Применение знаний и умений | Чтение наизусть | 1 |
2.9 | 24.11.16 | | [l] - [w]Правила произношения. Способы передачи в письменной речи. Словообразовательная функция | Ознакомление с ноым материалом | | 1 |
2.10 | 01.12.16 | | [l] -[w]Практика. Чтение и письмо: Поздравляю с днём рождения! | Применение знаний и умений | Творческая работа: поздравительная открытка | 1 |
3.1 | 08.12.16 | | Согласные звуки. Отличие от русскогоязыка. Звуковая ромашка3 | Вводная лекция с элементами беседы | Творческая работа: ромашка с лепестками-звуками | 1 |
3.2 | 15.12.16 | | [h] Правило произношения. Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
3.3 | 22.12.16 | | [h] Практика. Чтение и письмо: Знакомство | Применение знаний и умений | Применение знаний и уменийСоставление мини-диалога по образцу | 1 |
3.4 | 29.12.16 | | [n]Правило произношения. Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
3.5 | 12.01.17 | | [n]Практика. Чтение и письмо:Приветствие утром и вечером | Применение знаний и умений | Творческая работа: рисунок акварелью | 1 |
3.6 | 19.01.17 | | [t], [d], [n],[l]Правило произношения.Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материало | | 1 |
3.7 | 26.01.17 | | [t], [d], [n],[l] Практика. Чтение и письмо:Личные имена. Диалоги-приветствия | Применение знаний и умений | Запись имён членов семьи и друзей | 1 |
3.8 | 02.02.17 | | [t] — [d] Правило произношения. Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
3.9 | 09.02.17 | | [t] - [d] Практика. Чтение и письмо: Правила хорошего тона | Применение знаний и умений | Пальчиковая игра-приветствие | 1 |
3.10 | 16.02.17 | | Сравнение звуков [s] - [t]Практика. Чтение и письмо: | Применение знаний и умений | Пальчиковая игра «Моя семейка и соседи» | 1 |
3.11 | 24.02.17 | | [r] Правило произношения. Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
3.12 | 02.03.17 | | [r] Практика. Чтение и письмо:Стихотворение Маршака на английском языке | Применение знаний и умений | Творческая работа: картинки-иллюстрации к стишкам | 1 |
3.13 | 09.03.17 | | [v] - [w]Правило произношения. Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
3.14 | 16.03.17 | | [v] - [w] Практика. Чтение и письмо: Почему ты плачешь, Вилли? | Применение знаний и умений | | 1 |
3.15 | 23.03.17 | | s],[z],[k]Правило произношения. Особенности артикуляции | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
3.16 | 06.04.17 | | [s],[z],[k]Практика. Чтение и письмо:Что бы съесть? | Применение знаний и умений | Творческая работа: составление и оформление праздничного миню | 1 |
4.1 | 20.04.17 | | Комбинация звуков: [au], [ai] в словах | Ознакомление с новым материалом | | 1 |
4.2 | 27.04.17 | | Комбинация звуков: [au], [ai] в словах | Применение знаний и умений | Запись под диктовку | 1 |
5.1 | 04.05.17 | | Полезные выражения. Речевые клише в диалогической речи | Расширение знаний и умений | | 1 |
5.2 | 11.05.17 | | Полезные выражения и эмоциональный окрас речи | Расширение знаний и умений | | 1 |
5.3 | 18.05.17 | | Пословицы и поговорки в английском языке | Расширение знаний и умений | | 1 |
5.4 | 25.05.17 | | Это интересно! Правила поведения | | Контрольное чтение | 1 |
5.5 | 01.06.17 | | Это интересно! Некоторые правила английского этикета | | Контрольное письмо | 1 |
5.6 | 08.06.17 | | Контрольная работа | | | 16. |
6.1 | 15.06.17 | | Подведение итогов года. Вручение сертификата «Can pronounce all English sounds» Могу произносить все английские звуки. | Практическая работа | Итоговая работа. Выставка работ | |
Комплекс организационно-педагогических условий
Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности Оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностик |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям; | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой); средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др |
2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 1-3 4-7 8-10 | Собеседование |
II. Практическая под готовка ребенка: 1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
2.Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1-3 4-7 8-10 | Контрольные задания |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 1. Учебно-интеллектуальные умения: 1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при выполнении самостоятельной работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (выполнение самостоятельной работы с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося, его учебно-исследовательских работ |
2. Учебно-коммуникативные умения: Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения в восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); • средний уровень (воспринимает информацию с помощью педагога или родителей) • максимальный уровень (в восприятии информации, идущей от педагога, не испытывает особых трудностей) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, анализ способов деятельности учащегося |
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | |
2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | |
3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение |
3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | минимальный уровень умений (…) • средний уровень (…) • максимальный уровень (…) | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, собеседование |
3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | удовл.-хорошо-отлично | 1-3 4-7 8-10 | Наблюдение, практическая работа |
Мониторинг развития личности учащихся в системе дополнительного образования
Параметры | Критерии | Степень выраженности качества (оценивается педагогом в процессе наблюдения за учебно-практической деятельностью ребенка и ее результатами) | Баллы |
Мотивация | Выраженность интереса к занятиям | Интерес практически не обнаруживается | 1 |
| | Интерес возникает лишь к новому материалу | 2 |
| | Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения | 3 |
| | Устойчивый учебно-познавательный интерес, но он не выходит за пределы изучаемого материала | 4 |
| | Проявляет постоянный интерес и творческое отношение к предмету, стремится получить дополнительную информацию | 5 |
Самооценка | Самооценка деятельности на занятиях | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя | 1 |
| | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь то, знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия | 2 |
| | Может с помощью учителя оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных ему способов действий | 3 |
| | Может самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов действия | 4 |
Нравственно-этические установки | Ориентация на общепринятые моральные нормы и их выполнение в поведении | Часто нарушает общепринятые нормы и правила поведения | 1 |
| | Допускает нарушения общепринятых норм и правил поведения | 2 |
| | Недостаточно осознает правила и нормы поведения, но в основном их выполняет | 3 |
| | Осознает моральные нормы и правила поведения в социуме, но иногда частично их нарушает | 4 |
| | Всегда следует общепринятым нормам и правилам поведения, осознанно их принимает | 5 |
Познавательная сфера | Уровень развития познавательной активности, самостоятельности | Уровень активности, самостоятельности ребенка низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, любознательность не проявляется | 1 |
| | Ребенок недостаточно активен и самостоятелен, но при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок | 2 |
| | Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах, находит новые способы решения заданий | 3 |
Регулятивная сфера | Произвольность деятельности | Деятельность хаотичная, непродуманная, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая и организующая помощь малоэффективна | 1 |
| | Удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке | 2 |
| | Ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца | 3 |
| Уровень развития контроля | Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок | 1 |
| | Контроль носит случайный непроизвольный характер; заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий | 2 |
| | Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их | 3 |
| | При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок | 4 |
| | Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы | 5 |
Коммуникативная сфера | Способность к сотрудничеству | В совместной деятельности не пытается договориться, не может прийти к согласию, настаивает на своем, конфликтует или игнорирует других | 1 |
| | Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет аргументировать свою позицию и слушать партнера | 2 |
| | Способен к взаимодействию и сотрудничеству (групповая и парная работа; дискуссии; коллективное решение учебных задач) | 3 |
| | Проявляет эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентируется на партнера по общению, умеет слушать собеседника, совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь | 4 |
Методические материалы
Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий
1. Во время занятий будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания педагога.
2. Соблюдайте расстояние до экрана монитора — 60-70 см. При напряженной длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
3. За компьютером сидите свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, не вытягивайте их и не подгибайте.
4. Если стул с регулируемой высотой, то ее следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках. Плечи при работе должны быть расслаблены. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
5. Работать на клавиатуре (технике) разрешается только чистыми, сухими руками; легко нажимая на клавиши, не допуская резких уда¬ров и не задерживая клавиши в нажатом положении.
6. Нельзя трогать питающие провода и разъемы соединительных кабелей, прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора, размещать на рабочем месте посторонние предметы, вставать со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
7. В случае поломки не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе компьютера, аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе техники немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
Правила техники безопасности
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.