СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей с интеллектуальными нарушениями рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с интеллектуальными нарушениями рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию»

Методика обучения детей с интеллектуальными нарушениями рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию

Методика обучения детей с интеллектуальными нарушениями рисованию с натуры, тематическому и декоративному рисованию

 В программу учебного предмета «Рисование» для детей с интеллектуальными нарушениями включены следующие виды рисования: Рисование с натуры Рисование по образцу Рисование на темы Декоративное рисование

В программу учебного предмета «Рисование» для детей с интеллектуальными нарушениями включены следующие виды рисования:

Рисование с натуры

Рисование по образцу

Рисование на темы

Декоративное рисование

Рисование с натуры (или по образцу) Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с на­туры заключается в следующем: формирование перцептивных действий, т. е. умений обсле­довать предметы по форме, цвету, величине и определять их по­ложение в пространстве; воспитание осмысленного, дифференцированного воспри­ятия предметов и явлений окружающей действительности; качественное улучшение зрительных представлений; развитие мыслительных операций (анализ, синтез, срав­нение, обощение); коррекция пространственных представлений; развитие речи как регулятора деятельности и средства об­щения; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; формирование положительных качеств личности: самостоя­тельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Рисование с натуры (или по образцу)

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с на­туры заключается в следующем:

  • формирование перцептивных действий, т. е. умений обсле­довать предметы по форме, цвету, величине и определять их по­ложение в пространстве;
  • воспитание осмысленного, дифференцированного воспри­ятия предметов и явлений окружающей действительности;
  • качественное улучшение зрительных представлений;
  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, срав­нение, обощение);
  • коррекция пространственных представлений;
  • развитие речи как регулятора деятельности и средства об­щения;
  • воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему;
  • формирование положительных качеств личности: самостоя­тельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.
Рисование с натуры (или по образцу) Среди приёмов и методов работы над построением рисунка наиболее важными являются: метод сравнения (формы, цвета, величины объектов и др.); приём завершения изображения (дорисовывания); метод сочетания разных видов изобразительной деятельности в опре­делённой последовательности при формировании у детей двигательных об­разов «сложных объектов» («дерево», «дом», «человек», «животное»), а имен­но: сначала лепка или аппликация (составление целого из частей), затем рисунок; приём совместных (учитель—ученик) поэтапных изобразительных действий при рисовании.

Рисование с натуры (или по образцу)

Среди приёмов и методов работы над построением рисунка наиболее важными являются:

  • метод сравнения (формы, цвета, величины объектов и др.);
  • приём завершения изображения (дорисовывания);
  • метод сочетания разных видов изобразительной деятельности в опре­делённой последовательности при формировании у детей двигательных об­разов «сложных объектов» («дерево», «дом», «человек», «животное»), а имен­но: сначала лепка или аппликация (составление целого из частей), затем рисунок;
  • приём совместных (учитель—ученик) поэтапных изобразительных действий при рисовании.
Рисование с натуры (или по образцу) Одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах. Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета?»

Рисование с натуры (или по образцу)

Одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах.

Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов:

  • Как называется предмет?
  • Из чего сделан предмет?
  • Где применяется предмет?
  • Сколько частей в предмете?
  • Какую форму имеют части предмета?
  • Какого цвета каждая из частей?
  • Как расположены части предмета?»
Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях. Поиск, называние и сопоставление ее с изображаемым предметом активизируют умственную деятельность школьников, повышают интерес к занятиям. Рисование с натуры (или по образцу)

Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях. Поиск, называние и сопоставление ее с изображаемым предметом активизируют умственную деятельность школьников, повышают интерес к занятиям.

Рисование с натуры (или по образцу)

Построение любого рисунка требует соблюдения определенной последовательности. В связи с этим большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения задания. Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка на предметно-операционном плане. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования. Обучающиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют, подражая учителю, в соответствии с его указаниями. Рисование с натуры (или по образцу)

Построение любого рисунка требует соблюдения определенной последовательности. В связи с этим большое внимание на уроках рисования с натуры учитель должен уделять методу показа выполнения задания.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок — очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка на предметно-операционном плане.

Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования. Обучающиеся достаточно точно соблюдают порядок работы и действуют, подражая учителю, в соответствии с его указаниями.

Рисование с натуры (или по образцу)

Рисование с натуры (или по образцу) Приступая к работе, обучающийся решает, как правильно положить лист бумаги. Если высота предмета больше, чем его ширина, лист кладется вертикально, если же ширина больше высоты — горизонтально. Систематический контроль за соблюдением этого правила дает хорошие результаты и обучающиеся усваивают его достаточно быстро. Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ребенок должен в нем определить, — это отношение высоты предмета к его ширине. Данная операция является наиболее сложной для детей с интеллектуальными нарушениями. Однако постоянное побуждение обучающихся к ее выполнению приучает детей соразмерять в предмете высоту и ширину а затем переносить их на бумагу.

Рисование с натуры (или по образцу)

Приступая к работе, обучающийся решает, как правильно положить лист бумаги. Если высота предмета больше, чем его ширина, лист кладется вертикально, если же ширина больше высоты — горизонтально. Систематический контроль за соблюдением этого правила дает хорошие результаты и обучающиеся усваивают его достаточно быстро.

Какое бы пространственное положение ни занимал предмет, первое, что ребенок должен в нем определить, — это отношение высоты предмета к его ширине. Данная операция является наиболее сложной для детей с интеллектуальными нарушениями. Однако постоянное побуждение обучающихся к ее выполнению приучает детей соразмерять в предмете высоту и ширину а затем переносить их на бумагу.

Рисование с натуры (или по образцу) При организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования с натуры (по образцу) важное значение имеет подбор объектов изображения . Отбирая модели, необходимо предусмотреть, чтобы они были достаточной величины, имели четкую структуру и не требовали слишком сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интересным для обучающихся.

Рисование с натуры (или по образцу)

При организации коррекционно-воспитательной работы на уроках рисования с натуры (по образцу) важное значение имеет подбор объектов изображения . Отбирая модели, необходимо предусмотреть, чтобы они были достаточной величины, имели четкую структуру и не требовали слишком сложного анализа и синтеза. Важно также и то, чтобы предмет изображения был интересным для обучающихся.

Рисование с натуры Занятия лепкой на уроках изобразительного искусства (рисования) и последующее рисование вылепленного предмета служат своеобраз­ным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного вос­приятия объемного предмета к его плоскостному изображению (на­пример, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, гри­бов). Это способствует более прочному усвоению знаний и ускоряет процесс формирования элементарных навыков рисования.

Рисование с натуры

Занятия лепкой на уроках изобразительного искусства (рисования) и последующее рисование вылепленного предмета служат своеобраз­ным этапом на пути от зрительного и мышечно-осязательного вос­приятия объемного предмета к его плоскостному изображению (на­пример, лепка из пластилина и рисование овощей, фруктов, гри­бов). Это способствует более прочному усвоению знаний и ускоряет процесс формирования элементарных навыков рисования.

Рисование на темы Тематическое рисование занимает не менее важное место в учеб­ной программе по изобразительному искусству. Рисование на темы предполагает изображение по представле­нию отдельных предметов или несложных сюжетов из окружаю­щей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных про­изведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с оп­ределенной целью — отразить в графической форме конкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соот­ветствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Зна­чительные усилия требуются от детей, чтобы они могли решать задачи по композиции рисунка.

Рисование на темы

Тематическое рисование занимает не менее важное место в учеб­ной программе по изобразительному искусству. Рисование на темы предполагает изображение по представле­нию отдельных предметов или несложных сюжетов из окружаю­щей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных про­изведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с оп­ределенной целью — отразить в графической форме конкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соот­ветствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Зна­чительные усилия требуются от детей, чтобы они могли решать задачи по композиции рисунка.

Рисование на темы При оценке работ в целом учитель обращает внимание на сле­дующие моменты: насколько полно раскрыта тема изобразительными средст­вами; проявил ли обучающийся творчество в работе или действовал шаб­лонно; насколько точно передан графический образ тех или иных предметов; насколько правильно обучающийся расположил части рисунка на плоскости листа бумаги; точно ли соблюдены пространственные характеристики изоб­раженных предметов; соответствует ли цвет рисунков цвету изображаемых предметов.

Рисование на темы

При оценке работ в целом учитель обращает внимание на сле­дующие моменты:

  • насколько полно раскрыта тема изобразительными средст­вами;
  • проявил ли обучающийся творчество в работе или действовал шаб­лонно;
  • насколько точно передан графический образ тех или иных предметов;
  • насколько правильно обучающийся расположил части рисунка на плоскости листа бумаги;
  • точно ли соблюдены пространственные характеристики изоб­раженных предметов;
  • соответствует ли цвет рисунков цвету изображаемых предметов.
Рисование на темы   Примерный перечень тем, включенных в программу уроков рисования в I-V классах: рисование на темы, связанные с временами года, изменениями в природе: «Летний день», «Пасмурный день», «Ясный день», «Дом в деревне» «Морские волны», «Море спокойное», «Осень. Птицы улетают», «Осенние деревья», «Ветер дует», «Зима», «Лес зимой», «Деревья в лесу. Домик лесника», «Луговые травы», «В парке весной»; рисование на темы, связанные с изображением человека: «Зимние забавы детей», «Дети лепят снеговиков», «Летний отдых», «Летом за грибами», «Улица моего города», «Мама готовит обед», «Я сижу за столом, завтракаю», «Дети катаются с горки», «Ребята катаются на коньках», «Ребята строят снежную крепость», поздравительная открытка к Новому году, «Школьные соревнования в беге»; рисование на темы, связанные с изображением животных, птиц, насекомых: «Белые уточки на реке», «Звери в зоопарке», «Скворец на ветке», «Бабочки», «Птичка зарянка на дереве», «Сказочная птица».  

Рисование на темы

 

Примерный перечень тем, включенных в программу

уроков рисования в I-V классах:

  • рисование на темы, связанные с временами года, изменениями в природе: «Летний день», «Пасмурный день», «Ясный день», «Дом в деревне» «Морские волны», «Море спокойное», «Осень. Птицы улетают», «Осенние деревья», «Ветер дует», «Зима», «Лес зимой», «Деревья в лесу. Домик лесника», «Луговые травы», «В парке весной»;
  • рисование на темы, связанные с изображением человека: «Зимние забавы детей», «Дети лепят снеговиков», «Летний отдых», «Летом за грибами», «Улица моего города», «Мама готовит обед», «Я сижу за столом, завтракаю», «Дети катаются с горки», «Ребята катаются на коньках», «Ребята строят снежную крепость», поздравительная открытка к Новому году, «Школьные соревнования в беге»;
  • рисование на темы, связанные с изображением животных, птиц, насекомых: «Белые уточки на реке», «Звери в зоопарке», «Скворец на ветке», «Бабочки», «Птичка зарянка на дереве», «Сказочная птица».

 

Декоративное рисование Французское слово decor означает «узор». Декоратив­ное рисование — это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформле­ния праздничных плакатов, открыток и т.д. Значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразитель­ной деятельности в очень высокой степени способствует эсте­тическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование

Французское слово decor означает «узор». Декоратив­ное рисование — это рисование узоров, орнаментов, предназначенных для украшения различных предметов обихода, оформле­ния праздничных плакатов, открыток и т.д.

Значение декоративного рисования для развития умственно отсталых детей исключительно велико, так как оно обладает многими ценными свойствами. Тесно соприкасаясь с народным декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразитель­ной деятельности в очень высокой степени способствует эсте­тическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование Большое преимущество декоративного рисования состоит так­же в том, что оно предполагает так называемую стилизацию изо­бражаемого, т.е.: обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда доста­точно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета; плоскостное изображение объемных предметов , которое не тре­бует передачи светотени; условную передачу цвета , когда окраска рисунка может не соот­ветствовать окраске реально существующего предмета и поэтому обучающимся предоставлено право самим подбирать цвет.

Декоративное рисование

Большое преимущество декоративного рисования состоит так­же в том, что оно предполагает так называемую стилизацию изо­бражаемого, т.е.:

  • обобщение формы путем упрощения ее рисунка, когда доста­точно отразить только главные, наиболее характерные признаки данного предмета;
  • плоскостное изображение объемных предметов , которое не тре­бует передачи светотени;
  • условную передачу цвета , когда окраска рисунка может не соот­ветствовать окраске реально существующего предмета и поэтому обучающимся предоставлено право самим подбирать цвет.
Виды орнаментов Геометрический орнамент  Зооморфный орнамент  Растительный орнамент Меандровый орнамент  Антропоморфный орнамент  Геральдический орнамент  Каллиграфический орнамент

Виды орнаментов

Геометрический орнамент

Зооморфный орнамент

Растительный орнамент

Меандровый орнамент

Антропоморфный орнамент

Геральдический орнамент

Каллиграфический орнамент

Декоративное рисование Последовательность построения узора в полосе такова : сначала обучающиеся рисуют полосу (или получают готовую полоску бума­ги); затем делят ее на равные части; после этого заполняют их соответствующими рисунками, которые могут повторяться или чередоваться.

Декоративное рисование

Последовательность построения узора в полосе такова :

  • сначала обучающиеся рисуют полосу (или получают готовую полоску бума­ги);
  • затем делят ее на равные части;
  • после этого заполняют их соответствующими рисунками, которые могут повторяться или чередоваться.
Декоративное рисование Узоры в квадрате , так же, как и узоры в полосе, отличаются большим разнообразием. Широкое примене­ние они находят в архитектуре (роспись плафонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях текстильной промышленности (ук­рашения платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.). Существует несколько видов декоративного оформления: крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы за­полняются второстепенными элементами; квадрат делят на четыре равные части, в каждой из которых повторяются элементы узора; элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата; квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.

Декоративное рисование

Узоры в квадрате , так же, как и узоры в полосе, отличаются большим разнообразием. Широкое примене­ние они находят в архитектуре (роспись плафонов, орнаментика пола, изразцы) и в изделиях текстильной промышленности (ук­рашения платков, скатертей, салфеток, подушек и т.п.).

Существует несколько видов декоративного оформления:

  • крупный узор занимает всю середину квадрата, а углы за­полняются второстепенными элементами;
  • квадрат делят на четыре равные части, в каждой из которых повторяются элементы узора;
  • элементы узора располагаются в центре и на диагоналях квадрата;
  • квадрат украшают узорчатой каймой по краям, а середина остается свободной.
Декоративное рисование Схема построения узоров в круге , используемых для украше­ния посуды (тарелок, блюдец и т.д.), такая же, как и в квадрате. Приведем примеры: середина круга заполняется крупным узором, а край окаймля­ется нешироким декоративным рисунком; повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной; элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично относительно середины; таких элементов может быть четыре или восемь, и они чередуются (по форме и цвету) или повторяются.  

Декоративное рисование

Схема построения узоров в круге , используемых для украше­ния посуды (тарелок, блюдец и т.д.), такая же, как и в квадрате.

Приведем примеры:

  • середина круга заполняется крупным узором, а край окаймля­ется нешироким декоративным рисунком;
  • повторяющиеся элементы располагаются по краям, а середина остается свободной;
  • элементы узора размещаются на осевых линиях симметрично относительно середины; таких элементов может быть четыре или восемь, и они чередуются (по форме и цвету) или повторяются.