«Обучение говорению на английском языке на основе интерактивных заданий в начальной школе».
Содержание Введение ………………………………………………………………………… 3 Глава 1. Теоретические основы говорения в современном английском языке.
1.1. Говорение как вид речевой деятельности ………………………. 8
1.2. Интерактивное обучение ……………………………………….. 19
1.3. Монологическая и диалогическая речи, их отличительные черты…………………………………………………………...… 26
Выводы по главе ………………………………………………………...…… 38
Глава 2. Эмпирическая проверка эффективности интерактивных упражнений при обучении говорению.
2.1. Техника обучения монологической речи ………………………. 39
2.2. Методы и приемы обучения диалогической речи …………...… 46
2.3. Психолого – возрастные особенности младшего школьного возраста ………………………………………………………..……. 56
2.4. Результаты проведенного эксперимента по обучению говорению на основе интерактивных заданий ……………….……………..… 59
Выводы по главе …………………………………………………………..….. 64
Заключение ……………………………………………………………………... 65
Список использованных источников ……………………………………….… 67 Приложение №1 ………………………………………………………….…….. 72 Приложение №2 ………………………………………………………….…….. 77 Приложение №3 ………………………………………………………….…….. 79 Приложение №4 ………………………………………………………….…….. 81
3 Введение
В современном обществе все образованные люди утверждают, что знания английского языка сейчас просто необходимы. Английский нужен путешественникам, профессорам, студентам, бизнесменам и др. Везде нас окружает английский язык, который очень плотно внедрился в нашу жизнь. Вывески на иностранном языке, название фирм, предприятий, контор, различны надписи, предупреждения и большая часть интернета на английском языке. Этот язык признан международным языком, и поэтому именно его изучают многие, несмотря на то, что на свете существуют тысячи, а то и десятки тысяч различных языков. Не даром говорится «Сколько народов – столько и языков», о некоторых мы даже не слышали. Условия международного общения предопределяют значимость и необходимость владения основными видами речевой деятельности: чтением, письмом, говорением и легким восприятием иноязычной речи. Иностранный язык выступает как средством общения и познания, так и средством получения и накопления информации. В настоящее время перед образованием существует ряд вопросов, среди которых особую актуальность приобретает вопрос обучения иноязычному говорению. На сегодняшний день значение обучения общению на иностранном языке, где говорение играет главную роль, трудно переоценить. Говорение и устная речь в целом выходят на первостепенный план. Около двадцати лет назад при обучении говорению акцентировалось внимание на обучение монологу по причине ограниченности общения соотечественников с представителями разных мировых культур. В современном обучении основные акценты смещены к диалогу культур, поскольку общение в большинстве своем диалогично, но для общения важны умения как монологического, так и диалогического общения. Говорение является средством формирования как смежных языковых и речевых навыков и умений, так и самостоятельной целью обучения. 4 Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Еще английский методист Пальмер Гарольд, который придавал большое значение началу в изучении иностранного языка, писал: «Take care of the first two stages and the rest will take care of itself» - «Позаботься о первых двух ступенях обучения и остальные позаботятся о себе сами». [5;62] Обучение говорению, как процессу эффективному и результативному, требующему от ребят построения изречения в рамках конкретной ситуации общения, является трудной методической задачей, потому что овладение им вызывает некие затруднения для учеников и запрашивает огромного количества времени и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. На начальном этапе изучения главным назначением выступает формирование коммуникативного ядра или наиважнейшего умения иноязычной коммуникации, а так же создания у детей положительной мотивации, которая имеет свойство склонять школьников к познавательной деятельности и к активному освоению содержания образования. Содержанием урока должна оставаться всегда коммуникация. Обучая школьников иностранному языку, необходимо научить их общаться на этом языке. А научить этому возможно лишь в среде общения, то есть обучение иностранному языку должно протекать в виде естественной коммуникации. Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений в реальные условия, что в свою очередь приведет к формированию коммуникативной компетенции, которая является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция заключается в готовности и способности осуществлять и непосредственное общение (восприятие на слух, говорение), и опосредованное общение (например, чтение с пониманием иностранных текстов и письмо). Актуальность настоящей квалификационной работы обусᴫовᴫена соцᴎаᴫьной ᴈнаҹᴎмостью говорения в меҗᴫᴎҹностной коммунᴎкацᴎᴎ. Необходимо заложить основы ИКК в процессе обучения в рамках начальной 5 школы для дальнейшего развития и совершенствования на среднем и старшем этапе. В связи с вышеуказанным, целью настоящей работы является разработка комплекса упражнений, включая интерактивные задания для эффективного обучения говорению на английском языке в начальной школе. Для реализации поставленной цели в настоящей работе решаются следующие задачи:
1. Проанаᴫᴎᴈᴎровать психолого – педагогическую и методическую ᴫᴎтературу по данной теме.
2. Обобщить сᴎстему действᴎй по органᴎᴈацᴎᴎ процесса формᴎрованᴎя навыков и умений, необходимых для процесса говорения.
3. Рассмотреть процесс говорения, как вида речевой деятельности.
4. Раскрытие и анализ существующих методов говорения.
5. Анализ особенностей использования монологической и диалогической речи в обучении школьников.
6. Определить психолого – возрастные особенности школьников младшего звена.
7. Анализ использования различных видов методик обучения говорению.
8. Рассмотрение требований к содержанию и структуре упражнений и заданий в целях обучения говорению.
9. Разработка и экспериментальная отработка концепции комплекса упражнений. Объектом исследования данной работы является обучение говорению в начальной школе. Предметом исследования является изучение и отбор эффективных интерактивных заданий для обучения монологической и диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе. Для реализации исследовательских задач данной работы были использованы следующие методы исследования: анкетирование с целью выявления необходимости внедрения 6 интерактивных заданий на уроках английского языка; педагогическое наблюдение для определения значимости монологической и диалогической речи в обучении иностранному языку; метод статистической обработки полученных данных; метод наблюдения и качественного сравнения результатов; методы сбора информации. Гипотеза исследования. Говорение представляет собой коммуникативный процесс, в ходе обучения способствует более продуктивному изучению иностранного языка. Диалогическая и монологическая речи на уроках иностранного языка будут развиваться и совершенствоваться при соблюдения следующих условий:
1. использование серии упражнений в соответствии с требованиями и текущими навыками и умениями;
2. увеличение времени отведенного на развитие умения говорения на уроке;
3. учет индивидуально – психологических особенностей учащихся;
Специфика выбранной темы и поставленные задачи определяет соответствующую структуру работы. Данная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), выводов по главам, заключения, приложения и списка использованных источников. В школах мало уделяют внимание обучению говорению, не смотря на то, что говорение является важным компонентом для овладения иностранным языком и формирования иноязычной коммуникативной компетенции в итоге. Если мы в начальной школе увеличим количество уроков, направленных на развитие умения говорения, то усвоение материала будет эффективнее. В основе теоретического исследования лежат мысли многих философов, психологов, педагогов, в чьих работах личность рассматривалась как субъект деятельности. 7 При этом мы опирались на труды отечественных и зарубежных ученых Леонтьева А.А., Пассова Е.И., Колесниковой И.Л., Арутюновой Н.Д., Харламовой Н.В., Вайсбурга М.Л., Бабаянц А.В., Ляховицкого М.В., Якубинского Л.П., Выготского Л.С., Гальсковой И.Д., Зимней И.А., Роговой Г.В. и Скалкина В.Л.